Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам рулевого управления транспортного средства. Цель изобре тения - повьппение чувствительности устройства . Устройство содержит насос 1, обратные клапаны 3 и 4, гидробак 5, рулевой вал 7, механически связанный с золотником распределительного устройства 8, гидравлически связанного с дозирующим гидромотором 9, который механически связан с золотником обратной связью 10, дополнительный гидроуправляемый гидрораспределитель 11, гидроцилиндр 20, гидроуправляемый напорный клапан 34, четьфехлинейный электрогидравлический усилитель 36, первая линия которого соединена с (Л JS со 00 00 о а

СОК)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (1И

А1 (51) 4 В 62 D 5/06 6/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3998604/25-11 (22) 14. 10. 85 (46) 15.09.87. Бюл. Ф 34 (71) Всесоюзный научно — исследовательский и проектно-конструкторский институт промышленных гидроприводов и гидроавтоматики, Научно-производственное объединение по тракторостроению, Одесский филиал Научно-производственного объединения по тракторостроению и Производственное объединение "Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе" (72) В,А.Макей, А,Я,Оксененко, Ю.И.Чмилевский, С.Л.Абдула, Л.А.Вайнштейн, П,Е,Перельцвейг, В.И.Иргл и В.Л.Кассап (53) 629, 1 13 .0 14 . 5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М- 1180291, кл, В 62 D 5/06, 18.01.84. (54) ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам рулевого управления транспортного средства. Цель изобретения— повышение чувствительности устройства. Устройство содержит насос 1, обратные клапаны 3 и 4, гидробак 5, рулевой вал 7, механически связанный с золотником распределительного устройства 8, гидравлически связанного с дозирующим гидромотором 9, который механически связан с золотником обратной связью 10, дополнительный гидроуправляемьтй гидрораспределитель 11, гидроцилиндр 20, гидроуправляемый напорный клапан 34, четырехлинейный электрогидравлический усилитель 36, первая линия которого соединена с наI

Рб 1б

133 порной гидролинией, вторая — с гидробаком, а третья и четвертая — со входами клапана ИЛИ 41, гидролинии

39, 40 и 42, усилитель 43, датчики положения 45, курса 46 и крена 48 гидролинии 50 и дополнительный трехпозиционный подпружиненный гидрораспределитель 49, При подаче рабочей жидкости золотник гидроуправляемого гидрораспределителя 11 смещается и подает рабочую жидкость в одну иэ полостей гидроцилиндра 20, вторая полость которого сообщена со сливом.

7306

В режиме автоматического управления при отклонении транспортного средства от заданной траектории датчик курса 46 вырабатывает сигнал отклонения, который усиливается на усилителе 43 и поступает на электрогидравлический усилитель 36, золотник которого смещается, а рабочая жидкость поступает через гидрораспределитель 11 в одну из полостей гидроцилиндра 20, вторая полость которого соединяется со сливом, 2 з ° и. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к гидроприводам рулевого управления транСпортных средств, в частности колесных. .)

Цель изобретения — повышение чувствительности.

На фиг. 1 приведены принципиальная гидравлическая и структурная эле10 ктрическая схемы предложенного электрогидравлического устройства; на фиг. 2 — конструкция гидроуправляемого гидрораспределителя.

Устройство содержит насос 1 предо15 хранительный клапан 2, обратные клапаны 3 и 4, гидробак 5, клапан 6 постоянного потока, рулевой вал 7, механически связанный с золотником гидрораспределителя 8, дозирующий гидро20 мотор 9, связанный с золотником гидрораспределителя 8 с помощью механической обратной связи 10, дополнительный гидроуправляемый гидрораспределитель 11, имеющий управляющие полости 12 и 13, переменные дроссели

14 и 15 (см. фиг. 2), гидроклапан 16, имеющий полости 17 и 18 и переменный дроссель 19, образованный кромкой золотника и кольцевой расточкой в кор30 пусе клапана, гидроцилиндр 20, имеющий поршень 21, полости 22 и 23 и шток 24, соединенный с рабочими органами системы автоматического вождения.

Канал питания распределительного устройства 8 соединен через напорную гидролинию 25 и клапан 6 постоянного потока с насосом 1„ канал слива соединен через сливные гидролинии 26 и

27 с гидробаком 5, а два выходных канала распределительного устройства соединены через рабочие гидролинии

28 и 29 с полостями 12 и 13 гидроуправляемого распределителя 11. Дополнительный гидроуправляемый распределитель 11 соединен гидролиниями 30 через переменный дроссель 19, обратный клапан 4 и гидролинию 31 с насосом 1, а рабочими гидролиниями 32 и 33 — с гидроуправляемым гидрораспределителем, Гидролиния 25 скоммутирована с гидрораспределителем 8 через гидроуправляемый напорный клапан 34 и с напорной гидролинией 35 электрогидравлического усилителя 36, выходные каналы которого через гидролинии 37 и 38 сообщены с рабочими линиями 32 и 33. Гидролинии 39 и 40 связывают между собой золотники гидрораспределителя 11.

Дополнительно рабочие гидролинии

32 и 33 через клапан ИЛИ 41 и линию

42 сообщены с полостью управления гидроуправляемого напорного клапана 34 со стороны действия пружины.

Элемент сравнения усилителя 43 сигналов рассогласования через тумблер 44 связан с выходом датчика 45 положения, с выходом датчика 46 курса — через тумблер 47, кроме того, он соединен с выходом датчика 48 крена.

Выходные каналы усилителя 43 сообщены с входами электромеханических

3 1ЗЗ7 преобразователей электрогидравлического усилителя 36 пропорционального действия °

Рабочие гидролинии 28 и 29 имеют возможность коммутироваться с рабо5 чими линиями 32 и 33 через трехпозиционный подпружиненный гидрораспределитель 49 в периоды вращения вала

7 рулевого колеса.

Гидролиния 40 сообщается со слив- 10 ной гидролинией 27.

При работе предложенной системы в режиме ручного управления тумблеры

44 и 47 могут находиться в произвольном положении. Питание усилителя 43 15 выключено. При отсутствии управляющего воздействия рулевого вала 7 золотник распределительного устройства

8 находится в нейтральном положении.

При этом часть потока рабочей жид-20 кости от насоса 1 через клапан 6 постоянного потока и гидролинию 25 поступает в гидрораспределитель 8 и из него по гидролиниям 26 и 27 — в гидробак 5. !5

Остальная часть потока, создаваемая насосом, сбрасывается на слив клапаном 6 в гидробак, при этом золотники гидроуправляемого гидрораспределителя 11 запирают полости 22 30 и 23 гидроцилиндра 20.

При повороте рулевого колеса в какую-либо сторону золотник гидрораспределителя 8 смещается от нейтрального положения и рабочая жидкость начинает поступать в гидромотор 9, а из него в зависимости от направления поворота рулевого колеса — в рабочие гидролинии 28 и 29, Золотник трехпозиционного гидрораспределителя 40

49 смещается, перекрывая гидролинии

37 и 38 и сообщая рабочие линии 32 и

33 соответственно с рабочими гидролиниями 28 и 29.

При прохождении рабочей жидкости. 45 через гидромотор 9 вызывается его вращение и благодаря механической обратной связи 10 происходит перемещение золотника в противоположную сторону. Таким образом осуществляет- 50

I ся обратная связь, обеспечивающая регулирование скорости вращения гидромотора в соответствии со скоростью вращения рулевого колеса.

При подаче рабочей жидкости в одну из рабочих гидролиний 28 или 29 один иэ золотников гидроуправляемого распределителя 11 сместится под дей306 4 ствием давления и рабочая жидкость через переменный дроссель 14 поступает в одну иэ полостей гидроцилиндра 20.

Одновременно рабочая жидкость от насоса 1 будет поступать в гидролинии 30 и 39 через обратный клапан 4, переменный дроссель 19 гидроклапана

16 и далее через переменный дроссель

15, смежный с дросселем 14, в одну из полостей гидроцилиндра 20.

Вторая полость гидроцилиндра через второй переменный дроссель 15 сообщена сливными гидролиниями 27 и 40 с гидробаком.

При смещениях золотников гидроуправляемого гидрораспределителя рабочая жидкость под давлением, определяемым усилием предварительного поджатия пружин, поступает в полость 17 гидроклапана 16, смещает его золотник, увеличивая площадь дросселя 19, обеспечивающего подвод рабочей жидкости к переменным дросселям 15. Поскольку выход дросселя 19 сообщен гидролинией с противоположной полостью гидроклапана, на дросселях 15 поддерживается постоянный перепад. В результате любое изменение величины потока на дросселе 14, вызываемое вращением рулевого колеса, будет приводить к соответствующему пропорциональному изменению потока, проходящего через смежные дроссели 15. В момент прекращения вращения рулевого вала 7 золотник распределительного устройства 8 под действием обратной связи 10 становится в среднее положение и золотники распределителя под действием пружин становятся в крайнее положение, герметизируя полости 22 и 23 гидроцилиндра 20, что исключает самопроизвольный поворот транспортного средства. Благодаря наличию гидравлической связи между торцовыми полостями со стороны пружин гидроуправляемого распределителя 11 обеспечивается обратная связь по на- . грузке на штоке гидрораспределителя

20 и исключается самопроизвольное вращение вала рулевого колеса при резком возрастании нагрузки на штоке гидроцилиндра.

Работа системы в режиме аварийного управления сводится к следующему.

Питание усилителя сигналов рассогласования выключено. Подача рабочей жидкости в гидроцилиндр осущест5 1337 вляется с помощью гидромотора 9, который в этом случае работает как гидронасос, приводимый во вращение от рулевого вала, Подача рабочей жидкости в гидроцилиндр осуществляется так

5 же, как и в режиме ручного управления, однако поступление рабочей жидкости в .гидролинии 30 и 39 через переменный дроссель 19 отсутствует.

Рабочая жидкость в распределитель

8 и гидромотор 9 поступает через обратный клапан 3 из гидробака или гидролинии 27, Для исключения перетекания рабочей жидкости через смежный переменный дроссель 15 по гидролиниям 30 и 39, через гидроклапан 16, клапан б и насос 1 в гидробак, в гидролинии 31 установлен обратный клапан 4.

Работа системы автоматического вождения в режиме автоматического управления сводится к следующему.

Тумблеры 44 и 47 установлены в положение Закрыто, при этом вклю- 25 чено питание усилителя 43 сигналов рассогласования.

При отсутствии управляющих и возмущающих воздействий, что соответствует движению транспортного средства Зд согласно заданной траектории, работа системы сводится к следующему.

Золотник распределительного устройства 8 находится в нейтральном положении, Величина сигналов рассогласования на усилителе 43 равна нулю, что соответствует нейтральному положению золотника электрогидравлического усилителя 36. Золотник трехпозиционного гидрораспределителя 49 нахо- 4о дится в -среднем положении, и полости

12 и 13 гидрораспределителя 11 сообщены с гидробаком 5, при этом золотники гидрораспределителя находятся под действием пружин в крайнем поло 45 женин. Часть потока рабочей жидкости от насоса 1 через клапан 6 и гидролинию 25 поступает к распределителю 8 и через него по гидролиниям 26 и 27 в гидробак 5, Остальная часть потока сбрасывается в гидробак через клапан

6. Величина давления в гидролиниях

35 и 25 определяется усилием поджатия пружины гидроклапана 34 и местным сопротивлением гидравлического тракта. Давление в гидролинии 31 несколько увеличено за счет усилия пружины клапана 6 постоянного потока.

306

При отклонениях транспортного средства от заданной траектории, определяемой следом транспортного средства (бороздой, следом маркера и т.д,), датчик 46 курса вырабатывает сигнал отклонения, который усиливается на усилителе 43 сигналов рассогласования и поступает на вход одного из электромеханических преобразователей электрогидравлического усилителя 36. Золотник последнего смещается, и рабочая жидкость поступает в одну иэ рабочих линий 32 или 33, а другая — через трехпозиционный гидрораспределитель 49, электрогидравлический усилитель 36, гидролинию 26 и 27 сообщается с гидробаком 5.

Один из золотников гидроуправляемого распределителя 11 смещается, при этом поток рабочей жидкости от электрогидравлического усилителя 36 через переменный дроссель 14 поступает в одну из полостей гидроцилиндра

20, вторая полость которого через переменный дроссель 15 гидролинии 27 и 40 сообщается с гидробаком 5.

Одновременно рабочая жидкость от насоса 1 поступает в первую полость через смежный переменный дроссель 15, гидролинии 30 и 39, переменный дроссель 19 гидроклапана 16, обратный клапан 4 и гидролинию 31. Поскольку поток рабочей жидкости от электрогидравлического усилителя 36 под давле— нием поступает в полость 17 гидроклапана 16, выход которого сообщен гидролинией с противоположной полостью, то перед смежным дросселем

15 поддерживается постоянный перепад, что обеспечивает пропорциональность потоков рабочей жидкостй на переменных дросселях 14 и 15, В результате любое изменение величины потока на дросселе 14 будет приводить к соответствующему пропорциональному изменению потока, проходящего через смежный дроссель 15, а следовательно, и потока рабочей жидкости, поступающей в первую полость гидроцилиндра, Под действием перепада давления на поршне гидроцилиндра

20 происходит перемещение указанного поршня, а следовательно, и поворот рабочих органов системы и транспортного средства в целом. Поворот транспортного средства происходит до тех пор, пока величина сигнала датчика курса будет скомпенсирована ве7 личиной сигнала датчика положения.

Таким образом, транспортное средство стремится к сохранению заданной траектории движения.

При появлении потока рабочей жид1337 кости на выходе электрогидравлического усилителя 36 под действием перепада давлений запорный элемент клапана

ИЛИ 41 переключается и сообщает соответствующую рабочую линию 32 или

33 через гидролинию 42 с торцовой полостью гидроклапана 34 со стороны пружины, что приводит к автоматическому изменению давления питания на выходе насоса в зависимости от изменения нагрузки на рабочих органах

15 системы рулевого управления транспортного средства. Кроме того, на рабочих кромках электрогидравлического усилителя 36 сохраняется постоянный перепад давления, что стабилизует скоростные пОказатели системы в целом.

При многократном повторении движения относительно заданной траектории (например, во время пахоты, 20

25 культивации, севе и т,д,) происходит накопление ошибок, что приводит к деформированию траектории движения.

С целью реализации возможности ручного исправления траектории механику-водителю необходимо вращать рулевое колесо. При этом под действием перепада давлений в рабочих гидролиниях 28 и 29 золотник трехпозиционного гидрораспределителя 49 смещается, отсекая гидролинии 37 и 38, связанные с выходом электрогидравличес35 кого усилителя 36, и сообщая напорную

45 рабочую гидролинию 28 или 29 с соответствующей полостью 12 или 13; при этом полость второго золотника гидроуправляемого распределителя сообщается с гидробаком 5 через трехпозиционный гидрораспределитель и .гидролинию 27. Дальнейшая работа систеляющего воздействия с рулевого колеса золотник трехпозиционного гидрораспределителя под действием центрирующих пружин возвращается в исход50 ное положение и система с режима ручного управления переходит в режим ав55 томатического вождения по скорректированной траектории.

При движении по наклонным участкам пути, вызывающим поперечный крен мы аналогична работе системы в режиме ручного управления. При снятии управ306 8 транспортных средств, происходит изменение траектории движения. В целях реализации автоматической корректировки траектории движения в системе установлен датчик 48 крена, выходной сигнал которого пропорционален углу крена. Сигнал усиливается на усилителе 43 и поступает на вход одного из электромеханических преобразователей электрогидравлического усилителя 36, что приводит к повороту транспортного средства до тех пор, пока сигналы датчиков курса и положения не компенсируют наведенное возмущение.

Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я

1. Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства, содержащее гидрораспределитель, механически связанный с рулевым колесом и с дозирующим гидромотором и гидравлически соединенный напорной гидролинией с насосом, сливной — с гидробаком, исполнительными гидролиниями — с дозирующим г ромотором, а рабочими гидролиниями с гидроуправляемым гидрораспределителем, гидравлически соединенным с гидробаком, гидроцилиндром поворота, выходом гидроуправляемого клапана, вход которого соединен с напорной гидролинией насоса через установленный в ней клапан постоянного потока, четырехлинейный электрогидравлический усилитель пропорционального действия, первая линия которого соединена с напорной гидролинией насоса, вторая — с гидробаком, а третья и четвертая — с входами клапана ИЛИ, сообщенными с рабочими гидролиниями гидроуправляемого гидрораспределителя, а выход клапана ИЛИ соединен с линией управления гидроуправляемого клапана, установленного в напорной гидролинии Между гидрораспределителем и четырехлинейным электрогидравлическим усилителем пропорционального действия, и датчики курса движения и крена транспортного средства и положения штока гидроцилиндра поворота, электрически соединенные с входами управления четырехлинейного электрогидравлического усилителя пропорционального действия, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения чувствительности, оно снабl0

3 7:306

15 40

Составитель В.Калмыков

Редактор А.Долинич Техред Л.Олийнык Корректор А.Зимокосов

Заказ 4089/18 Тираж 566 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4

9 t3 жено дополнительным гидроуправляемым гидрораспределителем, выполненным в виде расположенных в корпусе двух подпружиненных золотников, торцовые полости управления которых со стороны пружин соединены гидролиниями с полостями исполнительного гидроцилиндра, а противоположные торцовые полости — с рабочими гидролиниями гидроуправляемого гидрораспределите ля, причем в одной из позиций ка>кдого гидроуправляемого гидрораспределителя их торцовые полости через дроссели переменного сечения сообще— ны между собой.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что третья и четвертая линии четырехлинейного электрогидравлического усилителя пропор5 ционального действия выполнены с возможностью последовательной коммутации через гидроуправляемый гидрораспределитель с его рабочими гидролиниями.

3. Устройство по п. 1, о т л и !

О ч а ю ш е е с я тем, что упомянутые дроссели переменного сечения выполнены в виде осевых сквозных прямоугольных прорезей, расположенных на тор— цах золотников,илысок,выполненных на

15 торцах рабочихпоясков золотников.

Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двухконтурным системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к рулевому упраЕ5лению плавающего автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а име Нно к системам рулевого управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к рулевому приводу транспортного средства с двумя управляемыми мостами

Изобретение относится к гидравлическим системам рулевого управления колесного транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх