Система автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (д1) 4 В 63 Н 21/22

ЗСЕСЛМ:.и 1 7 ,13 1яОТЕК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4148244/27-11 (22) 20.10.86 (46) 23.03.88. Вюл. Р 11 (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) В.П. Голубев (53) 629.12.001.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1063709, кл. В 63 Н 21/22, 1982, (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЬМ НЕРЕВЕРСИВНЫМ ДИЗЕЛЕМ И ЕГО РЕВЕРСИВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ

„„SU„„1382794 А1 (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем. Цель изобретения — повышение надежности системы. Система позволяет блокировать переключение реверсивной передачи по фактической скорости вращения дизеля с помощью конечного выключателя 15, связанного с рейкой топливных насосов дизеля, ячейки

16 памяти, логических элементов НЕТ

2 и 3, ИЛИ 5-7 и реле 17 времени.

Выход конечного выключателя 15 соединен с входом ячейки 16 памяти, второй вход которой соединен с выходом

I инвертора 8, имеющегося в системе, и с запрещающим входом третьего логического элемента HET 4, второй вход которого соединен с выходом ячейки 16 памяти, а выход — через

1382794 логический элемент ИЛИ 7 — с входом исполнителъного устройства 13 реверса. Вход реле 17 времени соединен с выходом переключателя 10 задания скорости, а выход — с входом порогового реле

11, выход которого также через логический элемент ИЛИ 7 соединен с исполнительным устройством реверса

13. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей, Целью изобретения является повышение надежности системы.

На чертеже изображена принципиальная схема пневматического вариан-та системы.

Система содержит дистанционный пост 1 управления, логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и

"Назад", логический элемент НЕТ 4, логические элементы ИЛИ 5-7, инвертор 8, эадатчик 9 скорости, переключатель 10 задания скорости, пороговое реле 11, датчик 12 реверса, исполнительное устройство 13 реверса, исполнительное устройство 14 изменения скорости вращения дизеля, конечный выключатель 15, ячейку 16 памяти, реле 17 времени.

Дистанционный пост 1 управления служит для преобразования воздействия оператора в команды задания направления вращения Хб„, Х „ и сигнал Х,„ задания скорости вращения дизеля. Выходы дистанционного поста

1 соединены со входами логических элементов НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и "Назад", а также с переключателем

10 задания скорости.

Логические элементы НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и "Назад" служат для блокирования команд Х „ и Х „, в случае наличия сигналов о фактическом включении противоположного направления вращения. Выходы логических элементов НЕТ 2 и 3 цепей "Вперед" и "Назад" соединены со входами логического элемента ИЛИ 5, а также входами исполнительного устройства

13 реверса.

5 Выход логического элемента ИЛИ 5 соединен со входом инвертора 8. Выход инвертора 8 соединен с пороговым реле 11, переключателем 10 задания скорости, ячейкой 16 памяти.

Датчик 12.реверса служит для выработки сигналов С „ и С „ о фактическом направлении вращения дизеля.

Выходы датчика реверса соединены с входами логического элемента ИЛИ 6, а также с запрещающими входами логических элементов НЕТ 2 и 3 цепей

"Вперед " и "Назад".

Выход логического элемента ИЛИ 6 соединен с входом переключателя 10 задания скорости.

Задатчик 9 скорости служит для выработки постоянного по величине сигнала Р,„ задания скорости вращения дизеля. Выход задатчика скорости соединен с входом переключателя

10 задания скорости.

Переключатель 10 задания скорости служит для переключения задания скорости вращения дизеля с сигнала

З0 Х,„ от дистанционного поста 1 управления на сигнал Р,„ от задатчика

9 скорости и обратно в зависимости от наличия на его входе. сигналов от логического элемента ИЛИ 6 и от ин35 вертора 8, Выход переключателя 10 задания скорости соединен с входом исполнительного устройства изменения скорости вращения дизеля 14, а также — с

40 входом реле 17 времени.

1382794 са °

Система работает следующим о6разом.

Для реверсирования, например, с полного переднего хода оператор перемещает рукоятку (не показана) дистанционного поста 1 управления в положение заднего хода. С выхода дистанционного поста 1 управления исчезает команда Х „ и появляется

Х ц,, которая поступает в логический элемент НЕТ 3, но блокирована в нем сигналом С „ от датчика 12 реверса.

В результате на выходе элемента

ИЛИ 5 нет сигнала, что приводит к появлению на выходе инвертора 8 сигнала Y, о необходимости переключения реверсивной передачи (РП) в положение Нейтраль".

Сигнал Yс, приводит переключатель 40

10 задания. скорости в положение, когда к исполнительному устройству изменения скорости вращения дизеля

14 проходит постоянное задание скорости Рск от задатчика 9 скорости (Уск = Рск) е

В результате быстрого снижения задания скорости, так как реверсирование выполняется с полного хода, регулятор скорости дизеля (не показан) переводит рейку топливных насосов (PTH) в положение нулевой подачи топлива, конечный выключатель 15 вырабатывает сигнал об этом и посылает его на вход ячейки 16 памяти, уже получившей питание с выхода инвертора 8 и на запрещающий вход логического элемента НЕТ 4, второй

Выход реле 17 времени соединен с входом порогового реле 11, Выход порогового реле 11 соединен с входом логического элемента ИЛИ 7.

Конечный выключатель 15 служит для выработки сигнала о достижении рейкой топливных насосов дизеля положения нулевой подачи топлива, Выход конечного выключателя 15 соединен с входом ячейки 16 памяти, а также — запрещающим входом логического элемента НЕТ 4.

Выход ячейки 16 памяти соединен с вторым входом логического элемен- 5 та НЕТ 4.

Выход логического элемента НЕТ 4 соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ 7. Выход логического элемента ИЛИ 7 соединен с входом исполнительного устройства 13 ревервход которого получает сигнал с выхода ячейки 16 памяти, после его запоминания ею.

После того, как скорость вращения дизеля достигает величины, соответствующей уровню сигнала Р,„, регулятор скорости дизеля выводит PTH из положения нулевой подачи топлива, исчезает сигнал от конечного выключателя 15 и логический элемент HET 4 вырабатывает сигнал У,„, который поступает через элемент ИЛИ 7 к исполнительному устройству 13 реверса, которое устанавливает РП в положение "Нейтраль". После установки РП в положение "Нейтраль исчезает сигнал С 8„ от датчика 12 реверса, на выходе логического элемента НЕТ 3 цепи Назад" появляется сигнал У „ который, поступив к исполнительному устройству 13 реверса, устанавливает РП в положение "Назад . Одновременно сигнал Y щ,, пройдя через логический элемент ИЛИ 5, и поступив на вход инвертора 8, вызывает исчезновение сигнала Y, с выхода инвертора 8. Исчезновение сигнала Y „, снимает с ячейки 16 памяти запоминание ранее имевшегося сигнала от конечного выключателя 15. После установки РП в положение "Назад" на выходе датчика 12 реверса появляет сигнал С „, который проходит через логический элемент ИЛИ 6 и поступает к переключателю 10 задания скорости, который разрешает прихождение сигнала задания скорости вращения Х,, от дистанционного поста 1 управления к исполнительному устройству изменения скорости вращения дизеля 14. Реверсирование выполнено.

В случае, если по условиям реверсирования PTH не будет установлена в положение нулевой подачи топлива, т„е. сигнал У „ не будет сформирован конечным выключателем 15, например, при реверсировании или маневрах типа "Стоп винт" с малых ходов положение РП "Нейтраль устанавливается по сигналу У,, сформированному пороговым реле 11 получающим питание с выхода инвертора 8 и на вход которого задание скорости

Y,„ : îïàäàåò с задержкой, через реле 17 времени. Уровень срабатывания порогового реле и величина временной задержки выбираются с учетом того, чтобы при реверсах с полных хо5 138 дов сигнал Y попадал к логическому элементу ИЛИ 7 раньше, чем сигоЗ

Возможна реализация предлагаемой системы на других элементах автоматики, например электрических, комбинированных и др.

2794

Система автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей, содершащая дистанционный пост управления, два логических элемента НЕТ цепей "Вперед" и "Назад", первый и второй логические элементы ИЛИ, инвертор, задатчик скорости, переключатель задания скорости, пороговое реле, датчик реверса, исполнительное устроиство реверса и исполнительное устройство изменения скорости вращения дизеля, причем выходы дистанционного поста управления соединены с входами двух логических элементов

НЕТ цепей "Вперед" и "Назад" и с переключателем задания скорости, выходы двух логических элементов НЕТ цепей "Вперед" и "Назад" соединены с входами первого логического элемента ИЛИ и с входами исполнительного устройства реверса, выход первого логического элемента ИЛИ соединен с входом инвертора, выход последнего соединен с пороговым реле

Составитель Е.Игнатьев

Редактор Г.Волкова Техред И.дидык Корректор Г.Решетник

Заказ 1258/20

Тирах 396 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 и переключателем задания скорости, выходы датчика реверса соединены с входами второго логического элемента ИЛИ и с запрещающими входами двух логических элементов НЕТ цепей

"Вперед" и "Назад", выход второго логического элемента ИЛИ соединен с переключателем задания скорости, Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я 1п выход этого переключателя соединен с исполнительным устройством изменения скорости вращения дизеля, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она дополнительно снабжена конечным вы- . ключателем, ячейкой памяти, третьим лсгическим элементом НЕТ, реле времени и третьим логическим элементом

ИЛИ, при этом выход конечного выключателя соединен со входом ячейки памяти и с запрещающим входом третьего логического элемента НЕТ, вход ячейки памяти соединен с выходом инвертора, выход ячейки памяти соединен с вторым входом третьего логического элемента НЕТ, выход третьего логического элемента НЕТ соединен с первым входом третьего логического элемента ИЛИ, второй вход которого соединен c выходом порогового репе, выход третьего логического элемента ИЛИ соединен с исполнительньи устройством реверса, вход реле времени соединен с выходом переключателя задания скорости, а выход— с входом порогового реле.

Система автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей Система автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей Система автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей Система автоматизированного управления судовым нереверсивным дизелем и его реверсивной передачей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судовой энергетике и касается автоматической регистрации команд на изменение режима работы главного судового двигателя , времени их подачи и регистрации фактических оборотов двигателя

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам автоматизированного управления судовыми нереверсивными дизелями и их реверсивными передачами (РП)
Наверх