Электропривод переменного тока
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов . Целью изобретения является повышение надежности за счет повьшения точности определения момента останова . В устройстве по цепи: диод 1-8 резистор 17, конденсатор 13 и,фаза. идет зарядка конденсатора 13, что обеспечивает вьщержку времени на включение порогового блока 26. Данная вьщержка времени обеспечивает поочередный режим работы тиристора 3 или тиристора 4. Если открыт тиристор 3, то происходит сравнение двух сигналов; выходного сигнала датчи10а 24 тока, которьш стремится закрыть транзистор 22, и опорного сигнала. При работе тиристора 4 транзистор 22 закрыт, катушка 15 реле получает питание и через контакты реле в блоке 26 становится на самоподхват. Таким образом, катушка 15 получает питание и разрывает свои контакты в цепи управления тиристором 4.Процесс торможения прекращается . При повторном запуске катушка 15 реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях управления тиристором 4. Схема управления подготовлена к торможению двигателя, 1 ил. и W
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (594 Н 02 P 3/2
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ л е с
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4209230/24-07 (22) 09.03.87(46) 30.10.88. Бюп.й- 40 (71) Днепропетровский горный институт им. Артема и Производственное объединение "Укрчерметавтоматика" (72) Ю,И,Драбкин и В,Л.Соседка (53) 623.313р324 (088.8) (56) Патент ФРГ Н 1148320, кл.21 сР 23/02, 1963, Авторское свидетельство СССР
У 1348976, кл. Н 02 P 3/24, 1985. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электро" технике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов. Целью изобретения является. повышение надежности sa счет повышения точности определения момента останова. В устройстве по цепи. диод 18 резистор 17, конденсатор 13 и фаза, идет зарядка конденсатора 13, что обеспечивает выдержку времени на включение порогового блока 26. Данная выдержка времени обеспечивает поочередный режим работы тиристора 3 или тиристора 4. Если открыт тиристор 3, то происходит сравнение двух сигналов, выходного сигнала датчика 24 тока, который стремится закрыть транзистор
22, и опорного сигнала. При работе тиристора 4 транзистор 22 закрыт, катушка 15 реле получает питание и через контакты реле в блоке 26 становится на самоподхват, Таким образом, катушка 15 получает питание и разрывает свои контакты в цепи управления тиристором 4. Процесс торможения прекращается. При повторном запуске ка" тушка 15 реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях управления тиристором 4. Схема управления подготовлена к торможению двигателя. 1 ил.
1434531
ro через второй размыкающий контакт
19 магнитного пускателя подключен к катоду второго тиристора 4, другой вывод переменного резистора 16 соединен с катодом четвертого диода 20, с одним выводом третьего резистора
21 и с базовым выводом транзистора
22, коллекTîðíüé вывод которого соединен с другим выводом катушки 15 реле, с анодом второго диода 14 и через замыкающий контакт 23 реле под50
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов.
Цель изобретения — повышение надежности злектропривода за счет повышения точности определения момента остацова.
На чертеже изображена схема предЛагаемого электропривода.
Электропривод содержит трехфазный
1 асинхронный электродвигатель 1,магнитный пускатель, силовые контакты 2 которого одними выводами предназначе" 15 ны для подключения к источнику питания, другие выводы, силовых контактов магнитного пускателя подключены к фазам статорной обмотки электродвигателя, аноды тиристоров 3 и 4 объеди- 20 цены и подключены к одной из фаз ста.торной обмотки электродвигателя, упавляющий электрод первого тиристора соединен с катодом первого. диода 5, анод которого через последовательно 25 соединенные первый резистор 6 и первый размыкающий контакт 7 магнитного пускателя подключен к аноду первого тирпстора 3, катод второго тиристора 4
Соединен с одним выводом первого си- 30 лового контакта магнитного пускателя и с первым входным выводом блока 8 . импульсно-фазового управления, выход которого соединен с управляющим электродом второго тиристора 4, последовательно соединенные кнопки 9 "Стоп" н 10 "Пуск" управления и катушку Ii магнитного пускателя, предназначенные для подключения к двум фазам источника питания, стабилитрон 12, подключенный параллельно конденсатору 13, катодный вывод стабилитрона 12 соединен с катодом второго диода 14, с одним выводом катушки 15 реле, с одним вы" водом регулируемого резистора 16 и одним выводом второго резистора 17, другой вывод которого соединен с катодом третьего диода 18 анод котороключен к аноду стабилитрона 12, к эмиттерному выводу транзистора. 22, к аноду четвертого диода 20 и к катоду первого тиристора 3, другой вывод третьего резистора 21 через датчик
24 тока подключен ко второй фазе статорной обмотки и к катоду первого тиристора 3, базовый вывод транзистора
22 через датчик 24 тока подключен к общей точке соединения первого. резис" тора 6 и первого размыкающего контакта 7 магнитного пускателя и через размыкающий контакт 25 реле соединен .со вторым входным выводом блока 8 импульсно-фазового управления, Конденсатор 13, диоды 14, 18 и 20, резисторы 16,17 и 21, транзистор 22, стабилитрон 12, реле с катушкой 15 и замыкающим контактом ?3 образует пороговый блок 26.
Электропривод работает следующим образом.
При нажатии кнопки 9 "Стоп" размыкаются контакты 2 в силовой цепи
1 двигателя и замыкаются контакты 7 и
19 в цепях управления, По цепи . диод
18, резистор 17, конденсатор 13 и фаза идет зарядка конденсатора 13. Это обеспечивает некоторую выдержку времени на включение порогового блока
26, что исключает кратковременную подачу положительного сигнала по цепи: диод 18 резисторы 17 и 16. Подача этого сигнала при закрытых тормозном первом тиристоре 3 и шунтирующем втором тиристоре 4 приводит к срабатыванию реле с. катушкой 15, Ввод задержки времени выводит силовые цепи двигателя в стадию парный" режим, в котором всегда открыт или тиристор 4, или тиристор 3. Если открыт тиристор 3, то на базу транзис" тора 22 подается "глубокий" минус и транзистор 22 закрывается. При изме" нении полярности питания (фаза С стала положительной относительно фазы В) тиристор 4 закрывается и ток начинает проводить тиристор 3. В этот момент происходит сравнение двух сигналов: выходного сигнала датчика 24 тока, который стремится закрыть транзистор
22 и опорного сигнала, который через резистор 16 подается на базу транзистора 22 и который стремится открыть этот транзистор. При работе тиристора 4 транзистор 22 надежно закрыт.
При срабатывании порогового блока 26 катушка 15 реле получает питание и
1434531 через контакты реле s блоке 26 становится на самоподхват. Увеличение тока уже не изменит состояние реле. Таким образом, катушка 15 получает питание и разрывает свои контакты в цепи управления шунтирующим тиристором
4. Процесс торможения прекращается.
При повторном запуске двигателя
1 катушка 11 получает питание, в ре- 10 зультате чего замыкаются контакты 2 в силовой цепи двигателя и разрываются контакты 7 и 19 в цепях управления . 3 . Катушка 15 реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях управления тиристором 4. Схема управления подготовлена к торможению двигателя.
Таким образом, за счет введения датчика тока, датчика напряжения и порогового блока имеется возможность создать надежное, простое и чувствительное устройство для отключения двигателя от сети, что позволяет прекратить торможения, когда частота вращения становится равной нулю. При 25, этом исключаются; интервалы времени, когда через остановившийся двигатель протекает значительный тормозной ток„ что. уменьшает расход электроэнергии и, особенно в режимах частых пусков, уменьшает нагрев двигателя, повышает надежность электропривода.
Формула и з о б р е т е н и я
Электропривод переменного тока, содержащий трехфазный асинхронный элек- З5 тродвигатель, магнитный пускатель, два силовых контакта которого одними выводами предназначены для подключения к источнику питания, другие выводы силовых контактов магнитного пус.40 кателя подключены к фазам первой и второй статорной обмотки электродвигателя, два тиристора, аноды которых объединены и подключены к первой фазе статорной обмотки электродвигателя управляющий электрод первого тиристора соединен с катодом первого диода, анод которого через последовательно соединенные первый резистор и первый размыкающий контакт магнитного пуска-50 теля подключен к аноду первого тиристора, катод второго тиристора соеди3(3333333333 Заказ 5564/56
33рапзв.-полпгр. пр-тие, г. нен с одним выводом первого силового контакта магнитного пускателя и с пер" вым входным выводом блока импульснофазового управления, выход которого соединен с управляющим электродом второго тиристора, последовательно соединенные кнопки управления "Стоп" и "Пуск" и катушка магнитного. пускателя и предназначенные для подключения к двум фазам источника питания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности за счет повышения точности определения момента останова, в него введены. датчик . напряжения, датчик тока, транзистор, второй и третий резисторы, второй, третий и четвертый диоды, переменный резистор, реле с катушкой и размыкающим и замыкающим контактами, конденсатор и стабилитрон, подключенный параллельно конденсатору, катодный вывод стабилитрона соединен с. катодом второго диода, с одним выводом катушки реле, с одним выводом регулируемо. го резистора и одним выводом второго резистора, другой вывод которого соединен с катодом третьего диода, анод которого через второй размыкающий контакт магнитного пускателя подключен к катоду второго тиристора, другой вывод переменного резистора соединен с катодом четвертого диода, с одним выводом третьего резистора и с базовым выводом транзистора, коллекторный вывод которого соединен с другим выводом катушки реле, с анодом второго диода и через замыкающий контакт реле подключен к аноду стабилитрона, к эмиттерному выводу транзистора, к аноду четвертого диода и к катоду первого тиристора, другой
3 вывод третьего резистора через датчик тока подключен к второй фазе статорной обмотки и к катоду первого тиристора, базовыи вывод транзистора через датчик напряжения подключен к общей точке соединения первого резистора и первого размыкающего контакта магнитного пускателя и через размыкающий контакт реле соединен с вторым входным выводом блока импульсно-фазового управления.
Тираж 584 Подписное
Ужгород, ул, Проектная, 4