Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, не имеющих датчиков обратной связи по скорости. Целью изобретения является повышение точности регулирования. По данному способу с помощью блока 22 и блока 23 измеряют и запоминают мгновенные амплитудные значения напряжения сети. Система управления 3 тиристорного преобразователя 4 определяет реальный угол управления тиристорного преобразователя 4. Вычисляют мгновенные значения ЭДС преобразователя 4 в режиме прерывистых токов для момента времени достижения током максимального значения на интервале проводимости . Вычитая из вычисленной ЭДС преобразователя 4 падение напряжения в активном сопротивлении якорной цепи, определяют ЭДС двигателя 5, Которую используют в качестве сигнала обратной связи по скорости. В соответствии с величиной и знаком рассогласования действительного и заданного значений скорости двигателя 5 изменяют ток якорной цепи, воздействуя на величину угла управления тиристорного преобразователя 4. 3 ил. (Л со со оо 00 1Раз.}

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 P 5/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ййЕЛИО - -, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4121697/24-07 (22) 18.09.86 (46) 30.05.88. Бюл, У 20 (71) Одесский политехнический инстит.ут (72) С.Н.Радимов, А.С.Процеров и В.И.Вдовиченко (53) 621.316.718.5 (088.8) (56) Решмин Б.И., Ямпольский Д.М.

Проектирование и наладка систем подчиненного регулирования злектроприводов. М.: Энергия, 1975, с. 184.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1020949, кл. Н 02 Р 5/16, 1983. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, не имеющих датчиков обратной связи по скорости. Целью изобретения является повышение точности регулирования. По данному спо„„SU„, 1399881 А1 собу с помощью блока 22 и блока 23 измеряют и запоминают мгновенные амплитудные значения напряжения сети.

Система управления 3 тиристорного преобразователя 4 определяет реальный угол управления тиристорного преобразователя 4. Вычисляют мгновенные значения ЭДС преобразователя 4 в режиме прерывистых токов для момента времени достижения током максимального значения на интервале проводимости. Вычитая иэ вычисленной ЭДС преобразователя 4 падение напряжения в активном сопротивлении якорной цепи, определяют ЭДС двигателя 5, которую используют в качестве сигнала обрат- с2 ной связи по скорости. В соответствии е с величиной и знаком рассогласования действительного и заданного значений скорости двигателя 5 изменяют ток якорной цепи, воздействуя на величину угла управления тиристорного преобразователя 4. 3 ил.

У, ° Оаа

1399881

Изобретение относится к электротехнике, в частности к автоматизированным электроприводам, и может быть использовано в системах автоматичес5 кого регулирования быстродействующих тиристорных электроприводов с малыми ошибками регулирования, не имеющих датчиков обратной связи по скорости.

Целью изобретения является повы- 10 шение точности регулирования.

На фиг.l изображена схема электро" привода, реализующего предлагаемый способ; на фиг.2 и 3 — диаграммы, поясняющие работу электропривода. 15

Электропривод содержит последовательно соединенные регуляторы ЭДС 1 и тока 2, включенные на входе системы 3 управления тиристорного преобразователя 4. К выходу тиристорного 20 преобразователя 4 подключены последовательно соединенные якорь двигателя

5 и токовый шунт 6. Параллельно токовому шунту 6 подключен датчик 7 максимального тока на интервале проводи- 25 мости преобразователя, выход которого соединен с первым входом первого блока 8 умножения, первым входом блока

9 управления и входом обратной связи регулятора 2 тока. Первый выход системы 3 управления соединен с входом первого блока 10 вычисления функции синуса, с входом первого функционального преобразователя 11 и первым входом первого блока 12 вычитания, второй вход которого соединен с выходом первого функционального преобразователя 11. Выход первого блока 10 вычисления функции синуса подключен к первому входу второго блока 13 умно- 40 жения, выход которого связан через блок 14 деления, второй функциональный преобразователь 15 и инвертор 16 с третьим входом первого блока 12 вычитания. Выход последнего через вто- 45 рой блок 17 вычисления функции синуса и третий блок 18 умножения подключен к первому входу второго блока 19 вычитания, к второму входу которого подключен выход первого блока 8 умножения. Выход второго блока 19 вычитания соединен с входом обратной связи регулятора 1 ЭДС двигателя, вход задания которого через четвертый блок

20 умножения подключен к блоку 21 задания скорости. Блок 22 измерения максимального значения напряжения своими входами подключен к сети, питающей тиристорный преобразователь, а выходом - к блоку 23 памяти. Выход последнего соединен с вторыми входами второго блока 13 умножения и третьего блока 18 умножения. Блок 24 памяти постоянных величин первым и вторым выходами соединен с вторыми входами соответственно первого 8 и четвертого

20 блоков умножения, а третий выход блока 24 соединен с четвертым входом первого блока 12 вычитания. Второй выход системы 3 управления тиристорного преобразователя 4 подключен к второму входу блока 9 управления. Выходы блока 9 управления соединены с входами управления регуляторов 1 и 2, блоков 12 и 19 вычитания, блоков 8, 13, 18 умножения, датчика 7, блока

22 измерения максимального значения напряжения, функциональных преобразователей 11 и 15, блоков 10 и 17 вычисления функции синуса, блока 23 памяти, блока 21 задания и блока 20 умножения.

Электропривод работает следующим образом.

В исходном положении на выходе регулятора 2 тока установлен код угла

d(n) управления тиристорами, который поступает на вход блока 3 импульснофазового управления, где происходит отсчет временных интервалов, начинающихся с моментов естественной коммутации соответствующих тиристоров и оканчивающихся моментами подачи импульсов управления на эти тиристоры.

Величина этих временных интервалов, соответствующая реальным углам управления, измеряется в блоке 3 импульсно-фазового управления. Открывание очередного тиристора происходит сразу же по окончании вычислений регулятором 2 тока угла управления, если последний больше текущего реального угла, н в момент равенства измеренного и заданного углов управления, если текущий угол в момент окончания вычислений в регуляторе 2 тока меньше вычисленного. Код измеренного реального угла управления, с которым произошло открывание в рассматриваемом периоде очередного тиристора, поступает на входы блока 10 вычисления функции синуса, блока 12 вычитания и функционального преобразователя 11.

Последний преобразует величину кода угла управления в величину фазового сдвига в соответствии с занесенной проводимости, поступает на вход блока

19, где из него вычитается код, пропорциональный падению напряжения в якорной цепи, полученный в блоке 8 путем перемножения величин сс противления якорной цепи и максимального на текущем интервале тока, На выходе блока 19 устанавливается код сигнала обратной связи, пропорциональный ЭДС двигателя, поступающий на инверсный вход (вход обратной связи) регулятора

1 ЭДС двигателя. Задание из блока 2 1 на скорость двигателя 5, умноженноев блоке 20 на постоянный коэффициент пропорциональности между скоростью и

ЭДС двигателя, характеризующий конструктивные параметры двигателя, поступает на прямой вход (вход задания) регулятора ЭДС двигателя. Последний рассчитывает величину задания на ток.

Регулятор 2 тока вычисляет угол управления d(n+ 1) тиристорами для очередного такта работы преобразователя исходя из рассогласования сигнала задания на ток, который поступает с выхода регулятора 1 ЭДС двигателя, и сигнала обратной связи с выхода датчика 7 максимального на интервале проводимости значения тока для текущего такта работы устройства.

Управление работой устройства осуществляется сигналами, поступающими из блока 9 управления. Синхронизация работы блока 9 происходит управляющими импульсами, приходящими иэ блока

3 импульсно-фазного управления и датчика 7 максимального тока.

Таким образом, повышение точности регулирования скорости электродвигателя постоянного тока достигается тем, что,.используя измеренные и запомненные мгновенные амплитудные значения напряжения сети переменного тока, к которой подключен тиристорный преобразователь, и измеренный реальный угол управления, с которым открылся очередной тиристор преобразователя, вычисляют мгновенное значение злектродвижущей силы преобразователя.

Использование предлагаемого способа позволяет эа счет увеличения диапазона регулирования расширить использование электроприводов с обратной связью по ЭДС двигателя вместо обратной связи по скорости.

Формула и з о б р е т е н и я

Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, под3 I 399 в преобразователь зависимостью y = f (с(), характер которой показан на фиг.2.

В блоке 10 по величине реального угла управления находится значение

5 максимального на интервале проводимости тока для граничного режима в случае питания тиристорного преобразователя от сети с неизменным напряжением. В соответствии с реальным изме- 10 ренным напряжением сети в блоке 13 происходит корректировка вычисленного значения тока граничного режима. В блоке 14 деления находится отношение максимальных на интервале проводимос- 15 ти значений токов измеренного, поступившего с выхода датчика 7, и вычисленного в блоках 10 и 13 для граничного режима, функциональный преобразователь 15 преобразует это отношение 20 в изменение относительно граничного режима величины фазового сдвига между началом интервала проводимости и моментом достижения током граничного режима максимального значения на интервале в соответствии с занесенной в преобразователь зависимостью Л + г ? макс

=f (†††), характер которой показан

1 р. макс на фиг.3. 3р

В блоке 12 иэ угла 8 равного 180 для однофазных схем, 150 — для нулео вой схемы и 120 — для трехфазной мостовой схемы преобразователя, вычитаются угол управления a((n), величина фазового сдвига (n) и инвертированное инвертором 16 значение изменения величины фазового сдвига D Ч (п).

В блоке 17 вычисления функции синуса по величине угла, полученного в 4р реэупьтате операции вычитания в блоке 12, находится код, пропорциональный ЭДС тиристорного преобразователя

4, в случае питания последнего от сети с неизменным напряжением для мо- 45 мента времени, при котором ток достигает максимального на текущем интервале проводимости значения. В блоке

18 умножения происходит коррекция полученной на выходе блока 17 величины в соответствии с измеренным в блоке

22 и запомненным в блоке 23 макси-.. мальным значением напряжения питающей сети, определяющим ток на текущем интервале проводимости преобразователя.

Выходной код с выхода блока 18 соответствующий реальной величине ЭДС тиристорного преобразователя в момент максимума тока в текущем интервале

99881 6 е, (п =Ом, в1п (6-(сс(п)+4 (и)-d4 (

Л преобразователя на текущем и-м интервале, вычисленное для момента достижения током якорной цепи мтерс

15

25 с((и) М(п) =

30 =f ((n)) 35

4(п) =

f Емок<(п)

40 f1)

1т „„„,(n)

50

5 13 ключенного к тиристорному преобразователю, в режиме прерывистых токов, при котором определяют моменты времени достижения током максимального значения на интервале проводимости тнристорного преобразователя, измеряют максимальное значение тока, по нему определяют величину падения напряжения на активном сопротивлении якорной цепи, алгебраически суммируют полученный результат с величиной мгновенного значения электродвижущей силы тиристорного преобразователя, определяя величину ЭДС двигателя, и изменяют ток якорной цепи в соответствии с величиной и знаком рассогласования действительного и заданного значений скорости . двигателя, воздействуя на величину угла управления тиристорами преобразователя, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности регулирования, для каждого интервала проводимости последовательно измеряют и запоминают мгновенные амплитудные значения напряжения сети переменного тока,. к которой подключен тиристорный преобразователь, измеряют и запоминают величину реального, угла управления очередного тиристора преобразователя, по величине реального угла управления на текущем интервале проводимости вычисляют значение максимального тока якорной цепи, соответствующего граничному режиму, и находят величину фазового сдвига между началом интервала проводимости и моментом достижения током в граничном режиме максимального значения на интервале, определяют отношение максимальных значений токов, измеренного в прерывистом режиме и вычисленного для граничного режима, по нему определяют изменение величины фазового сдвига между началом интервала проводимости и моментом достижения током максимального значения на интервале, и, используя запомненную величину амплитудного значения напряжения сети, соответствующего протеканию тока. на текущем интервале проводимос ти, вычисляют мгновенное значение ЭДС преобразователя по выражению максимального значения; измеренное амплитудное значение напряжения источника переменного тока, к которому подключен тиристорный преобразователь (фаэное — для нулевых схем, линейное — для мостовых схем преобразователя), соответствующее и-му интервалу проводимости; угол, равный 180 для однофаэных схем, 150 — для трехфаэной нулевой схемы и 120 — для трехфаэной мостовой схемы преобразователя; реальный угол управления тиристорами преобразователя на текушем и-м интервале; величина сдвига между началом интервала проводимости и моментом достижения током якорной цепи максимального значения в граничном режиме — функция реального угла управления o(на текущем и-м интервале; изменение относительно граничного режима величины фазового сдвига между началом интервала проводимости и моментом достижения током граничного режима максимального значения на йнтервале проводимости значений токов измеренного pic (и) и вычисленного I,ð. „„„,(п) для граничного режима на п-м интервале.

1399881

З2

20 0 2> 40608D N01Nf40«< К @ У

>ие. 2

Составитель М.Кряхтунова

Техред М.Дидьк Корректор В.Гирняк

Редактор E.Êîï÷à

Заказ 2677/56 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиг.графическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фу, зрад

Я г

73 1

rvl. Ффамс

Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть испольэовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и м

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах стабилизации скорости ротора электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в бытовых маломощных приборах Целью изобретения является создание управляемого , зависящего от нагрузки регулятора для управляемых по фазовой отсечке двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах стабилизации скорости вращения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх