Способ смазывания пар трения пластичной смазкой и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах граничного и полусухого трения при смазывании пластичной смазкой. Цель изобретения - повышение эффективности процесса смазывания и расширение эксплуатационных возможностей. Подача смазки в область трения между подвижным элементом 1 и неподвижным элементом 2, закрепленным в корпусе 3, осуществляется из камеры 4, заполненной смазкой 5, через каналы 6. Генерирование бегущей волны микродеформации осуществляют при включении генераторов 8, выполненных в виде вставок из магнитострикционного или пьезокерамического материала. Волна микродеформации возбуждается на гибкой диафрагме, выполненной в виде участка 9 неподвижного элемента. Эта волна способствует подаче смазки из камеры в каналы. Возможно выполнение камеры на подвижном элементе, корпусе или одновременно в обоих указанных элементах. Возможно образование нескольких камер в окружном направлении, при этом разность между шагом размещения камер и их размером в окружном направлении не превышает половины протяженности зоны контакта в упомянутом направлении. Камеры могут быть образованы в корпусе, одном из элементов или одновременно в корпусе и элементе. 2 с. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

СО(ОЭ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 20 А1 (51)4 G 01 М 13 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕРЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4210664/25-27 (22) 16.03.87 (46) 07.09.89. Бюл. У 33 (72) С,Н.Соловьев, С.Г.Бирюков, В.А.Моэолюк, В.П.Шеремет и В.В.Мащенко (53) 621.822.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)1 1008564, кл. F 16 N 7/00, 1983. (54) СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ПАР ТРЕНИЯ

ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах граничноrc и полусухого трения при смазывании пластичной смазкой, Цель изобретения — повышение эффективности пвоцесса смазывания и расширение эксплуатационных воэможностей, Подача смазки в область трения между подвижным элементом 1 и неподвижным элементом 2, закрепленным в корпусе 3, осуществляется иэ камеры 4, заполнен2 ной смазкой 5, через каналы 6. Генерирование бегущей волны микродеформации осуществляют при включении генераторов 8, выполненных в виде вставок из магнитострикционного или пьезокерамического материала. Волна микродеформации возбуждается на гибкой диафрагме, выполненной в виде участка 9 неподвижного элемента. Эта волна способствует подаче смазки из камеры в каналы. Возможно выполнение камеры на подвижном элементе, корпусе или одновременно в обоих укаэанных элементах, Возможно образование нескольких камер в окружном направлении, при этом разность между шагом размещения камер и их размером в окружном направлении не превышает половины протяженности зоны контакта в упомянутом направлении. Камеры могут быть образо- .С ваню в корпусе, одном из элементов или одновременно в корпусе и элементе, 2 с ° и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

3 1506320

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах грапичного и полусухого трения при сма5 зывании пластичной смазкой.

Цель изобретения — повышение эффективности процесса смазывания и расширение эксплуатационных возможностей ° 10

Eia фиг. 1 3 показано устройство для осуществления предлагаемого способа смазывания, варианты; на фиг,4 и 5 — то же, применительно к подшипнику скольжения, варианты; на фиг.6- 15 то же, для подшипника качения; на фиг. 7 — то же, для подшипника скольжения с постоянной зоной контакта относительно вала, Пара трения (фиг. 1-3) состоит из 20 подвижного элемента 1 и неподвижного элемента 2, установленного в корпусе

3. В элементе 2 или корпусе 3 или одновременно в элементе и корпусе выполнена камера 4. Пластичная смазка

5 расположена в камере, которая с помощью каналов 6 сообщена с зоной

7 трения. В элементе 2 установлены генераторы 8 бегущей волны микродеформации (например, в виде вставок из магнитострикционного или пьезокерамического материала).

Применительно к подшипникам же.шя устройство для осуществления предлагаемого способа смазывания (фиг, 4 и 5) включает вал 1 и под/ шипниковую втулку 2, установленную и корпусе 3. Камера 4 для пластичной смазки 5 может быть выполнена либо в толстостенной подшппниковой втулке 40

2 (фиг. 4), либо в корпус< 3, если подшипнпковом узле установлен тон/I кос/енный подшипниковый вкладыш 2 (фпг. 5) . Камера 4 с помощью каналов

6 сообщена с зоной 7 трении. 45

Применительно к подшипникам качения устройство для осуществления предлагаемого способа смазывания

/ (фиг. 6) включает вал 1, наружную

/// обойму 2, установленную в корпусе 3, 50 тела качения и внутреннюю обойму.

В наружной обойме 2" выполнена камера 4 для пластичной смазки 5, которая с помощью каналов 6 сообщена с зоной 7 трения, 55

Применительно к подшипнику скольжения (фиг, 7) устройство содержит

/ вал 1, втулку 2 подшипника скольжения, установленную в корпусе 3, в

4 котором выполнен ряд камер 4 (на фиг. 7 показано три камеры), которые ограничены в окружном направлении и расположены на равном расстоянии одна от другой. Камера 4, в которой размещена смазка 5, каналами 6 сообщена с зоной 7 третия.

Процесс смазывания пар трения пластичной смазкой происходит следующим образом, Пластичную смазку 5 помещают в камеру 4 до выхода ее иэ каналов 6 на поверхность 7 трения (фиг. 1-5), При работе пары трения часть смазки

5 из каналов 6 захватывается подвижным элементом 1 за счет сил вязкостного сцепления с ним и поступает в зону трения, где участвует в процессе фрикционног// взаимодействия. Принудительная подача микрообъемов смазки из камеры 4 в каналы 6 осуществляется приложением к ней бегущей волны микродеформа.rêè, генерируе— мой на гибкой диафрагме, выполненной в виде участка 9 (фиг. 1-6) элемента 2, ограниченной с одной стороны камерой 4, а с другой — зоной 7 трения. Генерирование бегущей волны мик",,одеформации ос ществ IRK/T при вклю// чии генераторов 8, причем направ ние волны совпадает с направлением мещен;./я элемента 1. Поступление

; азк:t R к-валы 6 обусловле/.-о тем, .;о камера 4 о/раничена в направлении перемещения трущихся элементов, за счет чего и создается определенный подпор смазки, Процесс перемещения микрообъемов смазки по участку 9 под воздействием бегущей волны микродеформации в ней сходен с движением деталей по вибрационным загрузочным устройствам. Указанным образом процесс смазывания протекает до истощения запаса пластичной смазки 5 в камере 4.

Кроме этого, в качестве генератора бегущей волны микродеформации может быть использован процесс фрикционного взаимодействия трущихся элементов, что существенно упрощает осуществление предлагаемого способа. В парах трения скольжения источниками генерирования бегущих волн микродеформации служат: дискретный характер контактирования взаимодействующих поверхностей, наличие динамической составляющей в нагружающем усилии и влияние дефектов формы (волнистость, Применение способа и устройств позволяет повысить эффективность процесса смазывания и,использования пластичной смазки, сократить количе<.тво смазки и расширить эксплуатационные возможности.

30

Фо рмула из об ре т ния

Спс сь смазывания пар трения .ластичной смазкой, при котором смазку помещают в камеру, сообщающуюся с зоной трения, и принудительно подают ее в зону трения бегущей волной деформации, прикладываемой к смазке, отличающийся тем, что, 40 с целью повьппения эффективности процесса смазывания, бегущую волну микродеформации генерируют на участке элемента пары трения, ограниченном с

5 1506320 овальность, огранка), а в опорах качения к ним добавляется периодичность контактирования тел качения под нагрузкой, 5

При работе подшипника с неподвижным валом 1 (фиг. 7), постоянным на-

1 правлением нагружающего усилия и вращ .ющ"йся втулкой 2 эона 7 контакта

)c..тоянна относительно вала 1 и под(.и..:.1 относительно втулки 2, 1<амеры 4 выполнены со следующими геометрическими соотношениями. (g„-g ) Ц „ где (., — угловая длина полости в окружном направлении, (. — угловой шаг . 15 расположения полостей в окружном направлении; 2, — угол контакта ° При вращении втулки 2 в зоне 7 контакта постоянно находится часть (или полностью) одной из кам .р 4 с пластичной 20 смазкой ч отсутствуют перерывы в поступлении пластичной смазки в зону трения, одной стороны зоной трений, а с другой — упомянутой камерой.

2. Устройство для смазывания пар трения пластичной смазкой, содержащее смазываемьiA узел, включающий корпус и смазываемые элементы, камеру пластичной смазки и гибкую диафрагму,отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, камера образована в смазываемом узле, причем камера сообщена каналами с рабочими поверхностями смазываемых элементов H ограничена в направлении их перемещения, а гибкая диафрагма выполнена в виде участка смазываемого элемента, ограниченного с одной стороны камерой, а с другой — упомянутыми рабочими поверхностями, 3. Устройство по п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения эффективности процесса смазывания подшипниковых узлов с зоной контакта, постоянной относительно одного из смазываемых элементов, выполнен ряд камер, ограниченных в окружном направлении, при этом разность между пгагом размещения камер и их размером в окружном направлении не

i превышает половины протяженности эоны контакта в упомянутом направлении.

4. Устройство по пп. 2 и 3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, камера смазки образована в корпусе.

5. Устройство по пц. 2 и 3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что камера смазки образована по меньшей мере в одном из смазываемых элементов.

6. Устройство по пп. 2 и 3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что камера смазки образована корпусом и по меньшей мере одним из смазываемьм элементов.

7

Фиа Я

1 б

Фиг,7

Составитель В. Абашев

Редактор И.Горная Техред А.Кравнук Корректор f,Ìàëåö

Заказ 5421/44 Тираж 789 Подписное

ВНИ.ПП1 Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ смазывания пар трения пластичной смазкой и устройство для его осуществления Способ смазывания пар трения пластичной смазкой и устройство для его осуществления Способ смазывания пар трения пластичной смазкой и устройство для его осуществления Способ смазывания пар трения пластичной смазкой и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для сортировки подшипников качения по моменту сопротивления вращению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при оценке качества прецизионных подшипников качения по моменту трения, например, при входном контроле

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания подшипников качения

Изобретение относится к области испытаний на износ неподвижных соединений вал-внутреннее кольцо подшипника качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при экспериментальных исследованиях гибких подшипников волновых передач

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения работоспособности подшипников электрических машин

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения моментов сопротивления вращению вала специальных изделий ,в частности, токосъемников

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к испытаниям подшипников скольжения в гидрогазоабразивной среде

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для исследования подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к контрольно-измерительной технике, и может быть использовано для контроля режимов работы торцовых уплотнений и подшипников скольжения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх