Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин

 

Изобретение относится к маи иностроению, преимущественно к безразборной диагностике технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов. Цель изобретения - повышение эффективности контроля относительно смещения двух вращаюшихся деталей машин и упрощение эксплуатации . Устройство содержит в каждом из своих двух каналов источник излучения или поля, формирователи импульсов, а также общие смеситель и индикатор. Введена регулируемая линия задержки. К каждому из входов смесителя подсоединен блок автоматического самоконтроля исправности каналов . Устройство позволяет измерять и сравнивать во времени импульсы излучения от вала и кольца подщипника и определять смещение кольца по несовпадению во времени этих импульсов. 3 ил. i (Л

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (58 4 Й О1 М 13 04

4. I

ЕР f !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3982867/23-27 (22 ) 04. 12.85 (46) 15.06.88. Бюл. № 22 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М. М. Федорова (72) А. И. Захарченко, В. И. Матвеев, В. И. Хоменко, Л. А. Аранович и Ю. И. Апратов (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Одинец С. С.,Топилин Г. Е. Средства измерения крутящего момента. М.: Машиностроение, !977, с. 66.

„„Я0„„1402826 А 1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО СМЕЩЕНИЯ ДВУХ

ВРАЩАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН (57) Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к безразборной диагностике технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов. Цель изобретения — повышение эффективности контроля относительно смещения двух вращающихся деталей машин и упрощение эксплуатации. Устройство содержит в каждом из своих двух каналов источник излучения или поля, формирователи импульсов, а также общие cìåñèòåëü и индикатор. Введена регулируемая линия задержки. К каждому из входов смесителя подсоединен блок автоматического самоконтроля исправности каналов. Устройство позволяет измерять и Я сравнивать во времени импульсы излучения от вала и кольца подшипника и определять смещение кольца по несовпадению во времени этих импульсов. 3 ил.

1402826

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к безразборной диагностике технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов.

Цель изобретения — повышение эффективности контроля и упрощение эксплуатации.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства для контроля смещения двух вращающихся деталей машин; на фиг. 2 — схема источник-приемник излучения, основанная на использовании технологической выкружки как имитатора источника излучения; на фиг. 3 — диаграммы напряжений двухканального измерительного устройства.

Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин состоит из двух источников 1 и 2 излучения или поля, закрепленных на валу 3 и внутреннем кольце подшипника 4, приемников 5 и 6 излучения, расположенных так, что при вращении вала и внутреннего кольца источника проходят мимо

: приемников, и подключенного к их выходам двухканального измерительного устройства, состоящего из формирователей импульсов 7 и 8, выход одного из которых подключен к одному из входов смесителя 9, а выход второго — к другому входу смесителя через регулируемую линию 10 задержки, блоков 11 автоматического самоконтроля исправности каналов, подключенных к входам смесителя, и блока 12 аварийной автоматики, вход которого соединен с выходом смесителя.

При выполнении приемника излучения ! в виде, например, индуктивного, емкостного ! и т. и. датчиков в качестве излучателя используют технологические выступы или (впадины на вращающихся деталях, например технологическую выкружку 13 внутреннего

: кольца роликового подшипника.

На входы двух формирователей 7 и 8 поступают импульсные сигналы U!! и Uz от приемников излучения или поля в момент прохождения мимо них источников излучения. С выходов формирователей сформированные прямоугольные импульсы Up и U4 поступают: U> — через регулируемую линию 10 задержки на один из входов смесителя 9;

U< — непосредственно на второй вход смесителя, который в случае несовпадения импульсов U и U на временной оси на своем выходе формирует импульс, поступающий на вход блока 12 аварийной автоматики, что приводит к срабатыванию сигнализации смещения вала относительно внутреннего кольца подшипника. При совпа5

35 дении на временной оси t импульсов Uq и U4 на выходе смесителя присутствует нулевой уровень, что не приводит к срабатыванию сигнализации. Введение в один из каналов регулируемой линии задержки позволяет осуществить синхронную работу обоих каналов при изменении скорости вращения и произвольной установке источников и приемников излучения или поля, когда при вращении вала и внутреннего кольца источника проходят мимо приемников. К каждому из входов смесителя подключено два аналогичных блока автоматического самоконтроля исправности каналов 11, состоящих из блока выделения информационного сигнала при наличии импульсов в канале и блока сигнализации отсутствия информационного сигнала.

Использование предлагаемого устройства позволяет упростить условия монтажа источников и приемников излучения или поля и условия эксплуатации устройства при многократном использовании без разборки узла с вращающимися деталями путем введения в один из каналов регулируемой линии задержки; обеспечить высокую эксплуатационную надежность работы устройства за счет своевременного выявления его поломок по данным блоков автоматического самоконтроля исправности каналов; упростить устройство и повысить его надежность путем использования в качестве излучателей технологических выступов или впадин вращающихся деталей; сократить время ремонта, например соединения вал-подшипник в шахтных вентиляторных и подъемных установках за счет своевременного выявления смещения вала относительно внутреннего кольца подшипника.

Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин, содержащее последовательно соединенные приемник излучения, формирователь импульсов, смеситель и блок аварийной автоматики, а также второй приемник и второй формирователь импульсов, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности контроля и упрощения эксплуатации, оно снабжено линией задержки, первый и второй входы которой подключены соответственно к выходам второго приемника и второго формирователя импульсов, а выод— к второму входу смесителя, а также двумя блоками автоматического самоконтроля исправности каналов, подключенных соответственно к первому и второму входу смесителя.

1402826

Фиг. Z

140282б

Составитель В. Пучинский

Редактор А. Долинпч Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 2844/28 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

И 3035, Москва, Ж- - 35, Раугвская наб., д. 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин Устройство для контроля относительного смещения двух вращающихся деталей машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для диагностики подшипников качения в процессе их испытаний и эксплцатации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть исполь зовано для диагностики, контроля и прогнозирования технического состоя- .ния подшипниковых опор качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля виброакустических характеристик подшипников качения и при диагностике их состояния после испытаний или в эксплуатации

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при неразрушающем контроле сборочных узлов, в частности подшипников (П) качения

Изобретение относится к подшипниковой йромьшшенности.и может быть использовано в стендах для испытаний подшипников качения и систем смазки

Изобретение относится к машиног строению и может быть использовано в подшипниковой промыгаленности для диагностирования поверхностей трения в подшипниках качения

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для изучения явления ложного бринеллирования

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля подшипников качения по вязкости масла

Изобретение относится к области приборостроения и

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх