Электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в повышении эффективности. Электрическая машина содержит статор и ротор с сердечником 5 и центробежно-осевыми сифонами 7 в виде конических камер. Благодаря тому, что узкие части камер расположены в зоне подшипников 4 вокруг вала 1, обеспечивается достижение поставленной цели . 2 з.п, ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1372501

А1 (51)4 Н 02 К 9/20

13

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ЯКБЛ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4052285/24-07, 4052286/24-07 (22) 09. 04. 86 (46) 07.02.88. Бюл. Р 5 (71) Севастопольское высшее военноморское инженерное училище (72) А.И.Ковалев и А.М.Олейников (53) 621.3 13.7 13 (088.8) (56) Патент Великобритании Р 1470082, кл. Н 02 К 9/20, 1977.

Патент Чехословакии h - 161181, кл. 21 d 56/01, 1974. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении эффективности.

Электрическая машина содержит статор и ротор с сердечником 5 и центробежно-осевыми сифонами 7 в виде конических камер. Благодаря тому, что узкие части камер расположены в зоне подшипников 4 вокруг вала 1, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагаемая машина по сравнению с известной обеспечивает охлаждение наиболее нагретой части массивного ротора — магнитопровода и короткозамкнутых медных колец, по которым проходит электрический ток. Кроме того, конструкция машины позволяет устранить центральное отверстие в активной части вала ротора, что, в свою очередь, дает возможность увеличить активное сечение магнитопровода и тем самым уменьшить габариты при заданной мощности. Увеличивается также жесткость ротора.

45 I 13725

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям закрытых электрических машин, преимущественно с массивными и двухслойными роторами, требующих эффективного охлаждения.

На фиг. 1 изображена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез, вариант с кольцом; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 вариант машины с каналами в валу.

Машина содержит вал 1, корпус 2, статорную обмотку 3 и подшипники 4.

Ротор включает в себя магнитопровод в виде массивного цилиндра 5, торцовые кольца 6. Центробежно-осевой термосифон имеет конический корпус 7, который герметично крепится к торцу ротора, например к короткозамкнутым кольцам б, широким основанием. Узкой частью корпус 7 термосифона крепится к металлическому кольцу 8, расположенному в подшипниковом щите и имеющему отверстия 9 для прохода пара. 25

Кольца 8 на обоих подшипниковых щитах жестко и герметично крепятся к валу 1.

Корпус 7 термосифона снаружи корпуса машины эа кольцом 8 имеет цилиндрическое продолжение 10, которое может быть оребренным.

Машина работает следующим образом.

Внутрь центробежно-осевого термосифона залит жидкий теплоноситель, например вода. При работе машины массивный цилиндр 5 и кольца 6 сильно нагреваются. Теплоноситель испаряется, и пар через отверстия 9 в коль- цах 8 поступает в зону конденсации— цилиндрические камеры 10. Сконденсированные капельки жидкости под действием центробежных сил перемещаются по конической поверхности 7 в зону испарения. Далее цикл повторяется.

О1 2

В другом варианте вал в зоне подшипников выполнен с центральными продольными каналами с теплоносителями, образующими зону испарения и зону конденсации. При этом узкие основания корпусов 7 термосифонов закреплены на валу с охватом эон испарения. Центробежные тепловые трубы, образованные термосифонами, имеют зоны 11 испарения и зоны 12 конденсации.

Устройство работает следующим образом.

В зоне 11 внешней центробежной тепловой трубы происходит процесс испарения от нагрева потерями на поверхности ротора и в массивном цилиндре 5. Пар поступает в зону 12 конденсации, откуда капли жидкости под действием центробежных сил по внутренней поверхности конусообразного корпуса 7 возвращаются в зону 11 испарения. Так как эоны 12 конденсации внешних тепловых труб расположены на поверхности эоны испарения осевых труб, то для работы общей системы охлаждения необходимо, чтобы температура кипения (испарения) хладоагента во внешних тепловых трубах была выше температуры кипения хладоагента в осевых трубах. Разность температур кипения зависит от теплового потока и допустимой температуры нагрева ротора. Циркуляция хладоагента во внешних и осевых тепловых трубах автономная.

Предлагаемая машина позволяет устранить отверстие в активной части вала ротора, что увеличивает активное сечение магнитопровода и тем самым уменьшает габариты машины при неизменной мощности. Двухступенчатая схема охлаждения ротора с пониженной температурой испарения хладоагента второй ступени не позво ляет перегреваться подшипникам. формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая корпус с подшипниковыми щитами, статор и ротор, включающий вал с подшипниками, закрепленный на валу сердечник и центробежно-осевые термосифоны для охлаждения, расположенные по обе стороны от сердечника и выполненные в виде. конических герметичных камер, прикрепленных широким основанием к сердечнику, о т л и ч а ю—

4 часть камеры имеет продолжение вне

137250 д

quzf

Фиг 2

Составитель В.Константинов

Техред А, Кравчук Корректор Н Король

Редактор Н.Яцола

Заказ 494/50 Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, узкие части камер расположены в зоне подшипников вокруг вала.

2. Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что внутри каждого подшипника установлено кольцо с отверстиями, к которому прикреплено 1ð узкое основание камеры, причем узкая корпуса.

3. Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что вал в зоне подшипников выполнен с центральными продольными каналами с теплоносителем, а узкие основания камер закреплены на валу с охватом частей указанных каналов, расположенных внутри корпуса.

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения электрических машин, заполненных жидкостью, преимущественно асинхронных двигателей, и может быть использована в электроприводе систем с большой продолжительностью пусковых нагрузок при работе на низких оборотах, например в тренажерной технике

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам, охлажденным тепловыми трубами (ТТ)

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх