Устройство для контроля знаний обучаемых

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых. Цель изобретения - -расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит блок 1 ввода ответных действий обучаемого, генератот 2 импульсов, четьфе элемента ИЛИ 3, 10, 18 и 20, пять элементов И 7, 17, 19, 25 и 26, два распределителя импульсов 4,5, три элемента задержки 6,9,16, две группы элементов И 12, 13, блок 14 регистрации правильных ответов, блок 15 регистрации неправильных ответов, два триггера 23, 27, три формирователя импульсов 8,11,24, счетчик 21 и дешифратор 22. Устройство обеспечивает контроль знаний по вопросам, длина ответов на которые является плавающей величиной. 2 ил. с Ci (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

25 А1 (!9) (11) 151) 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, 13.

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4186917/24-24 (22) 27.01. 87 (46) 23. 10. 88. Бюл. У 39 (75) В.Г.Вохмянин (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 963064, кл, G 09 В 7/02, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

О БУЧАЕМЫХ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых, Цель изобретения — -расширение дидактических воэможностей устройства.

Устройство содержит блок 1 ввода ответных действий обучаемого, генератот 2 импульсов, четыре элемента

ИЛИ 3, 10, 18 и 20, пять элемент н

И 7, 17, 19, 25 и 26, два распределителя импульсов 4,5, три элемента задержки 6,9, 16, две группы элементов

И 12, 13, блок 14 регистрации правильных ответов, блок 15 регистрации неправильных ответов, два триггера

23, 27, три формирователя импульсов

8,11,24, счетчик 21 и дешифратор 22.

Устройство обеспечивает контроль знаний по вопросам, длина ответов на которые является плаваняцей величиной.

2 ил.

1432586

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых.

Целью изобретения является расши5 рение дидактических возможностей устройства за счет приближения классификации правильности введения в устройство ответов обучаемых к естественно-i0 му, обеспечиваемому преподавателем.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг. 2— временные диаграммы работы устройства.

Устройство для контроля знаний обучаемых содержит блок 1 ввода ответных действий обучаемого, состоящий из кнопок, количество которых равно количеству элементов, из которых могут быть составлены ответы на билет, генератор 2 импульсов, первый элемент ИЛИ 3, первый 4 и второй 5 распределители импульсов, первый элемент 6 задержки, первый элемент И 7, первый формирователь 8 импульсов, второй элемент 9 задержки, второй элемент ИЛИ 10, второй формирователь !1 импульсов, первую группу элементов И 12, вторую группу элеменров И 13, блок 14 регистрации правильных ответов, блок 15 регистрации неправильных ответов, третий элемент

16 задержки, второй элемент И 17, третий элемент ИЛИ 18, третий элемент

И 19, четвертый элемент ИЛИ 20, счет- 35 чик 21, дешифратор 22, первый триггер 23, третий формирователь 24 импульсов, четвертый 25 и пятый 26 элементы И и второй триггер 27, Каждой кнопке блока 1 присваивается определенный символ. Например, если ответы строятся только в цифровой форме, то число кнопок равно десяти, а каждой из них присвоен один из символов числового рядаот 0 до 9.

При нажатии на любую из кнопок блока

1 начинаег работу генератор 2; выполненный по схеме генератора распределителя импульсов. Количество импульсов, выдаваемых генератором 2, зависит от символа кнопки, на которую произведено нажатие. Так, например, при нажатии на кнопку с символом "1" с выхода элемента ИЛИ 3 снимается 55 один импульс, при нажатии на кнопку с символом "2" с выхода элемента

ИЛИ 3 снимаются два импульса и т,д., при нажатии на кнопку с символом

"0" — десять импульсов.

С выхода элемента ИЛИ 3 импульсы через элемент И 7 подаются на тактовую шину распределителя 4, выполненного по схеме кольцевого распределителя. Тактовая шина распределителя 5, выполненного также по схеме кольцевого распределителя, соединена с выходом элемента ИЛИ 18. Минимальное число выходов распределителей 4 и 5 определяется числом вопросов в билете и не должно быть меньше их числа, например, максимальное число вопросов в билете равно десяти, значит количество выходов распределителей 4 и 5 должно быть не меньше десяти.

На тактовую шину распределителя 4 поступают импульсы с элемента И 7 благодаря элементу 6, причем шина соединена с выходом распределителя 4 только при первом нажатии на какуюлибо кнопку блока 1. Длительность задержки, осуществляемая элементом 6, должна быть не менее времени полного цикла работы генератора 2.

Определенные выходы распределителя 5 соединены с входами элементов

И 12, определенные выходы распределителя 4 — с входами элементов И 13.

В зависимости от состояния триггера 27 на тактовую шину распределителя 5 подаются импульсы или с выхода элемента ИЛИ 3 через элемент 16 задержки, элемент И 17 и элемент ИЛИ 18,, или с формирователя 24 импульсов через элемент И 25. В зависимости от состояния триггера 27 на счетный вход счетчика 21 подаются импульсы или с выхода элемента 16 задержки через элементы И 19 и ИЛИ 20, или с выхода формирователя 24 импульсов через элементы И 26 и ИЛИ 20.

Вход формирователя 24 импульсов для исключения закорачинания выходов блока 1 должен содержать элемент ИЛИ (не показано).

Запись первоначальной информации в распределители 4 и 5 должна осуществляться в ячейки, выходы которых связаны с разными элементами И 12.

При подаче питания на устройства все его элементы автоматически устанавливаются в исходное л< лвжение (устройство автоматической установки элементов схемы в иска.;все i. îëî :åíèå при включении питания нс показ;-на).

1432586

Устройство для контроля знаний обучаемых работает следующим образом.

Учащемуся предлагается контрольный билет, например, из десяти вопросов.

Каждому вопросу н билете присвоен определенный номер. Например, одним нз вопросов является вопрос под номером 27346: "Вычислить площадь круга, длина радиуса которого равна 1 единицы длины". Учащийся должен кнопками блока 1 последовательно ввести числа

2,?,3,4,6. При этом первый элемент шифра вопроса, н данном случае число 2, используется для установки рас- 1 пределителя 4 в положение, необходимое для включения соответствующего элемента И 12 при правильном ответе на вопрос. Второй и третий элементы шифра вопроса, н данном случае числа

7 и 3, используются для записи н счетчик 21 числа, определяющего контролируемую длину ответа, по которой производят квалификацию ответа. Последующие элементы шифра вопроса, в данном случае это числа 4 и 6, используются для установки распределителя 5 в положение, необходимое для включения соответствующего элемента И 12 при правильном ответе на вопрос.

Проследим работу устройство на примере указанного номера вопроса (27346) .

После нажатия на кнопку с индексом "2" с формирователя 24 через элемент И 25 (на второй вход элемента И 35

25 подается сигнал с триггера 27) и элемент ИЛИ 18 поступает один импульс на тактовую шину распределителя 5,. и он устанавливается в положение, соответствующее поступлению на его вход одного импульса (при нажатии на любую из кнопок 4 устанавливается в положение, которое соответствует поступле» нию на его вход двух импульсов, а через время, определяемое временем задержки элемента 16, с элемента ИЛИ 3 ,через элемент 16 задержки, элемент И

19 (сигнал на второй вход элемента И

19 поступает с триггера 27) и элемент

ИЛИ 20 поступают дна импульса на счет-50 ный вход счетчика 21. Импульсы с выхода элемента 16 задержки через элемент

И 17 не могут пройти, так как на его второй вход с триггера 27 сигнал не поступает. После ввода первого эле- 55 мента шифра вопроса элемент И 7 закрывается и состояние распределителя 4 измениться не может.

Аналогичным образом после нажатия на кнопки с индексом "7" и "3" распределитель 5 устанавливается н положение, соответствующее поступлению на его нход трех импульсон (один импульс подан ранее), а в счетчик 21 к записанным двум импульсам добавляются

7+3=10 импульсов (нсего н счетчик 21 записано 2+7+3=12 импульсон).

При вводе в устройство четвертого элемента шифра вопроса распределитель 5 устанавливается в положение, соответствующее поступлению на его вход четырех импульсов. С выхода распределителя 5 на вход триггера 27 подается сигнал, при этом триггер 27 изменяет свое состояние (с элементов

И 19 и 25 сигнал снимается, а на :ле— менты И 17 и 26 подае-.ся). После этого с выхода элемента 16 задержки через элементы И 17 и ИЛИ 18 поступают четыре импульса на вход распределителя 5, он устанавливается н положе-. ние,соответствующее поступлению на его вход 4+4=8 импульсов. И, наконец, при вводе в устройство последнего числа шифра вопроса распределитель 5 устанавливается н положение, соотнетствующее поступлению на его вход (4+4)+6=14 импульсов. При этом через элемент И 26 (на нторой вход элемента И 26 подается сигнал с триггера 27) и элемент ИЛИ 20 на вход счетчика 21 поступает еще один импульс, н счетчике 21 записано (2+7+3)+1=13 импульсон.

После ввода номера вопроса обучаемый делает ответ.

Пусть для отнесения ответа к правильному достаточно ввести число 3,14, Ответ набирается кнопками блока 1.

Если обучаемый набрал ответ 3,14, т.е. последовательно нажаты кнопки блока 1 с индексами "3","1" и "4". то распределитель устанавливается в положение, которое соответствует поступлению на его вход 14+3+1+4=22 импульсов. При этом в счетчик 21 записываются еще три импульса (в счетчик

21 записано 13+3=16 импульсов). Знак разделения не рассматривается.

Если обучаемый решил ответить на вопрос более точно, т.е. ответ представить в виде числа 3,141, то после нажатия на кнопку с индексом

"1" в счетчик 21 с формирователя 24 записывается еще один импульс (в счетчик 2,1 записано 16+ 1=17 импульсов).

2586

5 143

О выхода дешифратора 22 на вход триггера 23 подается сигнал, и он изменяет свое состояние — с третьего входа элемента И 17 сигнал снимается. После этого импульсы с выхода элемента 16 задержки через элемент И 17 пройти не могут (состояние распределителя 5 при дальнейшем уточнении ответа остается неизменным).

Выход распределителя 4, соответствующий поступлению на его вход двух импульсов, и выход распределителя 5, соответствующий поступлению на его вход двадцати двух импульсов, соеди иены в входами одного элемента И 12.

При нажатии на переключатель готовности ответа, управляющий работой формирователя 8, на вход элемента И

12 с выхода формирователя 8 подается сигнал. С выхода элемента И 12 сигнал поступает на регистратор правильного ответа блока 14, который включает индикатор правильного ответа на постав" ленный врпрос.

Блоки 14 и 15 в работе взаимосвя" заны таким образом, что при правильном ответе на какой-либо вопрос срабатывает регистратор правильных ответов на этот вопрос и исключает срабатывание в дальнейшем регистратора неправильных ответов на этот вопрос, и наоборот, при неправильном ответе на вопрос срабатывает регистратор неправильных ответов на вопрос и исключает в дальнейшем срабатывание регистратора правильных ответов на этот же вопрос.

Если обучаемый получил в результате решения неправильный ответ, например число 4, и ввел его в устройство, то сигнал с распределителя 5 поступает с выхода, не соответствующего поступлению на вход распределителя двадцати двух импульсов, При подаче сигнала с формирователя 8 сигнал в этом случае через задержку времени элемента 9 и элемента И 13 подается на регистратор неправильных ответов блока

15, который, срабатывая, включает индикатор неправильного ответа на данный вопрос.

Элемент 9 задержки служит для исключения срабатывания регистраторов блока 15 при правильном ответе на вопрос.

Одновременно с выхода формирователя 8 сигнал подается через элемент 9 задержки и элемент ИЛИ 10 на шину ус25

55 тановки в нулевое положение распределителей 4 и 5, триггеров 23 и 27 и счетчика 21, В случае, когда обучаемый выбрал ошибочный ответ, он может его исправить до нажатия на переключатель готовности ответа путем установки распределителей, триггеров и счетчика в исходное положение при помощи переключателя, управляющего работой формирователя 11 (переключатель не показан). После нажатия Hа этот переключатель учащийся должен перенабрать номер вопроса и ответ на этот вопрос, после чего нажать на переключатель готовности ответа.

Устройство для контроля знаний обучаемых обеспечивает контроль знаний по вопросам, длина ответов на которые является переменной величиной.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, генератор импульсов, первый и второй элементы KIN, первый и второй распределители импульсов, первый и второй элементы задержки, первый элемент И, первый и второй формирователи импульсов, первую и вторую группы элементов И, блок регистрации правильных ответов и блок регистрации неправильных ответов, выход которого соединен с входом блокировки блока регистрации правильных ответов, выход которого соединен с входом блокировки блока регистрации неправильных ответов, а информационные входы соединены с выходами первой группы элементов И, первые входы которых соединены с первой группой выходов первого распределителя импульсов, вторая группа выходов которого соединена с первыми входами второй группы элементов И, а выход соединен с входом первого элемента задержки, выход которого соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выход соединен с тактовым входом первого распределителя импульсов, вход сброса которого соединен с выходом второго элемента %И и входом сброса второго распределителя импульсов, группа выходов которого соЕ динена с вторыми входами первой группы

1дХООЗ/1. 25

2дхоЭ зл. 25

BatxoP зю 25

Выхбд ял. 5;

С1Я,30 ННЫ д сэр 27 дыхоЗ юл.

Z2

Ю ЯОУ эл.25, СбЯЗаННЫ0 с 9е 17

7 14325 элементов И, третьи входы которых соединены с выхсдом первого формирователя импульсов и входом второго элемента задержки, первый выход которого соединен с вторыми входами второй

5 группы элементов И, а второй выход соединен с первым входом второго элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом второго формировате- 1О ля импульсов, информационные входы блока регистрации неправильных ответов соединены с выходами второй группы элементов И, группа выходов блока ввода ответных действий обучаемого соединена с входами генератора импульсов, первый, второй и третий выходы которого соединены с первым, вторым и третьим входами первого элемента И3И, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены четыре элемента И, два элемента ИЛИ, два триггера, третий формирователь импульсов, счетчик, 25 дешифратор и третий элемент задержки, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выход соединен с первым входом второго элемента И и первым входом третьего элемента И выход первого элемента И соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ, выход которого соединен с тактовый входом второго распределителя импульсов, а второй вход соединен с выходом четвертого элемента И, первый вход которого соединен с выходом третьего формирователя импульсов и первым входом пятого элемента И, выход которого соединен с первым входом четвертого элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом третьего элемента

И, а выход соединен со счетным входом счетчика, вход сброса которого соединен с выходом второго элемента

ИИ, -с R-входами первого и второго триггеров, а выход соединен с входом дешифратора, выход которого соединен с S-входом первого триггера, обратный выход которого соединен с вторым входом второго элемента И, третий вход которого соединен с обратньп выходом второго триггера и вторым входом пятого элемента И, выход второго распределителя импульсов соединен с Sвходом второго триггера, прямой вход которого соединен с вторыми входами третьего и четвертого элементов И, входы третьего формирователя импульсов соединены с группой выходов блока ввода ответных действий о бучаемого.

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения , и может быть использовано в устройствах отображения учебной информации текстово-графического характера

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в обучающих устройствах для объективной оценки знаний учащихся и является усовершенствованием устройства по авт.св

Изобретение относится к авто.матике и вычислительной технике, в частности к устГ2 1 роиствам автоматизированного контроля знаний обучаемых

Изобретение относится к устройствам ввода ответов в обучающие машины

Изобретение относится к устройствам автоматики и может быть использовано при изучении систем счисления

Изобретение относится к техническим средствам автоматизированного контроля знаний

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности, к электрическим учебным устройствам для контроля знаний учащихся

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх