Мостовой переход на вечной мерзлоте

 

Изобретение относится к возведению искусственных сооружений, в частности мостов в районах с распространением вечномерзлых грунтов. Целью данного изобретения является снижение материалоемкости опор и трудоемкости их возведения. Мостовой переход на вечной мерзлоте включает подходные части 1 насыпи с основной площадкой, боковыми и реечными откосами береговые опоры 2 и установленные на них пролетные строения 3. Внешние поверхности подходных частей насыпи в пределах основной площадки боковых и реечных откосов снабжены теплоизоляционным покрытием 4. Береговые опоры 2 выполнены в виде ориентированных вдоль оси моста заделанных в тело подходной части 1 насыпи продольных балок 5 и поперечных опорных балок 6, 7. В продольном профиле мостового перехода поперечные опорные балки 6, 7 отстоят от теплоизоляционного покрытия 4 в зоне их расположения на расстоянии a = h m(ta/th)2, где ta - требуемая температура грунта насыпи в зоне расположения поперечных опорных балок; th - температура грунта на глубине h нулевых амплитуд изменения температуры; m - поправочный коэффициент, принимаемый в диапазоне 0,75 - 1,25. 2 ил.

Изобретение относится к возведению искусственных сооружений, в частности мостов в районах с распространением вечномерзлых грунтов. Целью изобретения является снижение материалоемкости опор и трудоемкости их возведения. На фиг. 1 изображен фрагмент фасада и мостового перехода на вечной мерзлоте; на фиг.2 то же, вид сверху. Мостовой переход на вечной мерзлоте включает подходные части 1 насыпи с основной площадкой, боковыми и речными откосами (на чертеже не показаны), береговые опоры 2 и установленные на них пролетные строения 3. Внешние поверхности подходных частей насыпи в пределах основной площадки боковых и речных откосов снабжены теплоизоляционным покрытием 4. Береговые опоры 2 выполнены в виде ориентированных вдоль оси моста заделанных в тело подходной части 1 насыпи продольных балок 5 и поперечных опорных балок 6, 7. В продольном профиле мостового перехода поперечные опорные балки 6, 7 отстоят от теплоизоляционного покрытия 4 в зоне их расположения на расстоянии a hm где tа требуемая температура грунта насыпи в зоне расположения поперечных опорных балок; th температура грунта на глубине h нулевых амплитуд изменения температуры; m поправочный коэффициент, принимаемый в диапазоне 0,75-1,25, при этом поперечные балки 6, 7 отстоят от теплоизоляционного покрытия 4 на боковых откосах в уровне этих балок на расстоянии, равном расстоянию от удаленной от речного откоса поперечной балки 7 до конца теплоизоляционного 4 покрытия и равной 2 ma. Кроме береговых опор мост может содержать и промежуточные опоры (на чертежах не показаны) обычной конструкции. Со стороны русла 8 водотока подходная часть 1 насыпи может заканчиваться либо конусом 9, либо подпорной стенкой 10, устойчивость которой может быть обеспечена ее прикреплением к торцам продольных балок 5. Пролетное строение 3 оперто либо непосредственно на продольные балки 5, либо на насадку 11. Мостовой переход на вечной мерзлоте работает следующим образом. Продольные балки 5, уложенные непосредственно на спланированную естественную поверхность 12, одной своей частью заделаны в мерзлоту (верхняя поверхность мерзлоты в конце теплового периода года показана позицией 13), а на другую оперто пролетное строение 3. Продольная балка 5, находящаяся в мерзлоте, работает как консоль с вылетом консоли, равным расстоянию от точки опирания пролетного строения до места, где грунт находится в твердомерзлом состоянии. Анализ температурного режима грунта в зоне мостового перехода показывает, что в процессе эксплуатации мерзлота заходит в тело насыпи в соответствии с уровнем поверхности (нулевой изотермой), т.е. непосредственно в зоне расположения опирания пролетного строения идет растепление грунтов основания. В некотором удалении от русла (см. фиг.1) верхняя граница мерзлоты резко поднимается и заходит в тело насыпи. Описанная конструкция позволяет использовать эти особенности температурного режима в зоне мостового перехода, т.е. вынести передачу давления на грунт в зону, где грунты имеют более низкую температуру. Если температура грунтов в теле подходной насыпи недостаточно низкая, то могут быть приняты дополнительные меры по охлаждению: сделано уширение основной площадки насыпи, поставлены жидкостные охлаждающие установки (на чертеже не показано) и т.п. Передача нагрузок на грунт может быть более удачной (ликвидирован изгибающий момент), если пролетное строение будет закреплено к балке 5 жестко.

Формула изобретения

МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ, включающий подходные части насыпи с основной площадкой, боковыми и речными откосами, береговые опоры и установленные на них пролетные строения, отличающийся тем, что, с целью снижения материалоемкости опор и трудоемкости их возведения, внешние поверхности подходных частей насыпи в пределах основной площадки боковых и речных откосов снабжены теплоизоляционным покрытием, а береговые опоры выполнены в виде ориентированных вдоль оси моста заделанных в тело подходной части насыпи продольных балок и поперечных опорных балок, причем в продольном профиле поперечные балки отстоят от теплоизоляционного покрытия в зоне их расположения на расстоянии где ta требуемая температура грунта насыпи в зоне расположения поперечных опорных балок; th температура грунта на глубине h нулевых амплитуд изменения температуры; m поправочный коэффициент, принимаемый в диапазоне 0,75 1,25, при этом поперечные балки отстоят от теплоизоляционного покрытия на боковых откосах в уровне этих балок на расстоянии, равном расстоянию от удаленной от речного откоса поперечной балки до конца теплоизоляционного покрытия и равном 2 ma.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 22.03.2005

Извещение опубликовано: 20.02.2006        БИ: 05/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении опор мостов

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при усилении железобетонных однопролетных мостов преимущественно с пролетами до 6-8 м

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при сооружении сталежелезобетонных пролетных строений мостов

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для обеспечения беспросадочного плавного примыкания насыпи подходов к пролетным строениям автодорожных, железнодорожных мостов и путепроводов

Мост // 1474200
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов на автомобильных и железных дорогах, преимущественно в случаях равной высоты насыпей подходов в начале и конце моста

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано в конструкциях устоев мостов

Мост // 1470841
Изобретение относится к мостостроению и может найти применение при возведении малых мостов при высоких насыпях подходов

Опора // 1458469
Изобретение относится к строительству, в частности к мостостроению, и может быть использовано при возведении опор мостов или гидротехнических сооружений

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при возведении пролетных строений мостов в акватории

Мост // 1435677

Изобретение относится к мостостроению, в частности, к сборно-монолитным опорам моста

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов и путепроводов на автомобильных дорогах

Изобретение относится к мостостроению, а именно к строительству мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах, которые расположены на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в мостостроении при строительстве путепроводов и мостов на автомобильных и железных дорогах

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов, путепроводов и эстакад на автомобильных дорогах, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сопряжения моста с насыпью при строительстве мостов и путепроводов на территориях, исключающих сооружение фундаментов глубокого заложения на сваях

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сооружения опор моста, в том числе на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных или железнодорожных мостов в сложных инженерно-геологических условиях, например на оползневых геомассивах
Наверх