Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость

 

Изобретение относится к испытательной технике и может использоваться на предприятиях, изготовляющих втулочно-роликовые цепи. Цель изобретения - повышение эффективности работы. Стенд имеет механизм поворота испытуемого шарнира в виде вала и обоймы, на которых закреплены мальтийские кресты, связанные штырями с диском. Диск кинематически связан с приводом. В случае имитации работы цепной передачи, в которой звездочки имеют различное количество зубьев, мальтийские механизмы имеют различные шаги. Для удобства наблюдения одна из стенок камеры выполнена прозрачной и съемной. Стенд приближает условия испытаний к реальным. 2 з.п. ф-лы. 4 ил. . (О (О CZ со . СП о 00 ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1345085 А 1 (51) 4 С 01 М 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4071538/31-27 (22) 17.03.86 (46) 15.10.87. Вюл. Ф 38 (71) Тернопольский филиал Львовского политехнического института им. Ленинского комсомола (72) И.Д.Мокрицкий и С.А.Дубиняк (53) 620. 178.7.05(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 553515, кл. G 01 М 13/02, 1975. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ШАРНИРОВ

ЦЕПИ НА ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может использоваться на предприятиях, изготовляющих втулочно-роликовые цепи. Цель изобретения — повышение эффективности работы. Стенд имеет механизм поворота испытуемого шарнира в виде вала и обоймы, на которых закреплены мальтийские кресты, связанные штырями с диском. Диск кинематически связан с приводом. В случае имитации работы цепной передачи, в которой звездочки имеют различное количество зубьев, мальтийские механизмы имеют различные шаги. Для удобства наблюдения одна из стенок камеры выполнена прозрачной и съемной. Стенд приближает условия испытаний к реальным. 2 з.п. ф-лы. 4 ил.

1345085

Изобретение относится к испытательной технике и может бьггь использовано на предприятиях, изготавливающих втулочно-роликовые цепи, а также

) для проведения исследовательских работ.

Цель изобретения — повышение эффективности работы стенда путем приближения условий испытаний к более ре- 10 альным и получения наиболее точных характеристик износа в шарнире цепи.

На фиг. 1 показан стенд, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (механизмы крепления смежных звеньев испытуемого отрезка цепи и нагружения их растягивающим усилием); на фиг. 3— схема поворота смежных звеньев цепи при движении их по контуру цепной передачи; на фиг. 4 — механизм фиксации 20 вала и обоймы.

Стенд для испьггания шарниров цепи на износостойкость включает в себя электродвигатель 1 и редуктор 2, на выходном валу которого закреплен 25 диск 3 мальтийского механизма со штырями 4 и 5 по обеим сторонам диска 3.

Штыри 4 с одной стороны диска 3 смещены относительно штырей 5, размещенных с другой стороны диска 3, штыри 4 30 и 5 входят в зацепление с мальтий— скими крестами 6 и 7, один из которых (6) закреплен на валу 8, а другой — на обойме 9. Вап 8 установлен в корпусе 10, закрепленном на основании 11, служащем одновременно,цля крепления привода. На выходном конце вала 8 имеется кронштейн 12, в от-: верстие которого свободно помещен шток 13 с захватом 14 и винтом, 15.

На втором конце штока 13 выполнена резьба и навинчены гайка 16 с контргайкой, служащие для регулирования усилия пружины 17, надетой на шток 13.

Захват 18 смонтирован в кронштейне 19, 45 закрепленном на обойме 9.

Фиксатор состоит из кронштейна 20, закрепленного на корпусе 10, и двух подпружиненных конических штифтов 21 и 22, входящих в соответствующие лун- 50 ки 23 на мальтийских крестах 6 и 7.

Для регулирования усилия фиксации на штифтах 21 и 22 фиксаторов нарезана резьба и навинчены гайки 24 и 25, с помощью которых можно регулировать усилие пружин 26 и 27 сжатия.

На свободном конце вала. 8 установлена П-образная скоба 28, в которую ввинчено два винта 29. На гладком конце каждого винта свободно посажены центрирующие призмы 30, которые непосредственно зажимают втулку или ролик 31 испытуемого шарнира цепи 32.

Оси винтов 29 расположены на одной прямой в диаметральной плоскости вала 8.

На кронштейнах 12 и 19 установлены устройства для регистрации перемещения штоков при износе валика и втулки цепи (не показаны). Это могут быть индикаторы часового типа или тензометрические узлы, соединенные с осциллографом или самописцем.

Механизм нагружения звеньев растягивающим усилием и механизм крепления смежных звеньев испьггуемой цепи находятся в герметичной камере 33, закрепленной на обойме 9 в торцовой ее части. Для удобства наблюдения одна из стенок камеры, например торцовая, выполнена прозрачной и съемной, вал 8 в корпусе 10 установлен на подшипниках 34.

Стенд работает следующим образом.

Два смежных звена втулочной или роликовой цепи 32 крепятся в захватах 14 и 18 при разведенных призмах 30. 3атем винтами 29 с помощью призм 30 фиксируют ролик (втулку 3 1) цепи в центре вала 8. После этого гайками 16 с помощью пружин 17 создают необходимое осевое усилие в шарнире цепи. Величина этого усилия может быть определена по величине деформации предварительно протарированной пружины 17.

Затем производится запуск электродвигателя 1. При вращении диска 3 он своими штырями 4 и 5 поочередно периодически поворачивает мальтийские кресты 6 и 7 на определенный угол.

При этом происходит поворот вала 8 и обоймы 9 и, соответственно, связанных с ними смежных звеньев цени 32.

Угол поворота смежных звеньев цепи 32 зависит от конструкции мальтийского механизма, т.е. от количества штырей .4 и 5 в диске 3 и пазов в мальтийских крестах 6 и 7. В случае имитации работы цепной передачи, в которой звездочки имеют различное количество зубьев, мальтийские механизмы также имеют различные угловые шаги. После окончания поворота смежного звена цепи происходит фиксация мальтийского механизма — один из конических штифтов 21 (22) под действием пружины 27 входит в соответствующую лунку мальтийского

1345085 креста 6 и 7, пружины 26 и 27 фиксаторов отрегулированы так, что крутящий момент, необходимый.для расфиксации механизма, превышает момент вра5 щения, необходимый для поворота смежных звеньев цепи.

При таком поочередном повороте смежных звеньев цепи 32 в одном направлении при действии растягивающего 1о усилия полностью имитируется реальная картина работы цепной передачи. В реальной двухзвездной цепной передаче без натяжных звездочек смежные звенья при движении по контуру проходят такие этапы работы. На ведущей ветви цепной передачи смежные звенья раз-! мещены в одну линию. При набег ании цепи на ведущую звездочку впереди идущее, например внутреннее, звено 2б поворачивается относительно идущего за ним следом наружного звена на угол

2JI где Z — количество зубьев ве1Z 1

25 дущей звездочки. В таком положении смежные звенья движутся вместе со звездочкой до момента выхода из зацепления с ведущей звездочкой наружного звена. В момент выхода из зацепления наружное звено поворачивается в ту же сторону примерно на такой же угол и цепь на ведомой ветви вы1 прямпяется. Такое ее движение продолжается до момента набегания цепи на ведомую звездочку. При набегании на 35 ведомую звездочку впереди идущее звено снова поворачивается на некоторый

2Г угол =-,- где 2 — количество зубь2 Z 2

1 ев ведомой звездочки. В таком повер- 4О нутом положении смежные звенья движутся совместно со звездочкой до момента выхода цепи из зацепления.

В момент выхода наружного звена (в нашем случае оно идет сзади) из зацеп- 45 ления с ведомой звездочкой оно поворачивается в сторону поворота внутреннего звена на такой же угол и цепь выпрямляется. Такое движение смежных звеньев по ведущей ветви про- 5О должается до тех пор, пока не наступит момент контакта вйутреннего звена с зубом ведущей звездочки, затем цикл повторяется.

При необходимости испытания шарни- 55 ра цепи на износостойкость в агрессивной среде или других специфических условиях этой средой заиолняется камера 33. В связи с периодическим вращением камеры во время работы стенда находящаяся в ней среда (масло, абразив и т.п.) достаточно эффективно перемешивается и попадает в зазор между валиком и втулкой, что приближает условия испытания к реальным условиям работы цепной передачи.

Формула изобретения

1. Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость, содержащий установленньж на основании привод, кинематически связанный с механизмом поворота шарниров цепи и механизмом нагружения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы стенда путем приближения условий испытаний к реальным и получения наиболее точных характеристик износа в шарнире цепи, он снабжен фиксатором механизма поворота шарниров цепи, механизм поворота выполнен в виде корпуса, закрепленного на основании вала, консольно установленного в корпусе на подшипниках, обоймы, установленной на валу. с возможностью углового поворота, а также двух мальтийских крестов, один из которых закреплен на валу, а другой — на обойме, и штыревого диска, кинематически связанного с приводом и имеющего возможность взаимодействия своими штырями, расположенными по торцам, с мальтийскими крестами, при этом фиксатор механизма поворота звеньев цепи закреплен на корпусе.

2. Стенд по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что кинематическая связь механизма нагружения шарниров цепи с механизмом их поворота выполнена в виде двух кронштейнов, один

1 из которых закреплен на валу, а другой — на обойме, и П-образной скобы, закрепленной на свободном торце вала с расположенными в ее полости призма- ми для размещения между ними шарнира цепи.

3. Стендпопп. 1и2, отли— ч а ю шийся тем, что фиксатор механизма поворота цепи выполнен в виде конического подпружиненного штифта, закрепленного на корпусе, а в мальтийских крестах по торцам со стороны фиксаторов выполнены конические лунки.

24 2f EN 7РГ

Юаг. f

Составитель Е.Токмакова

Редактор M.Петрова Техред M.Кодаиич Корректор А.Тяско

Заказ 4912/42 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость Стенд для испытания шарниров цепи на износостойкость 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для контроля технического состояния агрегатов трансмиссии

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях узлов трансмиссии транспортных средств, преимущественно карданных передач и ведущих мостов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для ресурсных испытаний ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к нспитгиоль ной технике и предназначено д.чя проведения стендовых испытаний дифференциалов с автоблокировкой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при оценке качества передач зацепле-

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке и испытании различных передач при динамической нагрузке, например автомобильных коробок перемены передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано нри испытании, но меньшей мере двух пар зубчатых колес по схеме замкнутого контура

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх