Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности - достигается за счет автоматического поддержания в процессе эксплуатации постоянного зазора в зацеплении путем перемещения пятна контакта вдоль зубьев одного из колес по мере его износа и демпфирования динамических нагрузок. Колесо 4 осеподвижно на валу 2. Упругие шпонки 6 допускают упругие окружные смещения колес 3 и 4 на валах 1 и 2. Между торцом колеса 4 и буртиком 7 вала 2 установлена кольцевая прокладка 8. Износостойкость материала прокладки 8 ниже износостойкости материала колеса 4. Колесо 4 подпружинено к буртику 7 пружиной 9. При работе из-за колебаний нагрузки в зацеплении колесо 4 колеблется относительно вала 2 за счет упругости шпонки 6. При этом прокладка 8 интенсивно изнащивается, а колесо 4 перемещается в осевом направлении под действием пружины 9 или осевых усилий в зацеплении на величину изношенного слоя прокладки 8. Соответственное перемещение пятна контакта колес 3 и 4 § препятствует лока.тьному износу зубьев колеса 4, т.е. способствует сохранению бо- // кового зазора в зацеплении. 1 ил. СО 05 to 00 ОО СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4097792/25-28 (22) 08.05.85 (46) 30.12.87. Бюл. № 48 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, Г. В. Мойсенович, С. А. Иванов, В. Л. Басинюк и В. Н. Дзикович (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1185000, кл. F 16 Н 55/18, 1983. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности — достигается за счет автоматического поддержания в процессе эксплуатации постоянного зазора в зацеплении путем перемещения пятна контакта вдоль зубьев одного из колес по мере его износа и демпфиро„„Я1.1„„1362889 д1 (5ц 4 F 16 Н 55/14, 55/18 вания динамических нагрузок. Колесо 4 осеподвижно на валу 2. Упругие шпонки 6 допускают упругие окружные смещения колес 3 и 4 на валах 1 и 2. Между торцом колеса 4 и буртиком 7 вала 2 установлена кольцевая прокладка 8. Износостойкость материала прокладки 8 ниже износостойкости материала колеса 4. Колесо 4 подпружинено к буртику 7 пружиной 9. При работе из-за колебаний нагрузки в зацеплении колесо 4 колеблется относительно вала

2 за счет упругости шпонки 6. При этом прокладка 8 интенсивно изнашивается, а колесо 4 перемещается в осевом направлении под действием пружины 9 или осевых усилий в зацеплении на величину изношенного слоя прокладки 8. Соответственное перемещение пятна контакта колес 3 и 4 препятствует локальному износу зубьев колеса 4, т.е. способствует сохранению бокового зазора в зацеплении. 1 ил.

1362889

bbww

1Э 1, h) 11

Формула изобретения

Составитель М. Левинский

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 5961/24 Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности передачи за счет автоматического поддержания в процессе эксплуатации постоянного зазора в зацеплении, обеспечиваемого перемещением пятна контакта вдоль зубьев одного из колес по мере его износа и демпфирования динамических нагрузок.

На чертеже изображена зубчатая передача с пересекающимися осями.

Зубчатая передача содержит валы 1 и 2 и размещенную на них пару зацепляющихся зубчатых колес 3 и 4. Колесо 4 установлено на валу 2 с возможностью осевого смещения по шпоночному пазу 5. Колеса 3 и 4 установлены на валах 1 и 2 также с возможностью ограниченного упругого окружного смещения за счет упругих шпонок 6. На валу 2 со стороны одного из торцов колеса 4. выполнен кольцевой буртик 7. Между указанным торцом колеса 4 и буртиком 7 на валу 2 размещена кольцевая прокладка 8.

Последняя выполнена из материала с износостойкостью, меньшей износостойкости материала колеса 4. Последнее подпружинено к буртику 7 пружиной 9, нагружаемой гайкой 10.

Зубчатая передача работает следующим образом.

Крутящий момент с вала 1 к валу 2 пере- gp дается посредством упругих шпонок 6 через зацепляющиеся зубчатые колеса 3 и 4. Зубчатое колесо 4 поджимается к прокладке 8 за счет пружины 9 и усилия, действующего в зацеплении. В процессе передачи крутящего момента ввиду неизбежных изменений нагрузки в зацеплении зубчатое колесо

4, за счет упругости шпонок 6 совершает колебания в окружном направлении относительно вала 2 и прокладки 8. Поскольку прокладка 8 выполнена из легкоизнашивающегося материала, то вследствие трения между ней и торцом колеблющегося зубчатого колеса 4 последнее перемещается в осевом направлении по мере износа прокладки 8 под действием усилий в зацеплении или пружины 9. Соответственно перемеща- 45 ется пятно контакта колес 3 и 4 вдоль зубьев колеса 4. Это препятствует локальному. износу зубьев колеса 4, т.е. сохраняет боковой зазор в зацеплении. Упругие шпонки 6 демпфируют возникающие в зацеплении динамические нагрузки.

Для передачи, содержащей два зубчатых колеса с одинаковой износостойкостью предусматривается возможность осевого смещения для обоих колес, т.е. оба колеса должны иметь упругое соединение с валом и подниматься к изнашивающимся прокладкам

Если одно из колес обладает существенно большей износостойкостью, то достаточно обеспечить осевое смещение колеса с меньшей износостойкостью.

Материал прокладки, ее размеры и усилие поджатия к ней зубчатого колеса выбираются из условий где h — толщина прокладки;

i — скорость изнашивания прокладки;

1о — наработка существующей передачи до достижения допустимого износа;

bw — ширина полосы пятен контакта на рабочей поверхности зубьев.

L — требуемая долговечность передачи.

В некоторых случаях возможно использование процесса изнашивания прокладки 8 для восполнения компонентов, необходимых для обеспечения благоприятных условий смазки передачи. Прокладка может быть выполнена из графита или полимерного материала, содержащего активные полимерообразующие вещества.

Зубчатая передача, содержащая валы и размещенную на них пару зацепляющихся зубчатых колес, по крайней мере одно из. которых установлено на валу с возможностью осевого смещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, колеса установлены на валах с возможностью ограниченного упругого окружного смещения, на валу осеподвижного колеса со стороны одного из его торцов выполнен кольцевой буртик, передача снабжена кольцевой прокладкой, размещенной на валу осеподвижного колеса между буртиком и указанным торцом и выполненной из материала с износостойкостью, меньшей износостойкости материала . осеподвижного колеса, а последнее подружинено к буртику.

Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пониженным уровнем вибраций и шума

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах

Изобретение относится к области машиностроения , например к зубчатым передачам точных механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчато-реечных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конических зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и используется в многопоточных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчаты.х передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пониженным уровнем вибраций и шума

Изобретение относится к маши ностроению и может использоваться в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах
Наверх