Устройство для обучения

 

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано , например, при тренировке группы операторов клавиатурных аппаратов . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повьшением эффективности обучения за счет увеличения скорости предъявления законов, обеспечиваемой счетчиком 7 времени по результатам сбора правильных ответов регистратором 5 от каждого оператора при успешном усвоении задания, определяемого блоком 4 памяти. При этом, окончание цикла времени на ответ обучаемого обеспечивается импульсом с выхода формирователя 11, При наличии ошибок, превышающих заданный уровень (10%) несколько раз подряд (четыре в предлагаемом устройстве), блок 6 управления предлагает руководителю .(обучаемым) прекратить тренировку и проанализировать данные, зафиксированные счетчиками 3. На табло блока 8 предъявления символов указывается скорость передачи , которой достигли обучаемые в процессе тренировки, 3 з.По ф, 6 ил. СО с со 4 1 фие.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

119) (11) (5D4 а 09 В 7/07

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ сЗ

С . ) б

ГОСУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4056040/24-24 (22) 21,04.86 (46) !5.10.87. Бюл. У 38 (72) Н.И.Кудряшов и В.С.Попенко (53) 681,3,071 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1179418, кл. G 09 В 19!26, 1984.

Авторское свидетельство СССР

Ф 801034, кл. G 09 В 7/02, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ. ОБУЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть ис.пользовано, например, при тренировке группы операторов клавиатурных аппаратов. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обучения за счет увеличения скорости предъявления законов, обеспечиваемой счетчиком 7 времени по результатам сбора правильных ответов регистратором 5 от каждого оператора при успешном усвоении задания, определяемого блоком 4 памяти. При этом, окончание цикла времени на ответ обучаемого обеспечивается импульсом с выхода формирователя 11. При наличии ошибок, превышающих заданный уровень (1ОХ) несколько раз подряд (четыре в предлагаемом устройстве), блок б управления предлагает руководителю .(обучаемым) прекратить тренировку и проанализировать данные, зафиксированные счетчиками 3. На табло блока 8 предъявления символов указывается скорость передачи, которой достигли обучаемые в процессе тренировки. 3 з,п. ф., 6 ил.

С:

1345234

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для обучения навыкам работы на клавиатурных аппаратах (телетайпах, пишущих машинах, информаторах и др,).

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей с повыше-: нием эффективности устройства за 10 счет изменения скорости предъявления символов (знаков) в зависимости от качества воспроизведения информации всей группой, при одновременном контроле за каждым обучаемым, 15

На фиг,l изображена структура устройства; на фиг.2 — функциональная схема узла сравнения; на фиг.3— блок памяти; на фиг,4 — регистратор ответов; на фиг,5 — блок управления; 20 на фиг,6 — счетчик времени. .Устройство для обучения содержит клавиатуры 1, выполненные на микровыключателях и представляюпие блок ввода ответов (не показан), узлы 2 сравнения, входящие в блок сравнения (не доказан), счетчики 3, представляющие собой счетчик ошибок (не показан), блок 4 памяти, регистратор 5 ответов, блок 6 управления, счетчик 7 времени, блок 8 предъявле.ния учебной информации (символов и сигнализации), генератор 9, ключ 10, формирователь ll синхроимпульсов, эле- . мент ИЛИ 12 и формирователь 13 импульсов пуска.

Узел 2 сравнения содержит элементы И 14, первый и второй элементы

ИЛИ 15 и 16, одновибратор 17 (с задержкой на входе) и элемент 18 зап- 40 рета.

Блок 4 содержит счетчик 19 и дешифратор 20, Регистратор 5 включает кольцевой сдвигающий регистр 21, счетчик 22, 45 триггеры 23, элементы И 24, элемент

25 задержки и элементы ИЛИ 26 — 28, Блок 6 содержит одновибратор 29, элемент 30 задержки, элемент 31 запрета, триггер 32 и счетчик 33, 50

Счетчик 7 включает сдвигающий регистр 34, регулируемый одновибратор 35, элемент И 36, элементы 37 и

38 задержки и элементы ИЛИ 39 и 40, Устройство работает следующим образом, Включают питание. Нажимают кнопку

"Сброс" (не показано), устанавливая счетчики 19,33 и регистр 34 в исходное положение. Затем нажимают кнопку "Пуск" формирователя 13. Импульс с ее выхода устанавливает триггер 32 в нулевое положение, запускает одновибратор 29. Импульс с выхода одновибратора 29 поступает на вход элемента 30 и на информационный вход элемента 31, на запрещающий вход которого подается нулевой потенциал с выхода элемента 30, Импульс с выхода элемента 31 поступает на вход блока

8 и включает транспарант "Внимание", предупреждая обучаемых о начале предъявления символов (знаков для воспроизведения на клавиатуре).

Одновременно импульс с выхода формирователя 13 через элемент ИЛИ

12 поступает на вход блока 4, устанавливая счетчик 19 в первое положение и обеспечив появление на выходе дешифратора 20 сигнала, подаваемого на соответствующие входы узлов

2 и блока 8, на вход элемента 25, на входы триггеров 23, устанавливая последние в нулевое положение (на выходе нулевой потенциал), через элементы ИЛИ 27 и 28 на вход регистра 21 и на вход счетчика 22, устанавливая их в исходное состояние, Задержанный на короткое время импульс с выхода элемента 25 поступает на вход регистра 21 и записывает

"единицу" в его первый разряд, 1

При появлении на выходе элемента

30 импульса транспарант "Внимание" гаснет. Импульс с выхода элемента

30 поступает на вход элемента ИЛИ

39 и вход регистра 34, записав "единицу", через элемент 38 в первый разряд, и обеспечив появление на его выходе единичного потенциала„,— который подготавливает одновибратор

35 для формирования импульса максимальной длительности, Импульс с выхода элемента ИЛИ 39 подается на вход запуска одновибратора 35, обеспечив появление íà его выходе импульса длительностью 20 с.

Импульс с выхода одновибратора

35 подается на вход блока 8, обеспечив высвечивание символа (знака) на его табло, включенного символом с выхода дешифратора 20, Одновременно импульс с выхода одновибратора 35 поступает на управляющий вход ключа 10, обеспечив поступление импульсов с выхода гене1345234

25 ратора 9 на вход регистра 21, и на вход формирователя 11, осуществив при прохождении его заднего фронта формирование на выходе короткого импульса.

Обучаемые, восприняв зрительно символ, высвеченный на табло блока 8, определяют мысленно моторную характеристику движения, т.е. какой рукой, 10 каким пальцем и в каком направлении произвести движение, и ударяют по соответствующей клавише клавиатуры l.

На одном из выходов клавиатуры 1 .появится импульс, который поступает 15 на один из входов узла 2.

Если обучаемый правильно воспроизвел символ, то на выходе узла 2 появится импульс, который поступит на вход соответствующего триггера 20

23, обеспечив появление на его выходе единичного потенциала, который прикладывается ко входу соответствующего элемента И 24. Импульсы с выхода генератора 9, поступающие на вход регистра 21, продвигают "единии цу по разрядам, соединенным с входами соответствующих элементов И 24.

Единичные потенциалы, снимаемые с выхода элементов И 24, через элемент 30

ИЛИ 26 подаются на вход счетчика 22, в котором фиксируются правильные ответы.

Если во время действия импульса с выхода одновибратора 35 в одном из обходов кольцевого регистра 21, 90Х обучаемых воспроизведут символ, предъявленный на табло блока 8, правильно, то на выходе счетчика 22 появится импульс (переполнения), ко- 40 торый через элемент ИЛИ 27 возвратит регистр 21 в исходное (нулевое) состояние, через один вход элемента

И 36, на другом входе которого имеется единичный потенциал с выхода одновибратора 35, поступит через элемент 40 на вход регистра 34 и передвинет "единицу" на выход второго разряда, подготовив одновибратор 35 для формирования импульса меньшей длительности (на 0,5 с). Импульс с выхода счетчика 7 пройдет на вход блока 6, установив счетчик 33 в исходное состояние.

После прохождения импульса с выхода одновибратора 35 символ на табло блока 8 гаснет. Подача тактовых импульсов с выхода генератора 9 через ключ 10 на вход регистратора 5 прекращается. Короткий импульс, сформированный формирователем 11 эа счет заднего фронта импульса с выхода одновибратора 35, поступает через элемент ИЛИ 12 на вход блока 4, обеспечив появление сигнала на выходе дешифратора 20, на вход регистратора 5, установив триггеры 23 в нулевое состояние, регистр 21 и счетчик 22 — в исходное состояние, а затем импульсом с выхода элемента

25, записав,"единицу" в регистр 21, на второй вход счетчика 33, зафиксировав очередное предъявление символа на табло блока 8, и на вход элемента 37 (задержка необходима для разделения высвечивания символов на табло блока 8), Импульс с выхода элемента 37 через элемент ИЛИ 39 поступает на вход одновибратора 35, запустив последний и высветив на табло блока 8 очередной стимул.

Если обучаемый неправильно воспроизвел символ, то на выходе узла

2 появится импульс, который поступает в счетчик 3 (данного оператора) и зафиксирует ошибку (неправильный ответ) .

Если в цикле менее 90Х обучаемых дали правильные ответы (воспроизвели правильно знак), то на выходе счетчика 22 импульса не будет, регистр 34 останется в прежнем положе-. нии, Время экспонирования следующе"

ro символа на табло блока 8 не изме" нится.

Если в каждом из четырех циклов, следующих один за другим, число правильных ответов будет меньше 907, то на выходе счетчика 33 появится импульс (переполнения), который перебросит триггер 32 и обеспечит подачу с его выхода единичного потенциала на вход блока 8. На блоке 8 засветится транспарант "Стоп" и высветится градация времени экспонирования (скорости передачи), которой достигли обучаемые в процессе тренировки.

Если операторами во время занятий не будет допущено снижение правильных ответов (ниже 907) более трех раз подряд, то по окончании тренировки на табло блока 8 высветится транспарант "Конец" и заданная конечная скорость передачи, позволяющие сделать заключение руководителю занятий об успешности тренажа группы в целом.

1345234

Число ошибок, зафиксированное счетчиками 3, дает возможность судить о степени тренируемости, т.е, приобретании навыка работы на клавиатуре телеграфного аппарата каждым обучаемым, Использование предлагаемого изобретения при обучении работе на кла- 1О виатурных аппаратах, в частности телетайпах, повышает эффективность устройства за счет автоматического постепенного перехода (через 0,5 с) к более высокой скорости передачи 15 при успешном освоении большей частью группы операторов программы обучения (свыше 90Х обучаемых правильно воспроизводят знаки на заданной скорости), при одновременном контроле за всей 2р группой в целом. При этом выявляются обучаемые, которые не справляются с программой тренажа. Это дает возможность преподавателю (руководителю занятий) проводить дополнительно 25 тренажи с отстающими по индивидуальной программе, подтягивая их до уровня обучаемых группы„ успешно справляющихся с заданием. Постоянный контроль за работой (передачей) каждого ЗО обучаемого в группе позволяет своевременно определить и устранить недостатки в передаче каждого учащегося, сократить время на подготовку операторов, работающих на клавиатурных аппаратах.

Ф о р м у л а изобретения

1, Устройство для обучения, со- 4О держащее блок ввода ответов, выходы которого подключены к соответствующим входам первой группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами 45 блока памяти, а выходы первой группы— с соответствующими входами счетчика ошибок, блок предъявления учебной информации, информационные входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам блока памяти, а информационные входы второй группы — к соответствующим информационным выходам счетчика времени, генератор, выход которого соединен с информационным входом ключа, и блок управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены формирователь синхроимпульсов, элемент ИЛИ, формирователь импульсов пуска и регистратор ответов, информационные входы которого подключены к соответствующим выходам второй группы блока сравнения, установочный вход — к выходу элемента

ИЛИ, синхронизирующий вход — к выходу ключа, а выход — к информационному входу счетчика времени, первый и второй синхронизирующие входы которого соединены соответственно с первым выходом блока управления и выходом формирователя синхроимпульсов, первый синхронизирующий выход— с установочж м входом блока управления, а второй синхронизирующий выход — с входом формирователя синхроимпульсов, управляющим входом ключа и первым сигнальным входом блока предъявления учебной информации, второй и третий сигнальные входы которого подключены соответственно к второму и третьему выходам блока управления, вход запуска блока управления соединен с выходом формирователя импульсов пуска, а информационный вход — с выходом формирователя синхроимпульсов, подключенным к первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом формирователя импульсов пуска, а выход — с входом блока памяти.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а-, ю щ е е с я тем, что регистратор ответов содержит триггеры, S-входы которых являются соответствующими информационными входами регистратора, R-входы — установочным входом. регистратора, а выходы подключены к первым входам соответствующих элементов И, вторые входы которых соединены с соответствующими выходами сдвигающего регистра, а выходы — с соответствующими входами первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к информационному входу счетчика, выход которого является выходом регистратора и соединен с первым входом второго элемента ИЛИ, а установочный вход — с выходом третьего элемента ИЛИ, первый вход третьего элемента ИЛИ подключен к последнему выходу сдвигающего регистра, а второй вход— к установочному входу регистратора, соединенному с входом элемента задержки и вторым входом второго элемента ИЛИ, выход которого подклю1345234

Фиг.3 чен к первому установочному входу сдвигающего регистра, второй установочный вход которого соединен с выходом элемента задержки а инЭ

5 формационный вход является счетным входом регистратора.

3. Устройство по п. l, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что счетчик времени содержит первый и второй 10 элементы задержки, входы которых являются вторым и первым синхронизирующими входами счетчика; а выходы подключены соответственно к первому и второму входам первого элемента

ИЛИ, выход которого соединен с информационным входом однбвибратора, выход которого является вторым синхронизирующнм выходом блока и подключен к первому входу элемента И, а управляющие входы являются соответствующими информационными выходами счетчика и соединены с соответствующими выходами сдвигающего регистра, второй вход элемента И является ин- 25 формационным входом счетчика, а выход — первым синхронизирующим выходом счетчика и подключен к первому входу второго элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с входом второГо элемента задержки, а выходс информационным входом сдвигающего регистра, установочный вход которого подключен к выходу второго элемента задержки.

4. Устройство по п. l, о т л и ч а" ю щ е е с я тем, что,в нем блок управления содержит триггер, выход которого является третьим выходом блока,. S-вход подключен к выходу счетчика, а R-вход является входом запуска блока, соединенным с входом одновибратора, выход которого подключен к информационному входу элемента запрета и входу элемента задержки, выход которого является первым выходом блока и соединен с запрещающим входом элемента запрета, выход которого является вторым выходом блока, информационный и установочный входы которого являются соответствующими входами блока.

1345234

Составитель А.Карлов

Техред А.Кравчук.

Редактор И,Сегляник

Корректор M.Äåì÷èê

Заказ 4924/49

Тираж 432 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35> Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул,Проектная,4

Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обучения и может быть использовано в технических средствах контроля знаний

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к видеозвуковым системам, предназначенным для избирательного воспроизведения статической информадии, и может быть использовано для самообучения , группового обучения или инструктирования с памятью специально запрограммированных данных ипи в информационной технике, где требуется предъявление статической информации со звуковым сопровождением

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным системам обучения

Изобретение относится к области технических средств обучения, в част .ности к адаптивным обучающим системам , и может быть использовано для обучения и контроля обучаемых tio различным предметам

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, а именно к техническим средствам обучения, и может быть использовано для текущего контроля знаний при изучении нового и контроля пройденного материала, а также при самостоятельных занятиях

Изобретение относится к ав томатике и вычислительной технике, конкретнее - к техническим средствам обучения, и может быть использовано в различных учебных заведениях при организации учебного процесса

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения, предназначенньм для фронтального самоконтроля и контроля знаний при групповых занятиях при текущем и рубежном контроле

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано как при обучении , так и при проведении психологопедагогических экспериментов в ходе учебного процесса

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным системам обучения, и может быть использовано как при обучении, так и при исследовании учебного процесса

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенньм для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам, и может быть использовано в различных учебных заведениях
Наверх