Муфта свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах , работающих при повышенном уровне вибраций. Цель изобретения - повышение надежности при включениях. Цель обеспечивается размеш,ением сепаратора (С) 5 с заклиниваюш,ими роликами 4 на упругих пластинчатых спицах 11 и 12 между обоймой 3 и звездочкой 1. Тесное расположение С 5 на упругих спицах предотвращает заедание С- 5 при неоднократном срабатывании муфты. 1 з. п. ф-лы, 2 ил. /2 е (Л 00 05 го 00 со Фи.г

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1362873 А1 (51) 4 Р 16 Р 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4085718/25-27 (22) 11.07.86 (46) 30.12.87. Бюл. № 48 (72) В. Б. Панов (53) 621.825.5 (088.8) (56) Мальцев В. Ф.. Роликовые механизмы свободного хода. М., 1968, с. 11, рис. 3. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах, работающих при повышенном уровне вибраций. Цель изобретения — повышение надежности при включениях. Цель обеспечивается размещением сепаратора (С) 5 с заклинивающими роликами 4 на упругих пластинчатых спицах 11 и 12 между обоймой 3 и звездочкой 1. Тесное расположение С 5 на упругих спицах предотвращает заедание С 5 при неоднократном срабатывании муфты. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

1362873

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах, работающих при повышенном уровне вибраций. 5

Цель изобретения — повышение надежности при включениях.

На фиг. 1 показана муфта, разрез; на фиг, 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Муфта содержит звездочку 1, которая закреплена на валу 2, обойму 3, заклинивающие тела 4 качения в виде роликов, помещенные в сепараторе 5, который установлен на звездочке с большим радиальным зазором и сцентрирован относительно оси вращения с помощью тонких упругих 15 пластинчатых спиц 6.

Спицы 6 одним утолщенным концом 7 жестко закреплены в пазах кольцевых втулок 8, установленных неподвижно на звездочке с обеих сторон ее профильной части. Вторым утолщенным концом 9, имеющим цилиндрический профиль, спицы подвижно сопряжены с выемками на внутренней поверхности буртов 10 сепаратора, выполненных на обоих его торцах.

Набор спиц 6 в указанном механизме состоит из четного числа пластин двух разновидностей, отличающихся по толщине и жесткости. Тонкие, с малой жесткостью спицы 11 (фиг. 2) установлены с чередованием с более жесткими спицами 12.

Утолщенными концами 9 спицы обеих раз- 30 новидностей шарнирно сопряжены с выемками, которые равномерно расположены по окружности буртов сепаратора. Утолщенные концы 7 спиц 12 закреплены на втулках 8 в пазах, которые выполнены со смешением в сторону клиновой полости. В ре- 35 зультате такого смещения пазов после установки сепаратора на спицы из-за изгибной деформации пластин 12 возникает тангенциальная сила, стремя цаяся повернуть сепаратор 5 относительно звездочки 1 на угол, соответствующий состоянию равновесия про40 тивоположно направленных упругих сил спиц

11 и 12. Эта сила обеспечивает тангенциальное поджатие роликов 4 к контактным поверхностям звездочки 1 и обоймы 3.

Втулки 8 с установленным на спицах 45 сепаратором 5 закреплены на звездочке 1 в таком положении, при котором ролики 4, размещенные в сепараторе 5, находятся в контакте с обоймой и площадками звездочки и поджаты в направлении заклинивания с заданной силой. 50

Сепаратор 5 установлен на упругих спицах 6 таким образом, чтобы после сборки муфты, в случае строго радиального расположения недеформированных центрирующих спиц 1, между роликами 4 и площадками звездочки 1 имелся небольшой зазор, соответствующий зазору между этими деталями в период свободного хода муфты при наличии гидродинамического слоя смазки, разделяющего их контактные поверхности. В статическом состоянии спицы 11, центрирующие сепаратор, находятся под силовым воздействием более жестких спиц 12 и незначительно отклонены от радиального расположения в результате поворота сепаратора 5 относительно звездочки 1 до выборки зазороз между роликамн, обоимой и площадками звездочки.

Указанные особенности установки сепаратора на упругих опорах являются предпочтительными, поскольку для надежной работы необходимо исключить возможность биений сепаратора в период обгона и обеспечить одновременность сцепления роликов с обоймой и звездочкой при включениях муфты, что достигается за счет достаточно жесткого и точного центрирования сепаратора при расклиненном состоянии роликов на радиально расположенных и практически недеформированных спицах 11.

Муфта работает следующим образом.

При расклиненном статическом состоянии. муфты ролики 4 под действием избыточной тангенциальной силы деформированных упругих спиц 12 находятся в состоянии готовности к заклиниванию, так как соприкасаются с рабочими поверхностями звездочки 1 и обоймы 3. При этом сила поджатия роликов 4 к площадкам звездочки 1 определяется двумя противоположно направленными составляющими — тангенциальной силой со стороны деформированных спиц 12 и противодействующей силой упругости спиц 11.

В период свободного хода, в результате появления дополнительной силы, действующей в направлении расклинивания роликов, деформация спиц 11 практически полностью устраняется и сепаратор 5 занимает положение, соответствующее наличию небольшого зазора между роликами 4 и площадками звездочки при работе муфты на режиме обгона. В этот период работы при недеформированном состоянии спиц 11 и беззазорном их сопряжении с выемками в буртах 10 сепаратора 5 обеспечиваются наилучшие услОвия центрирования сепаратора, необходимые для надежной работы муфты.

После заклинивания роликов 4, в результате незначительного смегцения (поворота) сепаратора 5 относительно звездочки 1, обусловленного податливостью нагруженных элементов муфты (главным образом обоймы

3), деформация упругих спиц 11 увеличивается, а деформация спиц 12 — уменьшается. При этом в шарнирных сопряжениях элементов 11 с выемками в буртах 10 сепаратора увеличиваются зазоры между концами 9 этих элементов и дном выемок, что равносильно увеличению люфта в сопряжении цилиндрических посадочных поверхностей, вызывающего снижение точности центрирования деталей.

1362873

Формула изобретения

Фиг.1

Составитель Т. Орлова

Редактор И. Касарда Текред И. Верес Корректор A. Тяско

Заказ 596! !24 Тираж 804 Подписное

БНИИГ!И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии

113035, Москва. Ж вЂ” 35, Раугпская наб.. д. 4, 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

С момента начала заклинивания роликов 4 и в период заклиненного состояния муфты необходимость в выполнении упругими спицами 11 функции центрирования сепаратора отпадает, поскольку в этот период работы муфты жесткое и точное центрирование сепаратора начинает осуществляться по перемычкам и заклиненным роликам, равномерно расположенным по окружности. При этом в муфте дополнительное центрирование сепаратора в период заклиненного состояния в случае необходимости может обеспечиваться распрямляющимися элементами 12.

После расклинивания роликов 4 при переходе муфты в режим обгона, упругие элементы 11, распрямляясь, возвращаются в исходное состояние, при котором обеспечиваются заданные условия центрирования сепаратора относительно звездочки.

1. Муфта свободного хода, содержащая обойму, звездочку, заклинивающие тела качения, размещенные в подпружиненном сепараторе, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности при включениях, средство подпружинивания выполнено в виде пластинчатых спиц, которые одним концом закреплены на звездочке, а другим установлены шарнирно на внутренней поверхности сепаратора.

2. Муфта по п. I, отличающаяся тем, что спицы выполнены с разной жесткостью, расположены в чередующемся порядке, при этом спицы меньшей жесткости установлены радиально, а спицы большей жесткости концами, закрепленными на звездочке, смещены в сторону киновой полости.

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стартерах для запуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станах холодной прокатки труб

Изобретение относится к области .машиностроения и может быть использовано для соединения валов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для обеспечения передачи вращения в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх