Коробка перемены передач

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения реверсирования , при уменьшении поперечных размеров коробки перемены передач . Коробка перемены передач содержит корпус I, кинематически связанные центробежными и обгонными муфтами ведущий 2 и промежуточный 3 валы, снабженные обратной связью, и поочередно соединяемый с ними кареткой 25 сцепления ведомый вал 4. Последний соединен с автоматическим вариатором передаточного числа. Ведомый вал 4 размещен внутри промежуточного вала 3 соосно с последним, который вьтолнен пустотелым. Коробка перемены передач обеспечивает плавный ступенчатый автоматический переход с одной передачи на другую в зависимости от передаваемой мощности двигателя и нагрузки на ведущие колеса транспортного средства, а уменьшение размеров делает возможным устанавливать ее как на грузовом транспорте, так и на легковом, мотоциклах и т.д. 2 ил. с & СО Г fflj 27283f 14)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) И1) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1! 61743 (21) 4038950/27-11 (22) 14.01.86 (46) 23.05.87. Бюл. Р 19 (75) M.À.Ñìèðíoâ (53) 621.831(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1161743, кл. F 16 Н 3/20, 1983. (54) КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения реверсирования при уменьшении поперечных размеров коробки перемены передач. Коробка перемены передач содержит корпус 1, кинематически связанные центробежными и обгонными муфта(5!)4 F 16 Н 3/20, В 60 К 17 08 ми ведущий 2 и промежуточный 3 валы, снабженные обратной связью, и поочередно соединяемый с ними кареткой

25 сцепления ведомый вал 4. Последний соединен с автоматическим вариатором передаточного числа. Ведомый вал 4 размещен внутри промежуточного вала 3 соосно с последним, который выполнен пустотелым, Коробка перемены передач обеспечивает плавный ступенчатый автоматический переход с одной передачи на другую в зависимости от передаваемой мощности двигателя и нагрузки на ведущие колеса транспортного средства, а уменьшение размеров делает возможным устанавливать ее как на грузовом транспорте, так и на легковом, мотоциклах и т.д.

2 ил.

1 312284

Изобретение относится к транспортному машиностроению и является усовершенствованием устройства по авт.св. У 1161743.

Цель изобретения — расширение, 5 функциональных возможностей путем обеспечения реверсирования при уменьшении поперечных размеров коробки передачч.

На фиг. 1 приведена кинематичес- 10 кая схема коробки перемены передач; на фиг. 2 — выходной и промежуточный валы.

Коробка перемены передач содержит корпус 1, ведущий 2, промежуточный 15

3 и ведомый 4 валы. На ведущем валу

2 установлены состоящие из двух коаксиально расположенных барабанов центробежные муфты 5-7 соответственно первой, второй и третьей передач. 20

Ведущие барабаны 8 центробежных муфт с закрепленными на их окружностях подпружиненными грузиками 9 с фрикционными накладками посажены на валу 2 жестко, а ведомые барабаны 10, 25 выполненные совместно с шестернями зацепления, установлены на этом валу свободно. На промежуточном валу .3 установлены посредством обгонных муфт

11 шестерни 12-14 зацепления, соот- 30 ветственно первой, второй и третьей передач, находящиеся в постоянном сцеплении с шестернями центробежных муфт 5-7. На валу 3 жестко установлена тормозная шестерня 15, а на ведущем валу 2 установлена находящаяся в постоянном сцеплении с этой шестерней тормозная шестерня 16, соединенная с валом посредством обгонной муфты 17. Тормозные шестерни 15 и 16 обеспечивают обратную связь от двигателя к ведущим колесам транспортного средства.

Совместно с шестерней 5 и ведомым барабаном центробежной муфты первой 45 передачи выполнена шестерня 18 заднего хода, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 19, свободно установленной на ведомом валу 4. Совместно с шестерней 19 выполнена кони- 0 ческая шестерня 20, которая посредством промежуточной конической шестерни 21 находится в постоянном зацеплении с конической шестерней 22, выполненной совместно с шестерней 23.

Промежуточная коническая шестерня 21 установлена свободно на оси 24, закрепленной к корпусу коробки перемены передач.

На ведомом валу 4 подвижно в осевом направлении, установлена каретка

25 сцепления с двумя внутренними венцами зубьев для зацепления с шестерней 23 заднего хода или шестерней 26, изготовленной на промежуточном валу

3, С ведомым валом 4 соединен жестко автоматический вариатор, корпус 27 которого соединен с корпусом 1 коробки перемены передач. Автоматический вариатор состоит из двух связанных ременной передачей разъемных шкивов, установленных на ведомом 4 и силовом

28 валах. Разъемные шкивы изготовлены каждый из двух параллельно расположенных дисков, Диски 29 и 30 закреплены жестко на этих валах, а парные им диски 31 и 32 установлены с возможностью перемещения в осевом направлении и снабжены упорными стаканами 33 и 34. Силовой вал 28 выполнен из двух связанных спиральной пружиной 35 частей.

К корпусу 27 автоматического вариатора прикреплено средней частью с возможностью качания коромысло 36, соприкасающееся своими плечами с упорными стаканами 33 и 34, а одно его плечо шарнирно связано с червячной муфтой 37, установленной на червячной резьбе, выполненной на силовом валу 28.

Мощность пружины 35 вариатора на скручивание должна быть меньше на 20Ф

ЗОБ мощности двигателя транспортного средства, а мощность пружин грузиков 9 центробежных муфт на сжатие определяется отдельно для кажцой передачи.

Коробка перемены передач работает следующим образом, При запуске двигателя, его прогреве и регулировке оборотов каретка

25 сцепления находится в нейтральном положении, т.е. не соединена с mecтернями 23 или 26. После того, как двигатель запущен, прогрет и устойчиво работает на малых оборотах, при которых центробежные муфты всех передач находятся в разъединенном состоянии, посредством рычага переключения каретку 25 сцепления вводят в зацепление с шестерней 26,т.е. в положение — "anepep

При достижении оборотов двигателя, а с ним и ведущего вала 2 с центробежными муфтами, соответствующих первой передаче, грузики 9 центробежной муфты первой передачи заклинивают

1312284

3 ведущий 8 и ведомый 10 барабаны и крутящий момент от двигателя переда— ется от ведущего вала 2 на центробежную муфту первой передачи, шестерни

5 и 12, обгонную муфту 11, промежуточный вал 3, шестерню 26, каретку

25 сцепления, ведомый вал 4 и через автоматический вариатор на силовой вал 28, При этом центробежные муфты

6 и 7 соответственно второй и третьей 1О передач не заклинены, так как не достигнуты соответствующие этим передачам обороты двигателя, и поэтому в передаче крутящего момента не участвуют. f5

При достижении оборотов двигателя, а следовательно и ведущего вала 2 с центробежными муфтами, соответс гвующих второй передаче, заклинивается центробежная муфта 6 второй передачи и крутящий момент от двигателя передается на ведущий вал 2, центробежную муфту второй передачи, шестерни

6 и 13, обгонную муфту 11, промежуточный вал 3, шестерню 26, каретку 2525 сцепления, ведомый вал 4 и через вариатор на силовой вал 28. Центробежная муфта 7 третьей передачи не эаклинена и в передаче крутящего момента ие участвует, а центробежная муфта 5 первой передачи посредством своей шестерни входит в зацепление с шестерней 12, имеющей меньшую окружную скорость, чем шестерня 13 второй включенной передачи, и поэтому прово—

35 рачив ае тся о тносит ельн о промежуточного вала 3 на обгонной муфте 11, не участвуя в передаче крутящего момента.

При достижении оборотов двигателя, соответствующих третьей передаче, срабатывает центробежная муфта 7 этой передачи и крутящий момент ат двигателя передается на ведущий вал 2, центробежную муфту 7 третьей переда- 45 чи, шестерни 7 и 14, обгонную муфту

11, промежуточный вал 3, шестерню 26, каретку 25 сцепления, ведомый вал 4, автоматический вариатор и на силовой вал 28, Шестерни 12 и 13 первой и вто-5О рой передачи, соединенные с шестернями, а следовательно и с заклиненными центробежными муфтами 5 и 6 этих передач, имеют меньшие окружные скорости, чем шестерня 14 включенной передачи, и поэтому проворачиваются относительно промежуточного вала 3 на обгонных муфтах 11, не участвуя в передаче крутящего момента.

На кинематической схеме и в описании приведена трехступенчатая короб: ка перемены передач, но она может быть двух-,четырех- и более ступенчатой.

Движение транспортного средства назад обеспечивается установкой каретки 25 сцепления в положение "назад" посредством рычага переключения, в зацепление с шестерней 23, кинематически связанной с шестерней

18 заднего хода. Крутящий момент в этом случае передается от двигателя на ведущий вал 2, центробежную муфту первой передачи, шестерни 18-23, каретку 25 сцепления, ведомый вал 4, вариатор и силовой вал 28.

Режим движения транспортного средства с торможением двигателем данными передачами быть обеспечен не может вследствие наличия обгонных муфт

11. Поэтому в передачу введена об— ратная связь — тормозные шестерни

15 и„lб с обгонной муфтсй 17. Крутящий момент в этом случае передается от ведущих колес транспортного средства на ведомый вал 4, каретку 25 сцепления, шестерню 26, промежуточный вал 3, шестерни 15 и !6, обгонную муфту 17, ведущий вал 2 и на двигатель.

При движении транспортного средства по труднопроходимому участку пути, например по рыхлому снегу или песку, подъеме в гору и т,д., увеличение крутящего момента на ведущие колеса обеспечивает автоматический вариатор. При увеличении нагрузки на ведущие колеса силовой вал 28 при наличии спиральной пружины 35 пропорционально этому скручивается и червячная муфта 37 передвигается по резьбе силового вала 28 в осевом направлении, воздействуя посредством коромысла 36 ча упорные стаканы 33 и

34, вследствие чего подвижный в осевом направлении диск 31 передвигается влево, а диск 32 — вправо. Этим обеспечивается соответствующее нагрузке на ведущие колеса передаточное число, выбранное наиболее точно автоматическим вариатором, т.е. обеспечивается отсутствие перегрузки двигателя и экономия горючего.

После преодоления труднопроходимого участка пути посредством резкого сбрасывания оборотов двигателя путем прекращения нажатия на педаль

1312284 акселератора пружина 35 вариатора возвращается в исходное положение.

Затем плавным нажатием на педаль акселератора движение транспортного средства продолжается с необходимой условиям скоростью.

Формула изобретения

Составитель С.Белоусько

Техред М.Ходанич

Редактор П.Гереши

Корректор А. Ворович

Заказ 1951/33

Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка перемены передач, по 10 авт.св. 11 1161743, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения реверсирования нри уменьшении поперечных размеров короб-15 ки перемены передач, она снабжена механизмом реверсирования, а ведомый вал установлен внутри выполненного полым промежуточного вала, при этом механизм реверсирования включает в себя дополнительную пару шестерен постоянного зацепления, ведущая из которых связана жестко с ведущей шестерней низшей передачи, а ведомая свободно установлена на ведомом валу, жестко соединена с первой конической шестерней и через свободно установленную на закрепленной в корпусе оси дополнительную шестерню с второй свободно установленной на ведомом валу конической шестерней, управляемую муфту, переключающий элемент которой с осевой подвижностью установлен на ведомом валу для связи соответственно с промежуточным валом и второй конической шестерней.

Коробка перемены передач Коробка перемены передач Коробка перемены передач Коробка перемены передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при новом конструировании и при модернизации коробок передач с передним делителем с высшей прямой передачей для увеличения количества передач без увеличения количества шестерен и размеров агрегата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач в трансмиссиях тракторов сельскохозяйственного назначения, автомобилей и других машин, где требуется льшой диапазон передаточных отношений при движении как передним, так и задним ходом

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преимушественно гусеничных сельскохозяйственных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям шестиступенчатых коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоступенчатым трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области автотракторостроения и может быть использовано в коробках передач дорожных и строительных машин
Наверх