Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к самоблокирующимся дифференциалам свободного хода. Целью изобретения является повьппение надежности и долговечности . Самоблокирующийся дифференциал имеет корпус 1, состоящий из
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11> (5D4 В 60 K 17 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
7 13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4281907/30-11 . (22) 13 ..07.87 (46) 07.01.89. Бюл. N 1 (71) Производственное объединение
11
Липецкий тракторный завод им. XXIII съезда КПСС" (72) И.Т. Бондарь (53) 629.113-587(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 933486, кл. В 60 К 17/20, 1980. (54) САИОБЛОКИРУ10ЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к самоблокирующимся дифференциалам свободного хода. Целью изобретения является повьппение надежности и долговечности. Самоблокирующийся диффереи" циал имеет корпус 1, состоящий иэ
1449371 двух частей, в которых соосно установлены полуосевые обоймы 2 и 3 со шпицами, храповые собачки с хвостовиками 7 и 8, в ступенчатых отверстиях которых установлены шарики 11 и ограничитель поворота собачек.
Шарики поджимаются пружинами 12, установленными на осях собачек. ДиффеИзобретение относится к машиностроению, в частности к самоблокиру ющимся дифференциалам свободного хода, установленным между ведущими мостами транспортных средств.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности работы самоблокирующегося дифференциала. 10
Па фиг. 1 изображен дифференциал, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.
Дифференциал содержит корпус 1, состоящий из двух частей, в которых установлены полуосевые обоймы 2 и 3, имеющие xBocTQBHKH с шлицеобраэными зубьями 4. Осевое перемещение обоймы 2 и 3 ограничивается стопорными кольцами 5. Между обоймами 2 и 3 имеется ограничитель 6 поворота собачек 7 и 8, на наружной поверхности которого выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых с тан- 25 генциальным зазором размещены хвостовики собачек 7 и 8, установленных на осях 9. Каждая ось 9. установлена обоими концами в частях корпуса 1 неподвижно. Собачки 7 и 8 имеют по два зуба 10. В ступенчатых отверстиях хвостовиков этих собачек размещены шарики 11, поджимаемые пружинами 12 посредством пластин 13, установленных на осях 9. Внутри собачек
7 и 8 на тех же осях установлены
35 компенсационные пружины 14.
Самоблокирующийся дифференциал работает следующим образом.
При прямолинейном движении тран- 40 спортиого средства крутящий момент ренциал снабжен компенсационными пружинами 14, взаимодействующими с сббачками в направлении, противоположном действию пружин 12, поджимающих шарики, которые обеспечивают необходимый зазор между торцовыми поверхностями собачек и полуосевых обойм. 3 ил. передается на корпус 1 дифференциа" ла и через оси 9 — на собачки 7 и 8, а затем на обоймы 2 и 3, которые передают крутящий момент в зависимости от места установки дифференциала на мосты или колеса.
Включение блокировки дифференциала осуществляется следующим образом.
Пружина 12 посредством пластины 13 поджимает шарик 11 к ступеньке, ограничивающей выдвижение этого ша" рика из отверстия в хвостовике со1 бачек 7 и 8. Во время вращения корпуса 1 вместе с осями 9 и собачками
7 и 8 шарики 11 своими выступающими из хвостовиков этих собачек частями упираются в торцы зубьев
4 храповиков обойм 2 и 3, которые и передают крутящий момент к мостам или колесам транспортного средства. Хвостовики собачек 7 и S в это время свободно располагаются в пазах ограничителя 6.
При торможении транспортного средства тормозом или двигателем обоймы 2 и 3 вращаются быстрее, чем корпус 1 дифференциала вместе с собачками 7 и 8. При встрече с торцами зубьев 4 храповиков обойм 2 и 3 шарики 11 поворачивают эти собачки относительно осей 9 и вводят их в зацепление с теми же обоймами 2 и 3, но с противоположными зубьями 10, осуществляя торможение мостов (колес). Ограничитель 6 при этом под действием хвостовиков собачек 7 и 8 поворачивается на некоторый угол, не мешая им включится в зацепление с обоймами 2 и 3.
70 з 1
11ри повороте транспор гного средства, когда, например, обойма 2 забегающего моста (колеса) транспортного средства вращается быстрее ведущей обоймы 3, она шлицеобразным зубом 4 храповика зацепляется за внутренний скос зуба 10 собачки 7 и выталкивает собачку 7 из зацепления с обоймой 2, Ограничитель 6 под действием хвостовика собачки 7 поворачивается до выбора тангенциального зазора между стенками пазов этого ограничителя и хвостовиками собачек 7 и 8 (положение собачек на фиг. 2) . При упоре ограничителя 6 в хвостовик собачки 8, находящейся в зацеплении с обоймой 3 зубом 1О, этот ограничитель удерживает собачку 7, вышедшую из зацепления с обой.мой 2, от дальнейшего проворачивания т.е. удерживает эту собачку в нейтральном положении. При дальнейшем обгоне обоймы 2 торцы зубьев 4 храповиков проходят хвостовик собачки
7, утопляя шарик 11 в отверстии хвостовика этой собачки, который затем действием пружины 12 занимает свое исходное положение при попадании в выемку между зубьями 4 храповика обоймы 2.
Установка компенсационной пружины
14 обеспечивает на всех режимах работы дифференциала между торцом хвос
449371
4 товика собачек 7 и 8 и обойм 2 и 3 постоянный зазор, благодаря которому повышается надежность и долговечность дифференциала, т.е. отсутствует трение указанных поверхностей, а следовательно, отсутствует износ.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, состоящий иэ двух частей, в которых соосно установлены полуосевые обоймы, стопорные устройства в виде собачек с хвостовиками, в ступенчатых отверстиях которых размещены шарики, поджимаемые пружинами посредством пластин, установленных
2б на осях закрепленных В указанных частях корпуса, и ограничитель поворота собачек, установленный между обоймами, на наружной поверхности которого выполнены диаметрально рас
25 положенные пазы, в которых с тангенциальным зазором размещены хвостовики собачек, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, он снабжен компенсационными пружинами, взаимодействующими с собачками в направлении, противоположном действию пружин, поджимающих размещенные в собачках шарики. !
А-А
1449371
Составитель С.Белоусько
Техред Л.Олийнык Корректор М.Максимишинец
Редактор Г.Гербер
Производст венно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 6914/17 Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5