Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства

 

Изобретение относится к транспорту , а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности . Цель изобретения - снижение трудоемкости обслуживания путем автоматизации соединения вала отбора мощности . Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит шарниры с горизонтальными и вертикальными осями, полую втулку , соединенную с тягачом, захваты запорного механизма и механизм фиксации с приводом. Втулка выполнена с одного конца конической с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента , связанного с прицепом. В полостях втулки и корпуса ответного элемента размещен разъемньи вал отбора мощности. 6 ил. с $ (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (П) А1 (51) 4 В 60 D 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АSTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4082635/31-11 (22) 13.05.86 (46) 30.01.88. Бюл. Р 4 (71) Научно-исследовательский и проектно-технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР (72) А.Д. Назаров, Е.Е. Хазанов, С.П. Евсеева, В.И. Солодун, В.К. Снисар, В.В. Яцкевич и А.Н. Лысенко (53) 629.114.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1122524, кл. В 60 D 1/00, 1983. (54) KECTKOE СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транс" порту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которого механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности. Цель изобретения — снижение трудоемкости обслуживания путем автоматизации соединения вала отбора мощности. Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит шарниры с горизонтальными и вертикальными осями, полую втулку, соединенную с тягачом, захваты запорного механизма и механизм фиксации с приводом. Втулка выполнена с одного конца конической с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом. В полостях втулки и корпуса ответного элемента размещен разъемный вал отбора мощности. 6 ил. 1 13699

Изобретение относится к транспорту, в частности к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств с полуприцепами, содержащими технологическое оборудование, у которых механический привод рабочих органов осуществляется от вала отбора мощности., Целью изобретения является сни- 1р жение трудоемкости обслуживания путем автоматизации соединения вала отбора мощности.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид сбоку; на фиг. 2 — узел I 1Г на фиг. 1; на фиг. 3 — узел II на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 5 — вид Б на фиг. 3; на фиг, 6 — ответный элемент, 20

Тягач 1 соединен с полуприцепом

2, имеющим опору 4, и приводом 3 рабочих органов технологического оборудования жестким сцепным устройством, содержащим сцепное устройство

5, закрепленное на раме тягача 1, и ответный элемент 6, закрепленный на раме полуприцепа 2.

Тягач 1 содержит закрепленные на его раме кабину 7, силовую установ- ЗО ку 8, ведущий мост 9, вал 10 .."бора мощности, вилку вертикального шарнира 1 1 и шарнирно соединенную с ней вилку горизонтального шарнира 12, связанного с двух сторон со штокамИ Зг, гидроцилиндров 13, закрепленных на раме тягача 1. Втулка 14 сцепного устройства 5 установлена в обойме 15 горизонтального шарнира 12 посредством подшипников 16 скольжения и крыш- 40 ки с болтами 17 и имеет заборное конусное гнездо Г под стыковочный конус К ответного элемента 6. На втулКе 14 сцепного устройства 5 установлен запорный механизм 18, зах- 4 ваты 19 которого равномерно расположены и закреплены в проушинах 20 обоймы 21, подвижно установленной на втулке 22, установленной, в свою очередь, на втулке 14. В обойме 21 б0 соответственно захватам 19 запрессованы пальцы 23, взаимодействующие каждый с соответствующими винтовым пазом 24 поворотной втулки 22 и с продольным пазом 25 втулки 14 сцепного устройства 5, Каждый винтовой паз 24 на поворотной втулке 22 имеет радиальный паз на своем конце, образуя запирающее

25 2 гнездо 26, при этом начало винтового паза 24 совмещено с началом продольного паза 25 втулки 14 в крайнем, раскрытом положении захватов 19 запорного механизма 18. Каждый захват

19 выполнен с хвостовиком 27 для взаимодействия в их крайнем раскрытом положении (когда каждый палец

23 обоймы 21 совмещен с точкой совмещения винтового паза 24 и продольного паза 25) с прижимным роликом 28, установленным в проушинах 29 втулки

14 сцепного устройства 5, расположенным соответственно проушинам 20 обоймы 21. Поворотная втулка 22 имеет проушину 30, связанную со штоком гидроцилиндра 31, закрепленного на портале 32, установленном на втулке 14 сцепнбго устройства 5, В корпусе 33 ответного элемента 6 имеется фланец 34 с соответствующей торцовой поверхностью для взаимодействия с захватами 19 запорного механизма 18,В полости втулки 14 сцепного устройства 5 соосно ему посредством подшипников 35 установлен промежуточный вал 36 отбора мощности, соединенный через сдвоенный карданный шарнир 37 с валоМ 10 отбора мощности тягача 1.Подшипники 35 закреплены во втулке 14 специальными гайками 38. На выходном конце промежуточного вала 36 отбора мощности установлена с воэможностью пере— движения вдоль шлицев 39 подпружиненная пружиной 40 сцепная полумуфта 41 ..

Второй конец пружины 40 упирается в тарельчатую шайбу 42.

В полости корпуса 33 ответного элемента 6 соосно ему посредством подшипников 43 и распорной втулки

44 установлен ответный вал 45 отбора мощности, на стыковочном конце которого жестко с помощью замыкающей шайбы 46 установлена ответная сцепная полумуфта 47. Выходной конец ответного вала 45 отбора мощности оборудован шлицами 48 для подсоединения приводного вала рабочих органов технологического оборудования 3 полуприцепа 2.

На портале 32 закреплен цилиндрический корпус 49, в котором установлена ось 50 крепления моста опорных колес 51. На оси 50 закреплены с двух сторон рычаги 52 подъема моста опорных копес 51, соединенные каждый со штоком гидроцилиндра 53, закрепленного на портале 32.

3 136992

Сцепное устройство работает сле-", дующим образом.

Тягач 1 с опущенным мостом опорных колес 51 выезжает в зону установ5 ки полуприцепа 2, и посредством гидроцилиндров 13, воздействующих на вилку. горизонтального шарнира 12 с установленным на нем сцепным устройством 5, и гидроцилиндров 53, воздей- о ствующих на рычаги 52 моста опорных колес 51, приподнимая или опуская их, выставляют сцепное устройство 5 на один уровень с ответным элементом 6.

Состыковав предварительно заборное конусное гнездо Г сцепного устройства 5 со стыковочным конусом К ответного элемента 6, посредством гидроцилиндра 31, связанного с проушиной

30 поворотной втулки 22, поворачивают последнюю, и под воздействием пальцев 23, взаимодействующих с винтовыми пазами 24 поворотной втулки

22 и продольным пазом 25 втулки 14 сцепного устройства 5, обойма 21 пе- 25 ремещается в продольном направлении в сторону полуприцепа 2. В крайнем положении пальцев 23 в точке совмещения их с винтовым пазом 24 и продольным пазом 25 хвостовики 27 захватов

19 взаимодействуют с прижимными роликами 28, захваты 19 раскрываются, увеличивая их в зону захвата. После достижения контакта между сцепными .полумуфтами 41 и 47 промежуточного

35 вала 36 отбора мощности и ответного вала 45 отбора мощности поворачивают обойму 22 запорного механизма 18 в противоположную сторону. Захваты 19 по мере продольного перемещения обоймы 21 сходятся своими концами, центрируя дополнительно сцепное устрой5

4 ство 5 с ответным элементом 6, захватывают фланец 34 последнего. При этом происходит автоматическое сцепление полумуфты 41 промежуточного вала 36 отбора мощности с,полумуфтой

47 ответного вала 45 отбора мощности за счет подпружинивания сцепной полумуфты 41 пружиной 40 и воэможности отжатия ее вдоль шлицев 39. В конце хода штока гидроцилиндра 31 пальцы

23 обоймы 21 заходят в запирающие гнезда 26 винтовых пазов 24, Жесткая стыковка тягача 1 с полуприцепом 2 завершается. После этого гидроцилиндром 53 мост опорных колес 51 выводят в крайнее верхнее транспортное положение. Поднимают и фиксируют опору 4 полуприцепа 2.

Расстыковку средства производят в обратном порядке.

Формула изобретения

Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее шарниры с горизонтальными и вертикальными осями, полую втулку, соединенную с тягачом, захваты запорного механизма и механизм фиксации с приводом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости обслуживания путем автоматизации соединения вала отбора мощности, втулка выполнена с одного конца конической с возможностью взаимодействия с конической частью полого корпуса ответного элемента, связанного с прицепом, при этом в полостях втулки и корпуса ответного элемента размещен вал отбора мощности.

1369925! 36992"

16

М 56 " 40 59 Ф1 авиа. 3

1369925

A-A

Составитель Г. Гандыбин

Редактор Л. Повхан Техред А.Кравчук Корректор А. Ильин

Заказ 348/13 . . Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту , в частности к противоугонным устройствам для прицепов со сцепками шарового типа

Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к прицепным скреперам, агрегатируемым с гусеничными тракторами и работающим в режиме тяги - толкания

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам для присоединения к транспортны.м средствам прицепных и полунавесных машин

Изобретение относится к транспорту, в частности к сочлененным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях промышленных тягачей преимущественно большой и особо большой грузоподъемности

Изобретение относится к трансиортным средствам, а именно к сцепным устро1 ствам для буксировки прицепа

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к автотранспорту и может быть использовано при буксировке транспортных средств

Изобретение относится к транспорту , в частности к сцепным устройствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенных для буксировки автомобилей и других транспортных средств без водителя в кабине

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к буксирным устройствам

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к буксирным устройствам

Изобретение относится к области защиты транспортных средств, защиты людей от травм при случайном контакте со сцепным устройством прицепа автомобиля и может быть использовано на сцепных шарах тягово-сцепных устройств автомобилей

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для соединения тракторов с агрегатируемыми машинами

Изобретение относится к гусеничной и колесной технике, а более конкретно - к тягачам и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, требующих частой и быстрой сборки и разборки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, требующих частой и быстрой сборки и разборки
Наверх