Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатой коробкой передач, переключаемой без разрыва потока мощности в трансмиссии. Целью изобретения является повышение эффективности управления. Устройство содержит гидроцилиндры 1,2 фрикционных низшей и повышенной передач, связанные с гидрораспределителями 4,6. Золотники 15,16 гидрораспределителей 4,6 подпружинены, снабжены проточками 17,18, каналами 19,20,22,23 и кинематически связаны посредством штоков 30,32 с рычагом 33 переключения передач, снабженным кулачком 34. При переключении передач давление рабочей жидкости в полости 21, а следовательно, и усилия сжатия фрикционных элементов включаемой муфты возрастают по мере сжатия пружин 26,28, чем обеспечивается следящее включение передач. Кроме того, форма кулачка 34 подобрана так, что обеспечивается перекрытие включения передач. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 В 60 и 20/1!1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H Д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ кжеам зА йТ1Я- TkkellIE. =.»Д 1О ГЕ1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

t (21) i>380777Л5-11 (22) 22. 02. 88 (ч6) 15.11,89. Бюл. 1." 4 2 (75) В. С. Красовских (53) 629,113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 79790, кл. В 60 К 17/10, 1981, (5 t) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФРИК

ЦИОННЫИИ ЭЛЕМЕНТАМИ ГИДРОПОДЖИМНЫХ

МУФТ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОЙ М JHHbi (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатой коробкой передач, переключаемой без разрыва потока моцности в трансмиссии. Целью изобретения является повышение эффективности управления.

„„SU„„1521619 А 1

Устройство содержит гидроцилиндры 1, 2 фрикционных низшей и повышенной передач, связанные с гидрораспределителями il, 6. Золотники 15, 16 гидрораспределителей 1t, 6 подпружинены, снабжены проточками 17, 18, каналами

19, 20, 22, 23 и кинематически связаны посредством штоков 30, 32 с рычагом 33 переключения передач, снабженным кулачком 34. При переключении передач давление рабочей жидкости в полости 21, а следовательно, и усилия сжатия Фрикционных элементов включаемой муфты возрастаю-.. по мере сжатия пружин 26, 28, чем обеспечивается следяцее включение передач. Кроме того, Форма кулачка 34 подобрана так, что обеспечивается перекрытие включения передач. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

1521619

Изобретение относится и транспортному машиностроению, в частности к устройствам длл управленил фрикционными элементами гидропод>)<имных муфт

5 ступенчатой коробки передач, переключаемой без разрыва потока моцности в трансмиссии.

Целью изобретенил явллетсл повышение эффективности управления путем обеспечения следлцего включенил передач °

На фиг. 1 представлено устройство для управленил фрикционными элементами в исходном положении рычага управления и гидроцилиндров фрикционных муфт коробки передач; на фиг. 2 то же, в положении начала включения фрикционной муфты низшей передачи при включенной фрикционной муфте повышен- 20 ной передачи, соответствующей моменту начала троганил с места транспортной машинь); на фиг. 3 - то же, при частично включенных фрикционных муфтах одновременно низшей и повышенной передач; на фиг. 4 — то же, при выключенной фрикционной муфте низшей передачи и полностью включенной фрикционной муфте повышенной передачи.

Устройство состоит из гидроцилиндров 1 и 2 фрикционных муфт соответст" венно низшей и повышенной передач.

Гидроцилиндр 1 соединен маслопроводом 3 с гидрораспределителем 4 низшей передачи, а гидроцилиндр 2 — маслопроводом 5 с гидрораспределителем 6 повышенной передачи транспортной машины. Гидрораспределители 4 и 6 выполнены в виде цилиндров, на внутренних стенках которых проточены кольцевые канавки соответственно 7, 8 и

9, 10. Кольцевал канавка 7 гидрораспределителя 4 соединена маслопроводом 11 с кольцевой канавкой 9 гидрораспределителл б, канавка 8 соединена с канавкой 10 маслопроводом 12, Кольцевая канавка 7 подключена маслопроводом 13 к масллному насосу (не показан), а кольцевал канавка 10 поцсоединена маслопроводом 1<> и сливной магистрали (не показана). 50

Золотник 15 гидрораспределителя

4 и золотник 16 гидрораспределитепл б выполнены одинаковыми и каждый имеет на своей наружной поверхности по кольцевой канавке 17 и 18 соответст- 55 венно. Кольцевая канавка 17 золотника

15 через радиаг>ьнь>й канал 19 и осевой 20 сообцаетсл с полостью 21 ° Кольцевал канавка 18 золотника 16 сообщаетсл радиальным 22 и осевым 23 к.-. нзлами с полостью 24 гидрораспределителл 6.

Золотник 15 размецен л<е))<ду пружинами 25 и 26, а золотник 16 — между пружинами 27 и 28. При этом пружина 26 упираетсл в подвижный плунжер

29, име)оций шток 30, а пружина 28 в плунжер 31 со штоком 32. Оба штока

30 и 32 в исходном поло><ении не касаютсл рычага 33 управления и кулачка

34. фрикционные элементы муфты коробки передач выключены, Кольцевал канавка 9 гидрораспределителл 6 соединена со сливным дроссельным клапаном 35. Полости гидрораспределителей 4 и б, в которых размещены пружины 26 и 28, соединены каналами 36 и 37 со сливом через канал 12.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состолнии рычага 33 переключения передач (фиг, 1) штоки

30 и 32 подвижных плунжеров 29 и 31 соответственно находлтсл в крайнем правом поло><енин, а золотники 15 и

16 пружинами соответственно 25, 26 и 27, 28 установлены в нейтральном положении. Рабочал жидкость от насоса (не показан) поступает на слив через дроссель 35. Гидроподжимные фоикционные муфты 1 и 2 выключены.

При трогании с места рычаг 33 перемещают вверх (фиг. 2); его <улачок

34 перемецает шток 30 и сдвигает его вместе с полвижным плунжером 29 влево. Плунжер 29 при этом сжимает пружину 26, которая перелвигает золотник 15 в сторону пружины 25 и дополнительно сжимает ее. Передвижение золотника 15 приводит к совмещению кольцевых проточек 7 и 17 гидрораспределителл 4 золотника 15 соответственно, рабочал ><идкость от насоса по наг)орной магистрали 13, кольцевым проточкам 7 и 17, радиальному 19 и осевому 20 каналам поступает в полость 21, затем по маслопроводу 3 в гидроцилиндр 1 фрикционной муфты низшей передачи, Фрикционная муфта низшей передачи включается, Давление рабочей жидкости в полости 21, а следовательно, и усилия сжатия фрикционных элементов включаемой муфты возрастают до тех пор (фиг ° 2), пока будет увеличиваться

5 1521 сила сжатия пру>хины 26 или пока давление в полости 21 не сравняется с давление>л >хидкости в напорной магист« рали 13, Как только прекратится перемецение рычага 33 включения передач и шток 30 займет крайнее левое поло>хение под действием кулачка 34, нарастание давления в полости 21 прекращается, так как под действием избыточного давления рабочей жидкости в полости 21 и пру>хины 25 золотник перемецается вправо и занимает нейтральное поло>хение. Муфта 1 полностью включаетсл. Если в системе гидроцилиндр муфты 1 - маслопровод 3 наблюдаютсл.утечки рабочей жидкости или последнял используется для смазки механизмов трансмиссии, то это приводит к некоторому сни>хению давления 20 в полости 21. В этом случае золотник

1 перемещается влево и система пополняется соответствующим объемом рабочей

>хидкости, давление восстанавливается и поддерживается на заданном уровне, При просачивании рабочей жидкости через неплотности в полости гидрораспределителей, где размещены пружины

26 и 2<>, она через каналы и маслопровоцы 36, 37, 12 и 14 направляется на слив.

Выключение передач осуцествляется в обратной после«овательности, Рычаг

33 перемецаетсл вниз, кулачок 34 схоцит со штока 30, подвижный плун><ер 29 . перемецаетсл вправо, сжатие пружины

26 ослабевает, золотник 15 под действием избыточного давления рабочей жидкости, образовавшегося в полости

21, перемецается вправо, рабочая х<идкость из гидроцилиндра фрикционной 40 муфты выдавливается через маслопровод

3, полость 21, каналы 20 и 19, кольцевые проточки 17 и 18 в маслопровод

12, а затем в канал 14 на слив. Параметры пру>хин 25 и 26 подобраны так, 45 что при наличии давления в полости

21 и крайнем правом полох<ении плунжера 29 штока 30 золотник 15 занимает положение, при котором полость гидроцилиндра муфты 1 соединяется со сли вом. После слива рабочей жидкости золотник устанавливается s нейтральное положение (фиг. 1). Муфта 1 выключается, При переключении передач с низшей 55 на высшую (фиг. 3) без разрыва потока мощности от двигателя до ведущих колес (движителя) рычаг 33 перемецает619

6 ся так, что скосы кулачка 34 занимают относительно штоков 30 и 32 такое положение, при котором с>хатие пружины 26 уменьшается, а пружины 28 возрастает. Это вызывает соответственное снижение давления рабочей жидкости в гидроцилиндре муфты 1 и увеличение в гидроцилиндре муфты 2. Когда ><е кулачок 34 займет полох<ение, показанное на фиг. 4, тс муфта 1 пониженной передачи полностью выключается, а муфта 2 включается. При переходе с высшей передачи на низшую пооцесс переключения аналогичен.

Степень включения или выключения фрикционных муфт определяется местом расположения профиля кулачка рычага переключения передач на штоках подвижных плунжеров гидрораспределителей (обеспечивается следящая система управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт коробки передач).

Темп включения гидроподвих<ных фрикционных муфт коробки передач при разгоне транспортной машины и переключе" нии передач определяется скоростью перемещения рычага 33.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач .транспортной машины, содержацее гидропод>химные фрикционные элементы муфты включения передач, связанные через распределители с источником давления рабочей жидкости, рычаг переключения передач, кинематически cBRзанный с распределителями, гидродроссели, гидробак, о т л и ч а ю ц е е с я тем, что, с целью повышения эффективности управления путем обеспечения следящего включения передач, упомянутые распределители выполнены следяцими и снабжены штоками управления, рычаг переключения передач снабжен кулачком, размещенным с возможностью последовательного и одновременного взаимодействия с упомянутыми штоками управления.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что ка>хдый из распрелелителей состоит из корпуса с двумя внутренними кольцевыми канавками, при этом первые одноименные канавки последовательно соединены меж1г)165сЗ

Г 7 г Ч- " (77

56К

c3g, а,, pe

7У с ду собо!1 с исто

pblQ Одноиме!4нче I<;=II4а!Зки со< динен -л ме)!<ду со6

t.ф) "! y В 7 корпусом и первым торцом золсп .!ик.-. и соединенную с гилроподжимными фри<:ционными элементами,подни5«ного плунжера о штоко!! управления. двух поужин, установленных 11ежду первым торцом золотника и корпусом и между B.fopb!è

l G p I. j o f 1 3 Ох! От н 11 к а и и л у н !хе р О < 1 . Г

1521619

Составитель А.Барыков

Техред Л.Сердюкова Корректор Т.Малец

Редактор Л. Веселовская

Заказ 6792/17 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 8-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к механизмам переключения коробок передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для переключения передач в синхронизированных коробках переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автотракторостроению, и может быть использовано для дистанционного управления коробками передач автомобилей, тракторов, дорожно-строительных машин

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам управления их коробками передач и механизмам переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизмах управления ступенчатыми коробками передач автомобилей, тракторов и подобных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизмах управления ступенчатыми коробками передач автомобилей, тракторов и подобных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах управления коробками передач различных устройств

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх