Способ управления драглайном и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к управлению э.тектроприводами одноковшовых экскаваторов-драглайнов . Пель - исключение опас ных динамических нагрузок для повышения срока службы подъемных канатов и уменьшения металлоемкости стреловой конструкции . Задают мин. значение нагрузки привода подъема (ПП), равное весу упряжи Gynp ковшаи распорной балки, которое обеспечивает поддержание «на весу распорной балки к упряжи ковша, если ковш находится под головными блоками. При этом измеряют расстояние Р от ковша до направляюших блоков. В соответствии с измеренным расстоянием корректируют заданную мин. нагрузку привода Зимин ПП по ф-.че Sn мин Gynp при 1/1сТр (0,60,7) и Sll мин aXGynp при 1/Ьтр (0,6-0,7), где 1стр - длина стрелы; а (2-3) - коэфф., определяюш.ий верхний предел мин. допустимой нагрузки ПП; k (а-l) : (0,6-0,7)стр - коэф. пропорциональности. Скорректированную мин. нагрузку ПП сравнивают с текушей. При превышении ее уменьшают до нуля результируюший сигнал приводов поворота и тяги. Скорость ПП ограничивают значением (0,15-0,25) ее макс, значения. Устр-во для реализации способа содержит ПП 4, приводы поворота 9 и тяги 14, блоки 2, 7, 12 регулирования скоростей ПП и приводов поворота и тяги с командоаппаратами 1,5 и 10. Датчик 15 статического тока ПП связан с входами усилителя 16 с насышением и, релейного элемента (РЭ) 17. Датчик 18 расстояния через нелинейный элемент 19 подключен к вторы.м входам РЭ 17 и усилителя 16. На входе РЭ 17 сравниваются сигналы допустимой и текуилей нагрузки ПП, соотношение которых определяет наличие или отсутствие слабины подъемных канатов. С выхода РЭ 17 сигнал одновременно поступает на блок 2 и через ключи 6 и 11 на блоки 7 и 12 для устранения сигнала рассогласования. 2 с.п. ф-лы, 1 ил. (Л ГчЭ оо со 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1421836

А1 (5И 4 Е 02 F 9 20 3 48 7 Г y» nA r °

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4120957/29-03 (22) 19.09.86 (46) 07.09.88. Бюл. № 33 (71) Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева (72) Ю. M Иржак, В. А. Оленев и В. Л. Раскин (53) 621.879.38 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР, № 599023, кл. Е 02 F 9/20, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 639999, кл. E 02 F 3/48, 1977. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДРАГЛАЙНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к управлению электроприводами одноковшовых экскаваторов-драглайнов. Цель — исключение опас ных динамических нагрузок для повышения срока службы подъемных канатов и уменьшения металлоемкости стреловой конструкции. Задают мин. значение нагрузки привода подъема (ПП), равное весу упряжи

Gyn(ковша и распорной балки, которое обеспечивает поддержание «на весу» распорной балки к упряжи ковша, если ковш находится под головными блоками. При этом и меряют расстояние F от ковша до направляющих блоков. В соответствии с измеренным расстоянием корректируют - аданную мин. нагрузку привода S .. ПП по ф-ле

Sn nnn = Gynp при 1/1стр ) (0,6 — 0,7) и 8н чнн =

= a>(Gynp — М при 1/1-р ((0,6 — 0,7). где

1стр — длина стрелы; а = (2 — 3) — коэфф., определяющий верхний предел мин. допустимой нагрузки ПП; 1с = ((а — 1) б.нр):

: (0,6 — 0,7) fc.p — коэф. пропорциональности.

Скорректированную мин. нагрузку ПП сравнивают с текущей. При превышении ее уменьшают до нуля результируюший сигнал приводов поворота и тяги. Скорость ПП ограничивают значением (0,15 — 0,25) ее макс. значения. Устр-во для реализации способа содержит ПП 4, приводы поворота 9 и тяги 14, блоки 2, 7, 12 регулирования скоростей ПП и приводов поворота и тяги с командоаппаратами 1,5 и 10. Датчик 15 статического тока ПП связан с в: одами усилителя 16 с насыщением и релейного элемента (РЭ) 17. Датчик 18 расстояния через нелинейный элемент 19 подключен к вторым входам РЭ 17 и усилителя 16. На входе РЭ 17 сравниваются сигналы допустимой и текучцей нагрузки ПП, соотношение которых определяет наличие или отсутствие слабины подъемных канатов.

С выхода РЭ 17 сигнал одногременно поступает на блок 2 и через ключи 6 и 11 на блоки 7 и 12 для устранения сигнала рассогласования. 2 с.п ф-лы, 1 ил.

1421836

Изобретение относится к управлению главными электроприводами одноковшовых экскаваторов-драглайнов и предназначается для ограничения динамических нагрузок, дей ствующих на стреловую конструкцию и на электромеханическую систему привода подъема.

Цель изобретения — исключение опасных динамических нагрузок для повышения срока службы подъемных канатов и уменьшения металлоемкости стреловой конструкции.

На чертеже изображена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ управления драглайном.

Устройство, реализующее способ управления драглайном, с главными электроприводами, выполненными по системе управляемый преобразователь с блоками регулирования скорости, управляемыми с помощью командоаппаратов, содержит командоаппарат 1 подъема, подключенный к блоку 2 регулирования скорости привода подъема, выходом связанной с преобразователем 3, питающим привод 4 подъема. Командоаппарат 5 поворота через первый ключ 6 подключен к входу блока 7 регулирования скорости привода. поворота, выход которого связан с преобразователем 8 поворота, питающим привод 9. Командоаппарат 10 через второй ключ 11 подключен по входу блока 12 регулирования скорости тяги.

Блок 12 регулирования скорости тяги подсоединен к преобразова елю 13 тяги, питающему привод 14 тяги. Датчик 15 статического тока привода подъема связан с входом усилителя 16 с насыщением и релейного элемента 17. Датчик 18 расстояния между ковшом и направляющими блоками через нелинейный элемент 19 подключен к вторым входам релейного элемента 17 и усилителя 16, выход которого подключен к входу усилителя 20, другим входом соединенного с командоаппаратом 1 подъема.

Способ осуществляют следующим образом.

Задают минимальное значение нагрузки привода подъема, равное Gynp, которое обеспечивает поддержание «на весу» распорной балки и упряжи ковша, если ковш находится под головными блоками стреловой конструкции. При этом измеряют расстояние от ковша до направляющих блоков. В соответствии с измеренным расстоянием корректируют заданную минимальную нагрузку привода S„«- подъема согласно зависимости

$„мин = Gynp при 1/ стр ) (0,6 — 0,7) и

S„» ° = а Gy p — kF при P/Ec p ((0,6 — 0,7), где Fcc(— длина стрелы; а= (2-3) - коэффициент, определяющий верхний предел минимально допустимой нагрузки привода подъема;

55 та груженого ковша с большой скоростью, при котором кинематическая энергия движущихся масс переходит в потенциальную энергию деформации канатов. Этим объясняется необходимость блокирования приводов поворота и тяги при наличии слабины подъемных канатов.

Устройство для реализации способа управления драглайном работает следующим образом.

Gynp — масса упряжи ковша и распорной балки;

à — расстояние от ковша до направляющих блоков; а — 1 Gynp — коэффициент пропорцио(0,6-0,7) 1стр нальности.

Коррекция минимально допустимой нагрузки привода подъема в зависимости от расстояния между ковшом и направляющими блоками осуществляется из-за необходимости учесть влияние массы подъемных канатов и усилий, создаваемых образованными подъемными канатами цепных линий.

Установлено, что влияние массы подъемных канатов и образованных ими цепных линий оказывает незначительное влияние на требуемое значение минимально допустимой нагрузки подъема при 1 большем (0,6—

0,7) 1с.р При расстоянии от ковша до направляющих блоков, меньшем (0,6 — 0,7) f-p, минимально допустимую нагрузку подъема для устранения возможности прослабления подъемного каната при движении ковша по забою необходимо увеличивать согласно приведенной зависимости. Коэффициент а, определяющий верхний предел минимально допустимой нагрузки подъема S„Mv., при значениях свыше трех вызывает ухудшение заглубления ковша, а при значениях меньше двух приводит к прослаблению подъемных канатов.

Одновременно с коррекцией минимально допустимой нагрузки привода подъема определяют текущую нагрузку привода подъема и сопоставляют их между собой. При превышении минимально допустимой нагрузки подъема над ее текущим значением, что свидетельствует о наличии слабины подъемного каната, блокируют движение приводов поворота и тяги уменьшением до нуля результирующего задающего сигнала этих приводов, а скорости привода подъема ограничивают значением .(0,15 — 0,25) ее макси40 мального значения. Как показали исследования и тензометрирование стрелы экскватора, большее значение скорости подъема при выборе слабины каната приводит к значительным нагрузкам, меньшее значение скорости подъема отрицательно сказывается на производительности из-за большой длительности процесса выбора слабины подъемного каната, если она образовалась.

Ограничение только скорости привода подъма не исключает возможности подхва1421836

Формула изобретения

На выходах усилителя 16, имеющего однополярную характеристику с насыщением сопоставляются два сигнала: с датчика 15 статического тока привода подъема и нелинейного элемента 19. Последний имеет характеристику «вход — выход», обеспечивающую в зависимости от расстояния между ковшом и направляющими блоками получение сигнала, пропорционального минимально допустимому усилию в подъемном канате. Этот сигнал пропорционален массе упряжи ковша б>.р при расстоянии между ковшом и направляющими блоками, большем (0,6—

0,7) длины стрелы 1-р. При меньших значениях этого расстояния сигнал на выходе нелинейного элемента 19 пропорционален величине (абупр — kf), На вход нелинейного элемента 19 с датчика 18 поступает сигнал, пропорциональный расстоянию f между ковшом и направляющими блоками. Сигнал с датчика 15 статического тока привода подъема пропорционален текущему усилию привода подъема или текущему значению натяжения подъемного каната. Таким образом, на входе усилителя 16 сравниваются сигналы, пропорциональные минимально допустимому и текущему значениям усилия в подъемном канате. Напряжение на выходе усилителя

16, являющегося по сути регулятором нагрузки привода подъема, появляется только при натяжении подъемного каната, меньшем минимально допустимого значения.

На входы усилителя 20 поступают сигналы с выходов командоаппарата 1 подъема и усилителя 16. Усилитель 20 имеет как и усилитель 16 однополярную характеристику с насыщением, обеспечивающую получение на его выходе сигнала, пропорционального разности входных сигналов, если сигнал с выхода командоаппарата 1 подъема, измеренный от максимального значения в направлении на спуск ковша, не превышает сигнал с выхода усилителя 16. Если это условие не выполняется, напряжение на выходе усилителя 20 равно нулю.

Результирующий сигнал на входе блока 2 регулирования скорости подъема равен наибольшему из двух сигналов: с выхода командоапяарата 1 подъема или с выхода усилителя 16, являющегося регулятором нагрузки привода подъема. Если нагрузка привода подъема больше максимально допустимой, скорость привода 4 подъема определяется командоаппаратом 1 подъема. Если же нагрузка подъема меньше минимально допустимой, на входе блока 2 регулирования скорости привода подъема появляется сигнал с выхода усилителя 20, направленный на увеличение скорости привода подъема в направлении на подъем ковша, т.е. на увеличение нагрузки привода подъема.

На входе релейного элемента 17 сравниваются сигнал с выхода нелинейного элемента 19, пропорциональный минимально допустимой нагрузке подъема, и сигнал, про порциональный текущей нагрузке привода подъема. Соотношение этих сигналов определяет наличие или отсутствие слабины подъемных канатов. При отсутствии слабины подъемных канатов сигнал на выходе релейного элемента 17 равен нулю, поэтому первый 6 и второй 11 ключи замкнуты. Вследствие этого на вход блока 7 регуЛирова ния скорости привода поворота поступает сигнал с выхода командоаппарата 5, определяющий скорость привода 9 поворота.

Аналогично на вход блока 12 регулирования скорости тяги при наличии напряжения на выходе релейного элемента 17 через второй ключ поступает сигнал с выхода командоаппарата 10 тяги, определяющий скорость двигателей 14 тяги. При наличии слабины подъемного каната сигнал с нелинейного элемента 19 превышает сигнал с датчика 15 статического тока и на выходе релейного элемента 17 появляется напряжение.

Вследствие этого размыкаются первый 6 и второй 11 ключи, обнуляющие входы блоков 7 и 12 регулирования скорости, приводов поворота и тяги. Приводы поворота и тяги останавливаются.

Одновременно сигнал с вь1хода релейного элемента 17 поступает на вход блока 2 регулирования скорости привода подъема.

Полярность этого сигнала выбирается противоположной полярности сигнала с выхода командоаппарата 1 подъема в направлении — на себя. Коэффициент передачи сигнала с выхода релейного элемента 17 на вход блока 2 подбирается так, что значение этого сигнала соответствует (0,75-0,85) от сигнала задания на номинальную скорость привода подъема. Поэтому результирующий сигнал задания скорости привода подъема при выборе слабины определяет скорость двигателей подъема в пределах (0,15 — 0,25) от номинальной скорости.

В качестве датчика расстояния межд ковшом и направляющими блоками 18 может быть использован датчик длины тягового каната.

1. Способ управления драглайном, заключающийся в измерении статического тока якорной цепи привода подьема, сравнении его с минимально допустимым значением, измерении скорости приводов подъема и тяги, вычислении скорости движения ковша и при превышении минимально допустимым значением статического тока привода подъема над его текущим значением по скорости движения ковша определении величины слабины подъемного каната и в зависимости от этой величины корректировании скорости привода подъема, отличающийся тем, что, с целью исключения опасных динамических нагрузок для повышения срока службы подъемных канатов, задают мини1421836

Составитель О. Капканец

Редактор Н. Рог>лич Техред И. Верес Корректор М. Макснмншинец

Заказ 4395129 Тираж 637 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, XK — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 мальное значение нагрузки привода подъема, затем корректируют минимально допустимую нагрузку привода подъема в функцию расстояния S от ковша до направляющих блоков в соответствии с зависимостью

Я = бг«р при Г/(р ) (0,6 — 0,7) и

Ь«»« = аб> р — kf при Г/Г-р ((0,6 — 0,7), 10 где f — длина стрелы; — расстояние от ковша до направлющмх блоков;

С в р — масса распорной балки и упряжи ковша;

15 а= (2 — 3) -коэффициент, определяющий верхний предел минимально допустимой нагрузки привода подъема; (а — 1) Gym

lг= — — — — — -- — коэффициент пропорцио- 20 нальности. скорректированную минимально допустимую нагруЗку сравнивают с текущей нагрузкой привода подъема и при превышении ее уменьшают до нуля результирующий сигнал приводов поворота и тяги, а скорость привода подъема ограничивают значением (0,15—

0,25) ее максимального значения.

2. Устройство управления драглайном, включающее блок регулирования привода подъема с командоаппаратом, соединенным с его первым входом, подключенным к электроприводу подъема, датчик статической составляющей тока, подключенный к первому входу первого усилителя, выход которого соединен с первым входом второго усилителя, выход которого подключен к второму входу блока регулирования привода подъема, выход датчика статической составляющей тока подключен также к первому входу релейного элемента, выход которого соединен с первыми входами первого и второго ключей, датчик расстояния от ковша до направляющих блоков, а также нелинейный элемент, отличающееся тем, что оно снабжено блоком регулирования скорости поворота с командоаппаратом, блоком регулирования привода тяги с командоаппаратом, электроприводом поворота и электроприводом тяги, причем датчик расстояния от ковша до направляющих блоков соединен через нелинейный элемент с вторыми входами релейного элемента и первого усилителя, а с вторым входом второго усилителя связан выход командоаппарата привода подъема, выход релейного элемента соединен также с третьим входом блока регулирования скорости подъема, командоаппараты привода поворота и тяги соединены соответственно с вторыми входами первого и второго ключей, выходы которых подключены соответственно к блокам регулирования скорости поворота и приводам тяги, подключенным к электроприводам поворота и тяги.

Способ управления драглайном и устройство для его осуществления Способ управления драглайном и устройство для его осуществления Способ управления драглайном и устройство для его осуществления Способ управления драглайном и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к землеройнотранспортным машинам с гидромеханической трансмиссией циклического действия

Изобретение относится к управлению горной техникой

Изобретение относится к строительно-дорожному машиностроению и позволяет с высокой точностью управлять рабочим органом машины при копании

Изобретение относится к автоматизации процесса разработки грунта и позволяет повысить производительность землеройно-транспортной машины путем точйого управления ее силовой загрузкой

Изобретение относится к электроприводам горных машин и позволяет повысить надежность экскаватора путем снижения динамических нагрузок

Изобретение относится к строительному и горному машиностроению и позволяет повысить надежность электромеханического оборудования механизма поворота экскаватора

Изобретение относится к управлению электроприводами механизмов подъема и напора одноковшового экскаватора

Изобретение относится к области управления и защиты одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к автоматизации технологических циклов тракторных агрегатов (ТА)

Изобретение относится к выемочно-погрузочной технике и предназначено для открытой разработки месторождений полезных ископаемых.Цель изобретения - расширение технологических возможностей

Изобретение относится к измере- .нию параметров выполненной работы при провед«гнии горных работ открытым способом с применением экскаватора-драглайна

Изобретение относится к строительной и горнодобывающей пром-сти

Изобретение относится к землеройным машинам, конкретно к экскаваторам-драглайнам , и повышает производительность

Изобретение относится к землеройным машинам, а именно к экскаваторам-драглайнам , и повышает производительность и надежность

Изобретение относится к землеройным машинам, -а именно к экскаваторам-драглайнам

Изобретение относится к автоматическому измерению параметров работы экскаватора-драглайна при проведении открытых горных работ

Изобретение относится к землеройной технике, а именно к экскаваторам-драглайнам

Изобретение относится к землеройным машинам, а именно к экскаваторам- :драглайнам.Цель изобретения - снижение массы стрелы

Изобретение относится к землеройной технике

Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к одноковшовым экскаваторам-драглайнам
Наверх