Устройство для обучения водителей транспортных средств

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей транспортных средств и позволяет повысить эффективность процесса обучения . Устройство представляет собой многоместный учебный автомобиль (автобус ) с креслом водителя-инструктора , пультом и элементами управления процессом обучения, органами управления с электрическими датчиками их положения. Рабочие места обучаемых оборудованы пультами, имитаторами приборов и органами управления с датчиками , головными телефонами Тренажер содержит моделирующие блоки и имитатор дорожной обстановки в виде установленного над головой водителяинструктора стереодатчика, соединен- . ного с малогабаритным стереовидеоконтрольным блоком, включающим видеоусилители и кинескопы правого и левого изображения с отклоняющими системами На горловину каждого кинескопа надеваются катушки смещения раствора. Вся система крепится на шлем, которьй устанавливается на специальном кронштейне с возможностью регулировки ее положения от перемещения головы 1 ЗоПо ф-лы, 2 ил л с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 С 09 В 9/04 (" 1, Р E

В

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ъ (21) 3969263/27-11 (22) 20.09.85

{46) 30.09.88. Бюл. Р 36 (71) Государственный научно-исследова» тельский институт автомобильного транспорта (72) А.Е,Чебьппев, П.П,Белов, Э.В.Ря бов, Д.А.Путков и С.А.Минаев (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 536505 ° кл, G 09 В 9/04, 1975в (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕ

ЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к техни ческим средствам обучения водителей транспортных средств и позволяет по высить эффективность процесса обуче ния. Устройство представляет собой многоместный учебный автомобиль (автобус) с креслом водителя инструкто ра, пультом и элементами управления

ÄÄSUÄÄ 1427409 А 1 процессом обучения, органами управ ления с электрическими датчиками их положения. Рабочие места обучаемых оборудованы пультами, имитаторами приборов и органами управления с датчиками, головными телефонами. Трена жер содержит моделирующие блоки и имитатор дорожной обстановки в виде установленного над головой водителя инструктора стереодатчика, соединен ного с малогабаритным стереовидео» контрольным блоком, включающим ви» деоусилители и кинескопы правого и левого иэображения с отклоняющими системами. На горловину каждого кн нескопа надеваются катушки смещения раствора, Вся система крепится на шлем, который устанавливается на спе циальном кронштейне с воэможностью регулировки ее положения от переме щения головы. 1 s.ï. ф-лы, 2 ил, 1427409

Изобретение относится к техничес-. ким средствам обучения и может быть использовано в автошколах и учебных комбинатах при подготовке водителей транспортных средств.

Целью изобретения является повыше ние эффективности обучения.

На фиг,l представлена функционнальная блок»схема устройства, на фиг.2 конструкция шлема со стереоприемником.

Устройство представляет собой мно -гоместный учеоный автомобиль (автобус) с рабочим .местом 1, содержащим кресло 2 водителя-инструктора (обучающего), приборный шиток 3, пульт 4 управления с элементами управления процессом обучения, стандартными ор» ганами управления: рулевым колесом 5„ 20 педалями акселератора 6, тормозом 7, педалью сцепления с рычагом 8 переключения передач, оснащенными электрическими датчиками 9-12 их положе ния. Рабочие места 13 обучаемых оборудо-25 вани каждое креслом l 4„ïðèáîðíûì пуль том 15 с имитаторами приборов и стандартнымн органами 16-19 управления, оснащенными датчиками 20-23 их положения, головными телефонами 24 датчиком 25 положения головы обучаемого.

Каждый механизм рулевого колеса 16 обучаемых снабжен нагрузочным блоком

26. Автобус оснащен датчиком 27 скорости.

Моделирующий узел 28 включает бло ки, 29 и 30 моделирования динамики дви.жения, блок 31 управления нагрузочным устройством блоки 32 и 33 формирова40 ния корректирующих сигналов по углу поворота и по скорости, блок 34 конт» роля положения органов управления, блоки 35 и 36 предельных значений ош=::бок, блок 37 оценки.

Имитатор дорожной обстановки со держит установленный над головой водителя-инструктора стереодатчик 38, соединенный с малогабаритным стерео видеоконтрольным устройством 39, включающим видеоусилитель правого

50 изображения 40 и левого изображения

41 с кинескопами 42 и 43 с основньпж отклоняющими системами 44 и 45,блок

46 трансформации изображения, блок

47 строчной и кадровой развертки, 55 блок 48 смещения растра, катушки 49 и 50 дополнительной отклоняющей сис темы, блок 51 расширения растра, Стереоскоп 39 содержит два кинескопа 42 и 43, специальные линзы 53 и 54 и призмы 55, скомпанованные в пластмассовом корпусе 56, Кинескопы

42 и 43 крепятся к корпусу 56 посред ством металлического конуса 57 с .помощью пружин 58.

Для обеспечения эластичного крепле» ния и защиты оптики кинескоп опирает ся на рез ..-новую прокладку.59. Вся конструкция заключена в легкий защитный кожух 60. На,горловину каждого кинескопа 42 и 43 надеваются катушки смещения растра 61 (электромагниты), расположенные по двум взаимно перпендикулярным осям. Для уменьше ния светорассеивания внутренняя полость стереоскопа 39 покрывается чер ной эмалью. Вся система крепится с " помощью узла 62 на шлем 52, который устанавливается в транспортном сред стве на специальном кронштейне, обес печивающем возмог ость регулировки ее положения и свободное перемещение головы обучаемого в любой плоскости,. в том числе наклон головы для получе ния информации от приборов пульта 13 °

Блок 48 смещения телевизионного растра выполнен в виде дополнительной пары электромагнитов 53, устанавлива етых вместо корректирующих постоянных электромагнитов на горловине кинеско» пов 42 и 43.

Устройство работает следующим об разом.

Обучаемые размещаются на рабочих местах 13 расположенных в салоне мно гоместного учебног" автомобиля, уп равляемого води елем-инструктором, находящемся на своем рабочем месте l.

По команде водителя-инструктора, транслируемои через головные телефо ны 22, обучаемый приступает к управ пению. Водитель-инструктор информирует обучаемых о заданном режиме движения„ о направлении движения и об остановках.

Наблюдение за изменением дорожной обстановки производится обучаемым с помощью стереоскопов 39 по двум само стоятельным телевизионным каналам, несущим информацию о правом и левом изображениях, воспринимаемых соответ

W ственно левым и правым глазами обучае мого. При этом в зрительном анализаторе формируется объемная картина, адекватная реальному восприятию дорожной обстановки.

1427 09

Манипулируя органами 16 19 управ ления в соответствии с возникающими ситуациями, обучаемый имитирует уп» равление транспортным средством.

В блоках 32 .и 33 формирования кор- ректирующих сигналов происходит сравнение управляющих действий обучаемых с деятельностью водителя-инструктора в соответствии с изменением текущей 10 дорожной обстановки.

В блоке 34 контроля положения педалей управления происходит оценка действия обучаемых соответствующими педалями. 15

В блоке 48 смещения растра вырабатываются сигналы, с помощью которых происходит смещение наблюдаемого телевизионного изображения влево-вправо. При допущенной ошибке по скорости 20 блоком 46 трансформации изображения формируется сигнал, пропорционально изменяющий угловые размеры изображе.ния предметов дорожной обстановки.

Блок 46 трансформации изображения 25 представляет собой генератор прямо. угольных импульсов, управляемый по частоте сигналом рассогласования, увеличивая либо уменьшая растр, .Таким образом, обратная связь по управлению осуществляется с помощью соответствующих смещений. телевизионного растра либо изменения размера те левизионного растра при ошибочных действиях обучаемого. Чем больше значение ошибки, тем больше время экспо35 зиции предъявления обучаемому увеличенного изображения.

При ошибках, превышающих заданные значения, срабатывают соответствующие 4р компаратары блоков 35 и 37, которые посылают сигналы в цепь смещения видеоусилителей 40 и 41, что приводит к погасанию экрана, После этого обучаемый начинает управляющие дей- 45 .ствия со следующего упражнения, задаваемого водителем-инструктором.

Формула из обретения

1. Устройство для обучения води» телей транспортных средств, содержащее рабочее место. обучающего и обуча-. .емого с органами управления и дат чиками их положения, датчик скорос ти, выход которого соединен с одним из входов блока формирования коррек- 55 тирующего сигнала по скорости, под ключенного выходом к первому входу имитатора дорожной обстановки, второй вход которого соединен с выходом блока формирования корректирующего сигнала па углу поворота, связанного входами с выходами соответствующих датчиков положения органов управления и блок контроля положения органов уп» равления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, она снабжено двумя блоками моделирования динамики движения, блоками оценки, блоками пре дельных ошибок, а рабочее место обучаемого оборудовано датчиком положения головы, выход которого соединен с третьим входом имитатора дорожной обстановки, при этом входы блоков моделирования динамики движения соединены с выходами соответствующих датчиков положения органов управления, а выход первого блока моделирования соединен с другим, входом блока формирования корректирующего сигнала по скорости, подключенного выходом к одному иэ входов первого блока предельных ошибок, другой вход ка торога соединен с выходом первого блока моделирования, а выход - с четвертым и пятым входами имитатора дорожной обстановки и одним входом блока оценки, другие входы которого соединены с выходом блока контроля положения органов управления и выходом второго блока предельных ошибок, связаннога входами с выходами блоков формирования корректирующего сигнала по углу поворота и второго блока моделирования динамики движения, а выходами с шестым входом имитатора дорожной обстановки.

2, Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что имитатор дорожной обстановки содержит стереодатчик, связанный с видеоусилителями, саедк" ненными с четвертым, пятым и шестЫм входами имитатора и выходы которых подключены к кинескопам с отклоняю-щей системой, подключенным к выходу блока развертки, вход которого соединен с выходом блока трансформации изображения, связанным входом с первым входом имитатора дорожной обстановки, третий и второй входы которого связаны с входами блоков соответственна расширения растра и смещения растра, подключенных выходами к входам отклоняющей системы.

1427409 юг. f бд

Я

Я

Я

Составитель Л,Резникова

Редактор Е.Конча Техред М.Ходанич

Корректор МЛаро ци

Заказ 485á/47 Тираж,459 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рау лская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств Устройство для обучения водителей транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств, в частности к устройствам их рулевого управления, и может быть использовано для обучения водителей различных транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств, в частности к устройствам их рулевого управления, и может быть использовано для обучения водителей различных транспортных средств

Изобретение относится к устройствам имитации визуальной обстановки в тренажерах для обучения операторов транспортных средств Цель изобрете НИН - расширение функциональных возможностей имитатора путем обеспечения участия в работе одновременно нескольких обучаемых операторво

Изобретение относится к обучаюгя щим устройствам и может быть использовано при подготовке ,и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к средствам контроля и оценки мастерства вождения транспортных средств, а точнее к средствам контроля и оценки мастерства вождения автомобилей на тренировочных площадках

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности

Изобретение относится к области создания средств для моделирования работы операторов различных перемещающихся по земной поверхности транспортных средств, а более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов

Изобретение относится к области учебно-тренировочной техники, предназначено для обучения водителей транспортных средств в лабораторных условиях и имеет своей целью повышение эффективности обучения путем приближения условий движения к реальным

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх