Система управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовыми нереверсивными дизелями и их реверсивными передачами (РП). Цель изобретения - повышение эффективности системы путем сокращения времени выполнения маневра реверсирования на малых и средних ходах судна. Система содержит дистанционный пост управления 1, логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и "Назад", логические элементы ИЛИ 4-6, инвертор 7, задатчик скорости 8, переключатель задания скорости 9, пороговые реле 10,11, элементы задержки 12,13, датчик реверса 14, исполнительное устройство 15 реверса, исполнительное устройство 16 изменения скорости вращения дизеля. На вход порогового реле 11 подается сигнал от инвертора 7, а его выход соединен с одним из входов элемента ИЛИ 6, на другой вход которого подается сигнал от датчика реверса 14. Выход элемента ИЛИ 6 соединен с запрещающим входом логического элемента НЕТ 3 цепи "Назад", элементы задержки 12,13 включены между выходом переключателя задания скорости 9 и вторыми входами пороговых реле 10, 11. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 В 63 Н 21/22 Г"ОЮЗНАЯ г- 1ЩИ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4365690/24-11 (22) 21.01 88 (46) 30 ° 08,89. Вюл. М 32 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) В.П.Голубев, Л.П.Васильев, В.А.Николаев, В,Ç.Ройк, С.А.Рословец и В.Д.Соснин (53) 621.436(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(1063709, кл. В 63 Н 21/22, 1982 ° (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ НЕРЕВЕРСИВНЫМ ДИЗЕЛЕМ И ЕГО РЕВЕРСИВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовыми нереверсивными дизелями и их реверсивными передачами (РП). Цель изобретения — повышение эффективнос2 ти системы путем сокращения времени выполнения маневра реверсирования на малых и средних ходах судна, Система содержит дистанционный пост управления 1, логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и "Назад", логические элементы ИЛИ 4 — 6, инвертор

7, задатчик скорости 8, переклюс1атель задания скорости 9, пороговые реле 10 11, элементы задержки 12, 13, датчик реверса 14, исполнительное устройство 15 реверса, исполнительное устройство 16 изменения скорости вращения дизеля. На вход порогового реле 11 подается сигнал от инвертора 7, а его выход соединен с одним из входов элемента ИЛИ 6, на другой вход которого подется сигнал от датчика реверса 14. Выход элемента ИЛИ 6 соединен с запреща3 1504162 4 ющим входом логического элемента . реключателя задания скорости 9 и

НЕТ 3 цепи Назад, элементы задерж- вторыми входами пороговых реле 10, ки 12 13 включены между выходом пе- 11 ° 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовыми нереверсивными дизелями и их реверсивными передачами (РП).

Целью изобретения является повышение эффективности системы путем сокращения времени выполнения маневра реверсирования на малых и средних ходах судна.

На чертеже представлена принципиальная схема системы управления судо- 20 вым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей.

Система содержит дистанционный пост 1 управления, логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и

"Назад", логические элементы ИЛИ 4

6, инвертор 7, задатчик 8 скорости, переключатель 9 задания скорости, пороговые реле 10,11, элементы 12, 13 задержки, датчик 14 реверса, ис- 30 полнительное устройство 15 реверса, исполнительное устройство 16 изменения скорости вращения дизеля, Дистанционный пост. 1 управления служит для преобразования воздействия оператора в команды задания направления вращения Х „, Х н и сигнал задания скорости вращения дизеля Хс, Выходы дистанционного поста 40

1 управления соединены с входами логических элементов НЕТ 2, 3 цепей

"Вперед" и "Назад", а также с переключателем 9 задания скорости.

Логические элементы НЕТ 2, 3 це- 45 пей "Вперед" и "Назад" служат для блокирования команд Х „ и Хя в случае наличия сигналов о фактическом включении противоположного направления вращения. Выходы элементов

2 и 3 соединены с входами логического элемента ИЛИ 4, а также с входами исполнительного устройства 15 реверса.

Выход логического элемента ИЛИ 4 соединен с входом инвертора 7. Выход инвертора 7 соединен с первыми входами пороговых реле 10,11 и с переключателем 9 задания clcopocTH °

Задатчик 8 скорости служит для выработки постоянного по величине сигнала Рс„ задания скорости вращения дизеля. Выход задатчика 8 скорости соединен с входом переключателя 9 задания скорости.

Переключатель 9 задания скорости служит для переключения задания скорости вращения дизеля с сигнала

Х q„ îò дистанционного поста 1 управления на сигнал Рск от задатчика

8 скорости и обратно в зависимости от наличия на его входе сигналов от логического элемента ИЛИ 5 и от инвертора 7. Вь ход переключателя задания 9 скорости соединен с входом исполнительного устройства 16 изменения скорости вращения дизеля, а также с входами элементов 12 13 задержки.

Выходы элементов 12,13 задержки соединены с вторыми входами по" роговых реле 10,11. Выход порогового реле 11 соединен со входом исполнительного устройства 15 реверса.

Датчик 14 реверса служит для выработки сигналов С „ и С о фактическом направлении вращения дизеля. Выход С я датчика реверса соеП динен с логическими элементами

ИЛИ 5,6, а выход С вЂ” с другим входом логического элемента ИЛИ 5 и с запрещающим входом логического элемента НЕТ 2 цепи "Вперед".

Выход логического элемента ИЛИ 5 соединен с входом переключателя 9 задания скорости.

Выход порогового реле 10 соединен с другим входом логического элемента ИЛИ 6. Выход логического элемента ИЛИ 6 соединен с запрещающим входом логического элемента НЕТ 3 цепи "Назад".

Система работает следующим образом.

Для реверсирования с переднего хода оператор перемещает рукоятку (на чертеже не показана) дистанционного поста 1 управления в положение заднего хода. С выхода дистанционного

1504162 поста 1 управления исчезает команда Хая и появляется Хя > которая поступает в логический элемент HET 3, но блокирована в нем сигналом С ви поступающим через логический элемент

ИЛИ 6 от датчика .14 реверса. В результате на выходе элемента ИПИ 4 нет сигнала, что приводит к появлению на выходе инвертора 7 сигнала

Уо! о необходимости переключения реверсивной передачи в положение "Нейтраль".

Сигнал Уо1 приводит переключатель

9 задания скорости в положение, когда к исполнительному устройству 6 изменения скорости вращения дизеля происходит постоянное задание скорости Рск от задатчика 8 скорости (У „ = Р „ ). Одновременно сигнал У о! поступает к первым входам пороговых реле 10,11, запитывает их и включает реле 10,11 в работу, Если в момент включения в работу пороговых реле 10,11 уровень аналогового сигнала задания скоростного режима Уск > поступающего через элементы 12,13 задержки к их вторым входам, будет выше порога срабатывания реле и выше постоянного сигнала задания скорости Г „,> то на выходе порогового реле 10 появится сигнал, который поступит к логическому элементу ИЛИ 6 и подготовит его переключение. На выходе порогового реле Il сигнала не будет.

После того, как происшедшее ранее срабатывание переключателя 9 задания скорости вызовет уменьшение уровня сигнала задания скоростного режима ниже существовавшего ранее (до начала маневра) уровня, вступят в действие элементы 12,13 задержки и начнут отсчет времени.

Существенно, что элемент 12 задержки заранее настраивается на более длительное время задержки, чем элемент 13. Первым отсчитывает положенное время элемент 13 задержки

> что вызовет срабатывание порогового реле 11, На его выходе появится сигнал У, который поступит к исполнительному устройству 15 реверса. Исполнительное устройство 15 реверса переключит реверсивную передачу в положение >>Нейтраль . В результате сигнал С „ на выходе датчика 14 реверса исчезнет. Произойцет переключение логического элемента HJIH 6

> но сигнал на его выходе сохранится

> т.е. логический элемент НЕТ 3 цепи

>! >!

Назад по-прежнему останется забло5 кированным. Элемент 12 задержки будет продолжать отсчет времени.

После отсчета положенного времени элементом 12 задержки произойдет срабатывание порогового реле 10. С его выхода, а следовательно, и с выхода логического элемента 6 исчезнет сигнал. Логический элемент НЕТ 3

>! >! цепи Назад разблокируется и пропустит сигнал У»з к исполнительному устройству 15 реверса и на вход логического элемента ИЛИ 4.

Исполнительное устройство 15 реверса переключит РП в положение >>На>! зад, после чего на выходе датчика

14 реверса появится сигнал С н °

Сигнал С>! пройдет через логический элемент ИЛИ 5 и поступит к переключателю 9 задания скорости, который разрешит прохождение сигнала зада25 ния скорости вращения Х ск от дистанционного поста 1 управления к исполнительному устройству 16 изменения скорости вращения дизеля. Реверсирование выполнено.

-> ь случае, если выполняется реверсирование с малых ходов, т.е. уровень сигнала задания скорости Х ск от дистанционного поста 1 управления меньше уровня сигнала Рс„ от

35 задатчика 8 скорости и соответственно меньше порога срабатывания пороговых реле 10,11, то система будет работать аналогично, но без отсчета времени элементами 12,13 задержки, т.е ° срабатывание пороговых реле 10Ä11 произойдет сразу же после поступления к ним сигнала у,>! от инвертора в указанной последовательно с ти

В общем случае пороговые реле

10,11 могут получать на вторые входы через элементы 12,!3 задержки не сигнал задания скоростного режима> а сигнал о фактической скорости вращения дизеля, например от датчика скорости дизеля. Работа системы в этом случае будет аналогична указанной.

Реверсирование с заднего хода будет происходить аналогично за исключением того, что пороговое реле

10 и сигнал на его выходе не принимают участия в выиолцсиии этого маневра, т.е, после с!!а! ать!нация по15041 62 задания скорости, выход переключателя задания скорости соединен с исполнительным устройством изменения

Формула изобретения

Составитель В. Горелов

Техред М.Ходанич Корректор О.Кравцова

Редактор О, Спесивых

Заказ 5205/24

Тираж 373

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,,01 рогового реле 11 сигнал У с его выхода поступит на вход исполнительного устройства 15 реверса, которое переключит РП в положение "Нейтраль".

После этого на выходе датчика реверса исчезнет сигнал С„, логический элемент НЕТ 2 цепи "Вперед" разблокируется и пропустит сигнал Ув„ к исполнительному устройству 15 реверса. Окончание реверсирования будет происходить аналогично, Возможна реализацйя системы на других элементах автоматики. электронных, электрических, комбинированных и др

Система управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей, содержащая дистанционный пост управления, два логических элемента НЕТ цепей "Вперед" и "Назад", первый и второй логические элементы

ИЛИ, инвертор, задатчик скорости, переключатель задания скорости, пороговое реле, датчик реверса, исполнительное устройство реверса и исполнительное устройство изменения скорости вращения дизеля, причем выходы дистанционного поста управления соединены с входами двух логических элементов HET цепей "Вперед" и "Назад" и с переключателем задания скорости, выходы двух логических элементов НЕТ цепей "Вперед" и "Назад" соединены с входами первого логического элемента ИЛИ и с входами. исполнительного устройства реверса, выход первого логического элемента

ИЛИ соединен с входом инвертора, выход инвертора соединен с пороговым реле и переключением задания скорости, выходы датчика реверса соединены с входами второго логического элемента HJIH а выход датчика реверса, соответствующий сигналу

"Н&зад, соединен с запрещающим

10 входом логического элемента НЕТ цепи

"Вперед",выход второго логического элемента HJIH соединен с переключателем скорости вращения дизеля, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности, она снабжена вторым пороговым реле, двумя элементами задержки и третьим логическим элементом ИЛИ, причем вход второго порогового реле соединен с выходом инвертора, вых д второго поро25 гового реле соединен с одним из входов третьего логического элемента

ИЛИ, другой вход третьего логического элемента ИЛИ соединен с выходом датчика реверса, соответствующим сигналу нВперед", при этом выход третьего логического элемента

ИЛИ соединен с запрещающим входом логического элемента НЕТ цепи "Назад", входы элементов задержки соединены с выходом переключателя зада35 ния корости, выход одного элемента задержки соединен с вторь входом первого порогового реле, а выход другого элемента задержки — с вторым входом второго порогового

40 реле,

Система управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей Система управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей Система управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей Система управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судовой энергетике и касается автоматической регистрации команд на изменение режима работы главного судового двигателя , времени их подачи и регистрации фактических оборотов двигателя

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматического управления судовыми паротурбинными установками (ПТУ) с винтами регулируемого шага (ВРШ)

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления комплексами турбоагрегат - винт регулируемого шага - валогенератор
Наверх