Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива

 

Изобретение м.б. использовано для диагностики дизельных двигателей. Цель изобретения - упрощение и повышение надежности устр-ва. Выходы датчиков 1 и 2 впрыска и верхней мертвой точки соотв. сообщены с входами формирователей 3 и 4 сигналов, выходы к-рых соединены соотв. с С-входами D-триггера 5 и D-триггера 6. D-вход D-триггера 5 соединен с шиной логической 1, а прямой и инверсный выходы - соотв. с D- и R-входами D-триггера 6, прямой выход к-рого соединен сР-вьгходрм D-триггера 5. Прямой выход 13-триггера 5 соединен с первым входом элемента И 9, а инверсньй , выход - с входом счетного триггера 7. Инверсный в.ыход триггера 7 соединен с вторым входом .элемента И 11 и первым входом буферного элемента 15, а прямой выход - с вторым входом -элемента И 9, выход к-рого соединен с вторым входом буферного элемента 14. Выходы генератора 8 соединены с пербыми входами элементов И 10 и 11, выходы . к-рых соединены соотв. с входами счетчиков 12 и 13, выходы к-рых соединены с соотв. входами элементов 14 и 15. Выходы элементов 14 и 15 соединены с первой двунаправленной шиной . данных приемопередатчика 16, вторая двунаправленная шина данных к-рого подключена с магистрали обмена информацией , куда подключены также вычислитель 18, индикатор 19 и селектор 17 адреса. Первый и второй выходы селектора 17 соединены с управляющими входами элементов 14 и 15, а третий выход - с управляклцим входом приемопередатчика 16. 2 ил. (Л с 00 го sl Од

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (ц 4 G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ аио ц

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЖФ„ (21) 3987244/25-06 (22) 02.12.85 (46) 07.07.88. Бюл. й- 25 (72) Ф.Ф.Братский, М.А.Гуранчик, В.А.Константинов, А.В.Рывкин, Т.А.Сурганова, В.Л.Черняк и А.Н.Шевчик (53) 621.43.0 18.86(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1108345, кл. С 01 М 15/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА

ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА (57) Изобретение м.б. использовано для диагностики дизельных двигателей.

Цель изобретения — упрощение и повышение надежности устр-ва. Выходы датчиков 1 и 2 впрыска и верхней мертвой точки соотв. сообщены с входами формирователей 3 и 4 сигналов, выходы к-рых соединены соотв. с С-входами

D-триггера 5 и D-триггера 6, D-вход

D-триггера 5 соединен с шиной логической "1", а прямой и инверсный выходы — соотв. с D- u R-входами

D-триггера 6, прямой выход к-рого соединен с Р-выходом D-триггера 5. Прямой

„„SU„„1408276 А 1 выход Р-триггера 5 соединен с первым . входом элемента И 9, а инверсный выход — с входом счетного триггера 7.

Инверсный выход триггера 7 соединен с вторым входом .элемента И 11 и первым входом буферного элемента 15, а прямой выход — с вторым входом элемента

И 9, выход к-.рого соединен с вторым входом буферного элемента 14. Выходы генератора 8 соединены с первыми входами элементов И 10 и 11, выходы . к-рых соединены соотв. с входами счетчиков 12 и 13, выходы к-рых соединены с соотв. входами элементов 14 и 15. Выходы элементов 14 и 15 соединены с первой двунаправленной шиной, ® данных приемопередатчика 16, вторая двунаправленная шина данных к-рого .. подключена с магистрали обмена информацией, куда подключены также вычис" литель 18, индикатор !9 и селектор

17 адреса. Первый и второй выходы селектора 17 соединены с управляющи- isa ми входами элементов 14 и 15, а тре- >ф, тий выход — с управляющим входом р приемопередатчика 16. 2 ил.

1408276

Изобретение относится к контроль1 но-измерительной технике, предназ( наченной для диагностики двигателей внутреннего сгорания, в частности дизельных двигателей.

Цель изобретения вЂ, прощение и повышенче надежности устройства, На фиг. 1 приведена функциональная электрическая схема устройства; на 10 фиг. 2 — алгоритм работы вычислителя.

Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива содержит датчики исследуемого процесса (впрыска)

1 и в.м.т. (верхней мертвой точки) 2, 15 формирователи 3 и 4 сигналов, D-триггеры 5 и 6, счетный триггер 7, генератор 8, элементы И 9-11, счетчики

12 и 13, буферные элементы 14 и 15, магистральный приемопередатчик 16, селектор 17 адреса, вычислитель 18 и индикатор 19.

Выход датчика 1 соединен с входом формирователя 3, выход которого сое- 25 динен с С-входом D-триггера 5, D-вход которого соединен с шиной логической

" 1", а прямой и инверсный выходы— соответственно с D- u R-входами, D-триггера 6, прямой выход которого, соединен с R-входом D-триггера 5, а С-вход — с выходом формирователя 4, вход которого подключен к выходу датчика 2 в.м.т., прямой выход D-триггера 5 соединен с первым входом эле мента И- 9, а инверсный выход — с входом счетного триггера 7, инверсный выход которого соединен с вторым входом элемента И 11 и первым входом буферного элемента 15, а прямой выход — с вторым входом элемента И 9, выход которого соединен с вторым входом буферного элемента 14, выход генератора 8 соединен с первыми входами элементов И 10 и 11, выходы 45 которых соединены соответственно с входами счетчиков 12 и 13, выходы которых соединены с соответствующими входами буферных элементов 14 и 15, выходы которых соединены с первой двунаправленной шиной данных приемопередатчика 16., вторая двунаправленная шина данных которого подключена к магистрали обмена информацией, куда подключены также вычислитель 18, индикатор 19 и селектор 17 адреса, 5S первый и второй выходы которого соединены с управляющими входами буферных элементов 14 и 15, а третий выход — с управляющим входом магистрального приемопередатчика 16.

Формирователи 3 и 4 предназначены для нормировки по амплитуде сигналов от датчиков 1 и ? и могут быть выполнены по любой известной схеме.

Счетчики 12 и 13 предназначены для подсчета цифровых эквивалентов угла опережения впрыска топлива и полных оборотов двигателя и в предпочтительном варианте при реализации предложенного устройства могут быть использованы, например, три последовательно соединенных четырехразрядных счетчика.

Вычислитель 18 предназначен для управления работой устройства и осуществления необходимых математических операций и может состоять, например, из микропроцессора, ПЗУ (постоянного запоминающего устройства) и ОЗУ (оперативного,запоминающего устройства).

Индикатор 19 служит для индикации измеряемых значений и вспомогательной информации.

Селектор 17 адреса и магистральный приемопередатчик 16 служат для осуществления интерфейса между вычислителем 18 и счетчиками 12 и 13, которые в данном случае для микропроцессора являются внешними устройствами.

При отсутствии сигнала "Чтение" от селектора !7 адреса магистральный приемопередатчик находится в пассивном по отношению к магистрали обмена состоянии. При обращении к установленным адресам селектор 17 адреса выбрасывает сигнал "Выбор" (либо

"Выбор 1", либо "Выбор 2"), по которому срабатывает один из буферных элементов. (либо 14, либо 15), а затем вырабатывается сигнал "Чтение", по которому выходы сработавшего буферного элемента соединяются посредством магистрального приемопередатчика 16 с магистралью обмена информацией, что обеспечивает. считывание соответствующих операндов.

Буферные элементы 14 и 15 служат для подключения инверсного выхода счетного триггера 7, выхода элемента

И 9, выходов счетчиков 12 и 13 к первой двунаправленной шине данных магистрального приемопередатчика 16, а также для комиутации первого и второ"

ro каналов считывания информации (по сигналам "Выбор" от селектора 17 адреса) .

1408276

Устройство работает следующим образом.

ПО .переднему фронту сигнала впрыска, снимаемого с выхода формирователя

3, вэводится D-триггер 5, низкий по5 тенциал с инверсного выхода которого разрешает срабатывание D-триггера 6.

D-триггер 6 взводится затем по переднему фронту сигнала с выхода формирователя 4 (в момент прохождения в.м.т.) и тем самым сбрасывает D-триггер 5, высокий потенциал с инверсного выхода которого блокирует срабатывание

D-триггера 6 до прихода следующего сигнала впрыска, Сформированные таким образом

D-триггером 5 импульсы, снимаемые с инверсного выхода, поступают на счетный триггер 7, на выходах которого формируются импульсы, длительность которых определяется периодом следования импульсов с выходов D-триггера 5.

Таким образом, на выходе элемента

И 9 и инверсном выходе счетного триггера 7 формируются сигналы, длительность которых определяется величинами угла опережения впрыска топлива и периода вращения вала двигателя. По дан-З0 ным сигналам (в соответствующие моменты времени) разрешается прохождение тактовых импульсов от генератора

8 на входы счетчиков 12 и 13 обеспечивая определение цифровых эквивалентов угла впрыска и периода вращения.

Рассмотрим алгоритм работы микропроцессора (вычислителя 18) °

Как видно из схемы (фиг ° 1), счи- 40 тывание состояния счетчиков 12 и 13 производится вместе со считыванием соответствующих состояний выходов элемента И 9 и инверсного выхОДа счетнОГО триггера 7, причем В 45 .предпочтительном варианте последние выступают в качестве флажков готовности (счета) и могут объединяться с выходами счетчиков. Младшие 12 разрядов стандартной 16-разрядной ши-. 50 ны данных (МПИ) отводятся для передачи состояния счетчика, а знаковый

15-й разряд — соответствующего флага готовности (счета).

В ОЗУ вычислителя 18 резервируется шесть ячеек памяти, которые отводятся

n-t и-1 для хранения величин N 4 N o P, Р-, N u N . При инициализации выполнения программы (фиг. 2) по заднему фронту разрешающего импульса с инверсного выхода счетного триггера 7 происходит фиксация установившихся состояний счетчиков 12 и 13 (N ", и

После обнуления ячеек Р и Р, ко торые служат для подсчета количества переполнений счетчиков 12 и 13, ожидается готовность (счета) 1-го счетчика (счетчик 12), т.е, начало разрешения поступления импульсов от генератора 8 на выход счетчика 12. После этого программа переходит к подсчету количества переполнений 1-го счетчика Р . Переполнения определяются по переходу старшего разряда счет-. чика из высокого состояния в низкое, т.е, по переходу его из состояния

111111111111 в состояние 000000000000 (фиг. 2). Подсчет переполнений осуществляется до окончания разрешения поступления импульсов от генератора

8 на вход счетчика 12, после чего фиксируется окончательное состояние счетчика 12 N .

Вслед за этим аналогично подсчитывается число переполнений 2-ro счетчика (счетчик 13) P, . Переполнения определяются по переходу старшего разряда счетчика 13 из высокого состояния в низкое, т.е. по переходу

его иэ состояния 111111111111 в состояние 000000000000 (фиг. 2) ° Подсчет переполнений осуществляется до окончания разрешения поступления импульсов от генератора 8 на вход счетчика 13, после чего фиксируется окончательное состояние счетчика

13 N

После этого пронзводятся расчет и индикация угла опережения впрыска, который рассчитывается no формуле и-1

720, (1) о

Ч

Ng +Pg Мст и о +Po Мст где М . — модуль счета счетчиков

12 и 13 (при одинаковом количестве их разрядов).

После индикации рассчитанного значения угла опережения и впрыска топлива в ячейки N и N записываются величины N< и N, очищаются и ячейки Р и P и цикл измерения повтоо ряется. " ч"= p — 360 (2) 5 14082

В том случае, когда длительность ,импульса с выхода элемента И 9 черезвычайно мала (что может быть, например, при угле опережения впрыска .близким к 0 ), микропроцессор вычис5 лителя 18 фиксирует состояние i-го счетчика (счетчика 12) как величину ь

И и сразу же переходит к подсчету переполнений 2-ro счетчика (счетчика 13) как это описано выше (фиг, 2).

Кроме того, в том случае, когда угол впрыска становится отрицательным (передний фронт импульса впрыска следует за передним фронтом импульса

s.ì.ò,), в результате вычисления (фиг. 6) будет получена величина большая 180 и в этом случае микропроцессор вычислителя 18 осуществляет пересчет полученного значения по фор- о муле где у — величина угла впрыска, рассчитанная по формуле (1) ; ц - действительная величина угла впрыска (отрицательное чис.- ло) .

Реализация предлагаемого устройст- 3р ! ,ва на основе серийно выпускаемых микросхем позволяет разрабатывать мало габаритные переносные диагностические приборы, которые могут найти широкое применение для диагностики и регули35 овки дизельных двигателей, I

Формула изобретения

Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива, содержащее йоследовательно соединенные датчик исследуемого процесса и первый форми рователь сигналов, последовательно соединенные датчик верхней мертвой

1очки и второй формирователь сигна,лов, счетный триггер, последовательно соединенные первый элемент И с первым

И вторым входами и первый счетчик, йоследовательно соединенные второй

Элемент И с первым и вторым входами

76 6 и второй счетчик, генератор, выкод которого соединен с первыми входами первого и второго элементов И, третий элемент И с первым и вторым входами, подключенные к магистрали обмена информацией вычислитель, индикатор и селектор адреса с первым, вторым и третьим выходами, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, устройство дополнительно снабжено первым и вторым O-триггерами, первым и вто-. рым буферными элементами и магистральным приемопередатчиком с первой и второй двунаправленными шинами обмена данными, причем прямой и инверсный выходы первого D-триггера соединены соответственно с D- u

Р-входами второго D-триггера, прямой выход которого соединен с P-входом первого D-триггера, С-вход первого

D-триггера соединен с выходом первого формирователя, С-вход второго D-триггера соединен с выходом фторого формирователя, прямой выход первого

D-триггера соединен с первым входом третьего элемента И, а инверсный выход соединен с входом счетного триггера, инверсный выход которого соединен с вторым входом второго элемента

И и с первым входом второго буферного элемента, а прямой выход счетного триггера соединен с вторым входом третьего элемента И, выход которого соединен с вторым входом первого элемента И и первым входом первого буферного элемента, выходы первого и второго счетчиков соединены с соответствующими входами первого и второго буферных элементов, управляющие входы которык подключены соответственно к первому и второму выходам селектора адреса, третий выход которого соединен с управляющим входом магистрального приемопередатчика, первая двунаправленная шина данных которого соединена с выходами первого и второго буферных цилиндров, а вторая двунаправленная шина данных соединена с магистралью обмена информацией.

1408276

Составитель П. Филиппов

Техред Л.Сердюкова Корректор А. Обручар !

Редактор А. Козбрез

Заказ 3302/44 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива Устройство для измерения угла опережения впрыска топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при определении состояния электродвигателя по уровню вибрации

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх