Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты)

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в бытовых маломощных приборах Целью изобретения является создание управляемого , зависящего от нагрузки регулятора для управляемых по фазовой отсечке двигателей. Регулятор содержит транзистор 43, на базу которого подается управляющее напряжение Ug. Усиленный транзистором 4 положительный импульс снимается с зажима 48 или через делитель с зажима 49 и подается для управления работой двигателя по фазовой отсечке. 2 с.п. ф-лы. 7 ил. -Фи

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 Р 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ср(„„„

jg

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ а,,„„, /

Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:В (89) DD/225603 (21) 7773086/24-07 (22) 22.08.83 (3!) WPH 02 Р/243980 (32) 14.10 ° 82 (33) DD (46) 23.04.88. Бюл. К 15 (71) ФЕБ Комбинат Текстима (РП) (72) Шульц Дитер и Липпманн Гюнтер (вв) (53) 621.16.718.5(088.8) (54) ЗАВИСИМЫЙ ОТ НАГРУЗКИ УПРАВЛЯЕМЫЙ РЕГУЛЯТОР ДЛЯ УПРАВЛЯЕМЫХ ПО ФАЗОВОЙ ОТСЕЧКЕ ДВИГАТЕЛЕЙ (ЕГО ВАРИAHTbI) „,Я0„„1390760 А 1

r (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в бытовых маломощных приборах. Целью изобретения является создание управляемого, зависящего от нагрузки регулятора для управляемых по фазовой отсечке двигателей. Регулятор содержит транзистор 43, на базу которого подается управляющее напряжение U .

Усиленный транзистором 4 положительный импульс снимается с зажима 48 или через делитель с зажима 49 и подается для управления работой двигателя по фазовой отсечке. 2 с.п. ф-лы.

7 ил.

1390760

Изобретение оТносится к электротехнике и может найти применение в бытовых маломощных приборах, в бытовых швейных машинах, а также в изделиях промышленной электроники.

Известен зависимый от нагрузки, управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей, содержащий силовой полупроводниковый ключ, включенный в якорную обмотку электродвигателя, датчик фактического числа оборотов электродвигателя (см. патент ФРГ ¹ 2608613, кл. Н 02 P

5/40„ 1978).

Недостатком известного устройства является применение в нем импульсного трансформатора, связь регулятора с сетевым напряжением, а также то, что измерение ЭДС производится в каж- 20 дом втором полупериоде сетевого напряжения.

Цель изобретения — создание управляемого, зависящего от нагрузки регулятора для управляемых по фазовой от- 25 сечке двигателей пригодного для работы в сочетании с различными формами выполнения схемы силового управления двигателями и расширяемого устройством управления позицией иглы. 30

В основе изобретения лежит техническая задача создания управляемого, зависящего от нагрузки регулятора для управляемых по фазовой отсечке двигателей, который в отличие от из35 вестных решений просч роен так, что может быть подключен к различным силовым схемам, а в качестве регулируемой величины может быть использована

ЭДС двигателя или выходное напряжение тахогенератора, причем основные элементы регулятора могут быть объединены в этой интегральной схеме, например гибридной.

На фиг.1 и 2 показаны схемы регу45 лятора соответственно по первому и второму варианту; на фиг.3 — временные диаграммы напряжений; на фиг.4 схема регулятора с силовым блоком, управляемым через триак; на фиг.5— схема регулятора с силовым блоком, управляемым через тиристоры;, на фиг.6 — схема регулятора с силовым блоком, управляемым через симистор; на фиг.7 — схема регулятора, гальванически развязанного с силовым блоком.

Регулятор (фиг.1) содержит зажим

52, соединенный с первым полюсом, и зажим 47, соединенный с вторым полюсом сетевого переменного напряжения.

Зажим 47 представляет собой общую соединительную точку для анода диода

2, катода диода 3 и первого вывода первого звена с фиксированной постоянной времени, составленного из резистора 7 и конденсатора 10. Между катодом диода 2 и анодом диода

3 имеется последовательная схема из конденсаторов 5 и 6, параллельно которой включена последовательная цепь из диодов Зенера 8 и 9, так что на катоде диода Зенера 8 получается положительное рабочее напряжение, а на аноде диода Зенера 9 — отрицательное рабочее напряжение. Средняя точка этих рабочих напряжений образуется за счет соединения между двумя конденсаторами 5 и 6 и между двумя диодами Зенера 8 и 9 и выведена на зажим 52.

Второй вывод первого звена с фиксированной постоянной времени, составленного из резистора 7 и конденсатора 10, через анодно-катодный участок диода 11 присоединен к инверти рующему входу и через катодно-анодный участок диода 12 к неинвертирующему входу компаратора 22. Инвертирующий вход через резистор 14 соеди— нен со средней точкой конденсаторов

5 и 6, а через резистор 13 — с анодом диода Зенера 9. Неинвертирующий вход компаратора 22 через резистор

17 соединен со средней точкой конденсаторов 5 и 6, а через резистор

16 — с катодом диода Зенера 8. Вывод

15 через ножной регулятор (не показан) соединен с выводом 18 регулятора. Вывод 18 соединен через последовательную схему из резисторов 19 и

20 с анодом диода Зенера 9 и через резистор 21 с конденсатором 23, который через резистор 24 соединен с инвертирующим входом компаратора 28 и с выходом компаратора 22.

Неинвертирующий вход компаратора

28 через резистор 25 соединен со средней точкой второго звена с фиксированной постоянной времени, составленного из резистора 26 и конденсатора 27, которая через катодно-анодный участок диода 29 соединена через резистор 32 с катодом диода Зенера 8 и через резистор 33 с выходом дифференциального усилителя, состоящего из операционного усилителя 36 и ре1390760 зисторов 35, 38, 40 и 41. Входы операционного усилителя 36 соединены через резисторы 40 и 41 с зажимами 50 и 51, которые через резисторы 42 и

46 присоединены к зажиму 52. Резистор 38 соединяет неинвертирующий вход операционного усилителя 36 с зажимом 52, а резистор 35 — инвертирующий вход операционного усилителя

36 — с выходом последнего. Выход компаратора 28 соединен через резистор

30 с катодом диода Зенера 8, через диод 3! — с анодом диода 29 и через третье звено с фиксированной постоян-!5 ной времени, составленное из конденсатора 34 и резистора 37, с базой транзистора 43, к которой через резистор 39 подключен катодом диода Зенера 8, через эмиттер-коллекторный участок транзистора 43 соединен с выводом 48, который соединен через резистор 44 с зажимом 49, через резистор 45 — с зажимом 52.

На фиг.2 показана схема регулято- 25 ра согласно второму варианту. Отличительным признаком ее является то, что на первое звено с фиксированной постоянной времени, составленное из резистора 7 и конденсатора 10 напряжение подается с дополнительного компаратора 4, инвертирующий вход которого соединен со средней точкой конденсаторов -5 и 6, а неинвертирующий— через резистор 1 с зажимом 47.

На фиг.4 показана схема регулирования в случае использования регулятора с управляемым от триака силовым контуром, включающий мост на диодах 40

57, 58, 64 и 55, в цепи постоянного тока которого включен двигатель таким образом, что вывод 63 соединен с минусовым полюсом, вывод 60 — с положительным полюсом, а вывод 62 двига- 45 теля — через анодно-катодный участок диода 61 с дополнительным полюсом собранного на диодах моста. Управляемый мощный полупроводниковый прибор, представляющий собой триак 59, 50 находится в цепи переменного тока диодного моста. Зажим 47 регулятора через резистор 53 соединен с одним полюсом, а зажим 52 — с вторым полюсом сетевого переменного напряжения.

ЭДС через резисторы 54 и 55 подается

55 на зажимы 50 и 51 регулятора. Управляемый электрод триака 59 подключен к зажиму 49 регулятора °

Устройство для обеспечения заданного значения скорости подключено к зажимам 15 и !8 регулятора. С помощью резисторов 54 и 55 фактическое значение согласовывается с регулятором.

На фиг.5 показана схема регулирования с использованием моста, в два плеча которого включены тиристоры

69 и 70. Так как катоды тиристоров

69 и 70 не имеют общей точки, то перед управляющим элементом тиристора

69 необходимо включить трансформатор

68 зажигания, первичная обмотка которого соединена с зажимами 48 и 52.

Управляемый электрод тиристора 70 присоединяется к зажиму 49.

На фиг.6 показана схема регулирования с использованием регулятора и силовой части, управляемой от триака

59, без собранного на диодах моста.

Двигатель последовательно включен с управляемым мощным триаком 59. В этом случае во время перерыва в протекании тока двигателя ЭДС подается на зажимы 50 и 51 регулятора через последовательно соединенные резисторы и диоды 54, 75, 55 и 76.

На фиг.7 показан регулятор в условиях гальванического разделения от силовой цепи. Фактическое значение скорости вырабатывается тахогенератором 72, соединенным с двигателем.

Сетевое переменное напряжение подается на регулятор через разделительный трансформатор 73. Вентили двух управляемых мощных тиристоров 69 и

70 раздельно соединены зажимами 48 и 52 с регулятором через разделительный трансформатор 74. Для этого варианта схемы особенно пригоден регулятор согласно фиг.2.

Электропривод работает следующим образом.

Переменное напряжение сети подается на зажимы 52 и 47. Ток положительной полуволны питающего напряжения протекает через диод 2 и диод Зенера

8 и заряжает конденсатор 5. Ток отрицательной полуволны питающего напряжения, протекая через диод 3 и диод

Зенера 9, создает на конденсаторе 6 отрицательное напряжение. Таким образом, в точке соединения анода диода

2 и катода диода 3 образуется прямоугольное напряжение Uz, являющееся рабочим напряжением регулятора. Рабочее напряжение в моменты перехода

1390760 напряжения сети через нуль меняет знак и равно среднему значению рабочего напряжения. Причем оно положительно в период положительной полу5 волны и отрицательно в период отрицательной полуволны напряжения сети.

Передний фронт прямоугольного напряжения через первое звено„ составленное из резистора 7 и конденсатора 10 и имеющее фиксированную постоянную времени и диод 11 подается на инвертирующий вход компаратора 22, на который с помощью делителя, составленного из резисторов 13 и 14, задается отрицательное смещение {нпряжение

v)

Задний фронт прямоугольного напряжения через первое звено и диод 12 поступает на неинвертирующий вход компаратора 22, положительное смещение которого обеспечивается делителем, составленным из резисторов 16 и 17 (напряжение U ). На выходе компаратора 22 образуется напряжение 25

U5, низкий потенциал которого определяется отрицательным рабочим напряжением,, а высокий — эависит от величины подключаемого к эажчмам 15 и 18 переменного сопротивления ножного ре- 30 гулятора, резисторов 19 и 20 и времени заряда цепи, включаюшей резисторы

21 и 24 и конденсатор 23, Напряжение

U 5 подается на инвертирующий вход компаратора 28. Величину высокого потенциала напряжения U5 можно изменять в зависимости от величины сопротивления ножного регулятора. Величина высокого потенциала U представляет собой напряжение задания, определяющее скорость вращения двигателя.

На выводы 50 и 51 к дифференциальному усилителю подключается ЭДС двигателя. Так как. выход дифференциального усилителя через резистор 33 соединен с помощью резистора 32 с положи— тельным рабочим напряжением, а с помощью диода 29, второго звена с фиксированной постоянной времени, составленного из резистора 26 и конденсатора 27 и резистора 25, с неинвертирующим входом компаратора 28, то на неинвертирующем входе компаратора

28 создается напряжение U„ пропорциональное фактической скорости двигателя. 1(омпаратор 28 производит сравнение напряжения задания U g u напряжения, пропорционального скорости двигателя U . При превышении нап-= ряжения U< величины напряжения U, выходное напряжение U компараВ тора 28 меняется с высокого значения на низкое. Это приводит к тому, что с помощью диода 3! закрывается диод 29 и одновременно через третье звено с фиксированной постоянной времени, составленное иэ резистора 37 и конденсатора 34, на базу транзистора 43, служащего импульсным усилителем, подается управляющее напряжение U

Усиленный транзистором 43 положительный импульс снимается с зажима

48 или через делитель с зажима 49 (напряжение U „ ). Импульсное напряжение U, подается в цепи управления мощными полупроводниковыми приборами для управления работой двигателя по фазовой отсечке. Если при неизменном напряжении БВ двигатель затормаживается, то за счет уменьшения

ЭДС уменьшается напряжение U на неинвертирующем входе компаратора 28 и переход с высокого потенциала к низкому напряжению UB на выходе компаратора 28 происходит раньше, увеличивая тем самым угол отсечки тока двигателя. Подбором резисторов 21 и

24 и конденсатора 23 можно существенно изменять динамические характеристики схемы регулирования. формула изобретения

1. Зависимый от нагрузки управляемьгй регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей, содержащий силовой полупроводниковый ключ, включенный в якорную обмотку электродвигателя, датчик фактического числа оборотов электродвигателя, отличающийся тем, что инвертирующий вход первого компаратора 22 соединен с катодом первого диода 11 и через первый делитель напряжения 13,14 соединен с обкладками первого конденсатора 6, шунтированного первым стабилитроном 8, а неинвертирующий вход первого компаратора

22 соединен с ано) ом второго диода

12 и через второй делитель напряжения 16,17 с обкладками второго конденсатора 5, шунтированного вторым стабилитроном 8, анод первого диода

11 и катод второго диода 12 обьединены и соединены с первым выводом первого звена, составленного из пос1390760 ледовательно соединенных третьего конденсатора 10 и первого резистора

7, другой ввод указанного звена непосредственно подключен к аноду чет5 вертого диода 3, выход первого компаратора 22 соединен через второй резистор 24 со средней точкой второго звена, составленного из последовательно соединенных третьего резистора 21 и четвертого конденсатора 23, и с инвертирующим входом второго компаратора 28, неинвертирующий вход второго компаратора 28 подключен через четвертый резистор 25 к средней точке третьего звена, составленного из пятого резистора 26 и пятого конденсатора 27, и к катоду пятого диода 29, анод которого через шестой диод 31, включенный в прямом направле- 2-О нии, соединен с выходом второго компаратора 28, через шестой резистор

32 — с обкладкой второго конденсатора .5 и катодом третьего диода 2 и через седьмой резистор 33 с дифферен- 25 циальным усилителем, включающим операционный усилитель 36 и резисторы

35,38,40,41,42,46, включенные в цепи обратной связи, и входные цепи операционного усилителя 36 предназначены для подключения к датчику фактического числа оборотов электродвигателя.

2. Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей, содержа35 щий силовой полупроводниковый ключ, включенный в якорную обмотку электродвигателя, датчик фактического числа оборотов электродвигателя, о т л и— ч а ю шийся тем, что инвертирующий вход первого компаратора 22 соединен с катодом первого диода ll u через первый делитель напряжения 13, 14 соединен с обкладками первого кои-45 денсатора 6, шунтированного первым стабилитроном 9, а иеиивертирующий вход первого компаратора 22 соединен с анодом второго диода 12 и через второй делитель напряжения 16,17 — с обкладками второго конденсатора 5, шунтированного вторым стабилитроном

8, выход первого компаратора 22 соединен через второй резистор 24 со средней точкой второго звена, составленного из последовательно соединенных третьего резистора 21 и четвертого конденсатора 23, и с инвертирующим входом второго компаратора 28, неинвертирующий вход второго компаратора 28 подключен через четвертый резистор 25 к средней точке третьего звена, составленного из путого резис-. тора 26 и пятого конденсатора 2?,и к катоду пятого диода 29, анод которого через шестой диод 31, включенный в прямом направлении, соединен с выходом второго компаратора 28, через шестой резистор 32 с обкладкой второго конденсатора 5 и катодом третьего диода 2 и через седьмой резистор 33 с дифференциальным усилителем, включающим операционный усилитель 36 и резисторы 35,38,40,4!,42,46, включенные в цепи обратной связи и входные цепи операционного усилителя 36, входные цепи операционного усилителя 36 предназначены для подключения к датчику фактического числа оборотов электродвигателя, анод первого диода 11 и катод второго диода 12 объединены и соединены с первым выводом первого звена, составленного из последовательно соединенных третьего концентратора 10 и первого резистора 7, другой вывод указанного звена соединен с выходом третьего компаратора 4, инвертирующий вход которого подключен к точке соединения первого и второго конденсаторов

6,5, а неинвертирующий вход — через резистор 1 с анодом третьего диода

2 и с катодом четвертого диода 3.

l390760!

1Х 78

gg Jfw

Фиг. Ф

15 18 гпту фиг.5

15 18

220"

Фиг.6!

390760

Фиа 7

Техред А . Кравчук

Корректор В.Бутяга

Редактор В.Данко.Заказ 178! /54

Тираж 583

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

313035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул, Проектная, 4

Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах стабилизации скорости вращения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах постоянного тока с неизменным потоком возбуждения электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и мвжет быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателей с ограничением по току

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных устройствах стабилизации скорости

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх