Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане

 

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к управлению процессами холодной прокатки полос. Цель изобретения - повышение плоскостности прокатываемых полос и снижение их поперечной разнотолщинности. Распределение обжатий по пропускам, величины раствора ненагруженных валков, усилий заднего и переднего натяжений полосы, а также профилировку рабочих и опорных валков вычисляют с помощью математической модели из условия получения минимальной неравномерности эпюры удельных натяжений полосы на выходе из клети в последнем пропуске и минимальной ее поперечной разнотолщинности. Используемая математическая модель процесса прокатки позволяет вычислять распределения удельных натяжений полосы на входе в клеть и на выходе из нее с учетом неравномерности параметров очага деформации по ширине полосы. Распределения удельных натяжений вычисляют из условия равномерности по ширине полосы скоростей входа металла в зону деформации и выхода из нее при совпадении в плоскости осей валков профиля полосы с профилем межвалкового зазора. При вычислении профиля прокатываемой полосы учитывают упругое восстановление полосы при выходе из валков. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ QOBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (5)} 5 В 21 В 37/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1----- -"-."- " 2 (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОСЫ НА РЕВЕРСИВНОМ СТАНЕ (57) Изобретение относится к прокатному производству, а именно к управлению процессами холодной прокатки полос. Цель изобретения — повышение плоскостности прокатываемых полос и снижение их поперечной разнотолщинИзобретение относится к прокатному производству, а именно к управлению процессами холодной прокатки полос на реверсивном стане.

Цель изобретения — повышение плоскостности прокатываемых полос и снижение их йоперечной разнотолщинности.

На фиг. 1 представлена структур1 ,ная схема модели процесса реверсивной холодной прокатки," на фиг. 2 структурная схема модели одного пропуска; на фиг. 3 — схема очага деформации одной полоски.

Способ реализуют следующим образом.

До начала процесса прокатки измеряют профиль и ширину поступающей в стан полосы, задают толщину гото(21) 4487093/23-02 (22) 27.09.88 (46) 07.07.90. Бюл, ¹ 25 (71) Научно-производственное объединение "Черметавтоматика" (72) Н.П.Бычков, В.Л.Зисельман, Е.В.Муханов, Ю.И.Передерий и С.Г.Саруль (53) 621.771.23(088.8) (56) Целиков А.И. и др. Теория прокатки. — М.: Металлургия, 1970.

Софронов E.Н.Уточненная методика расчета валков станов кварто. — Вестник машиностроения, 1975, ¹ 5. р . р /

Voith M., Dernei L. Szamitogeppel

I ° /

optimizalt hideghengerlesi technologiak. — Miskolc, NME Kozlemhnyei, 1981, v 26, ¹ 3-4, р. 223-247. ности. Распределение обжатий по пропускам, величины раствора ненагруженных валков, усилий заднего и переднего натяжений полосы, а также профилировку рабочих и опорных валков вычисляют с помощью математической модели из условия получения минимальной неравномерности эпюры удельных натяжений полосы на выходе из клети в последнем пропуске и минимальной ее поперечной разнотолщинности. Используемая математическая модель процесса прокатки позволяет вычислять распределения удельных натяже-. ний полосы на входе в клеть и на выходе из нее с учетом неравномерности параметров очага деформации по ширине полосы. Распределения удельных натяжений вычисляют из условия равномерности по ширине полосы скоростей входа металла в зону деформации и выхода из нее при совпадении в плоскости осей валков профиля полосы с профилем межвалкового зазора. При вычислении профиля прокатываемой полосы учитывают упругое восстановление полосы при выходе из валков. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

3 1576216 вой полосы, параметры, характеризующие начальное сопротивление металла деформации, его изменение в функции обжатия, коэффициенты трения в пропусках, профиль валков, их размеры и ма"су с подушками и жесткость клети.

Распределение обжатий по пропускам удобно задавать, пользуясь выражением

js

Н = С8 + D (1)

8 где Н вЂ” толщина полосы после j-ro

3 пропуска,"

> =1,2„,. ...,k — номер пропуска;

В,С,D — коэффициенты, Задавая значение коэффициента В и имея в виду, что при 1 = О Н = Но, 20 а при j = k Н = Н}„где Но и Н},— толщина полосы до и после прокатки соответственно, коэффициенты С и D находят из уравнений с Н=C+D о

Н„= СЕ" + П.

25 (2) Рассчитанный на модели j-ro пропуска профиль прокатываемой полосы используется для расчета (j+1)-ro пропуска.

Задаваемое первоначально в каждом пропуске значение скорости вращения рабочих валков корректируют посМодель процесса многопроходной прокатки представлена структурной схемой на фиг. 1, где В „ — ширина по- 30 лесы, (А} — массив параметров, характеризующих размеры, свойства материала валков, массу валков с подушками, жесткость клети; 2К; — распределение сопротивления металла деформации по ширине полосы; К." ; ,ь Р .

R — радиус рабочих и опорных опт .

1)1 валков с учетом их профилей; р;}— распределение коэффициента трения по ширине полосы; Ь; — профиль подката; (Ь,} — профиль прокатываемой полосы; ((j .},(6а., } — распределения задних и передних удельных натяжений; i = 1, 2, ..., п — номер полоски по ширине полосы; Йо — раствор ненагруженных валков; Я вЂ” скорость вращения рабочих валков; Т

Тд, Р,, М„„, Ч„ - соответственно усилия заднего и переднего натяжений полосы, усилие, момент и скорость прокатки, j = t, 2, ..., k.

50 ле вычисления момента прокатки с учетом ограничения по мощности привода °

В основе модели одного пропуска лежат следующие предпосылки.

Прокатываемую полосу разбивают по ширине на конечное число полосок, в каждой из которых деформацию считают плоской. В очаге деформации каждой из полосок выделяют зоны упругого сжатия 1, полосы при ее входе в валки, пластической деформации 1„„ и упругого восстановления 51и, полосы при ее выходе из валков. Ьчаг деформации полоски характеризуется эпюрой нормальных контактных напряжений, представленной на фиг. 3. В зоне пластической деформации полоски соблюдается постоянство секундных объемов металла, а в зонах упругого сжатия и восстановления полосы остаются неизменными скорости движения металла, равные соответственно скоростям движения полосы до и после клети. Таким образом, условие равенства секундных объемов металла на входе в клеть и на выходе из нее не соблюдается и профиль выходящей из валков полосы не подобен геометрически профилю поступающей в валки полосы, что позволяет добиваться снижения поперечной разнотолщинности прокатываемой голосы при сохранении ее плоскостности.

Удельные натяжения в полосках выступают в роли естественных регуляторов, стремящихся, действуя через очаг деформации, выровнять по ширине полосы, скорости входа металла в очаг деформации и выхода из него при условии совпадения в плоскости осей валков профиля межвалковой щели под нагрузкой с профилем прокатываемой полосы. Условие равенства по ширине полосы скоростей входа металла вытекает из предпосылки об отсутствии сдвиговых эффектов в полосе вне очага деформации (условие сплошности материала полосы), условие равенства скоростей выхода соответствует получению полосы под натяжением без отклонений от плоской формы (условие плоскостности полосы), Условие совпадения профилей межвалковой щели и полосы в плоскости осей валков назовем условием совместности деформаций валков и полосы.

Таким образом, в соответствии с предлагаемой моделью, формирование

157б21б удельных натяжений полосы во всех сечениях по ее ширине подчинено образованию таких величин отставаний, опережений и давлений металла на валки, которые обеспечивают одновременное выполнение условий сплошности, плоскостности и совместности деформаций.

Откликом системы клеть — полоса на всю совокупность управляющих и возмущающих воздействий являются контролируемые в процессе прокатки усилие и момент прокатки, толщина и профиль прокатываемой полосы, а также распределение удельных натяжений полосы на входе в клеть и на выходе из нее.

В представляенной на фиг. 2 структурной схеме модели пропуска приняЬю, е h, р,, °, и р щина ненаклепанной полосы; h((,), Ь, р, ..., Ь и (,) — толщина поступающеи в клеть поло сы; Ь „, ..., Ь,, hä — толщина полосы на выходе из пластической зоны;

h, ..., h „ — толщина выходящей из валков полосы с учетом упругого восстановления, 2K), ..., 2К;, 2К вЂ” изменение сопротивления металла деформации в функции обжатия; И, °, 0;„, ..., (И вЂ” значения коэффициента трения; 6,", е ° е) " Е QJ )1U1, 1 ) бр(1 9 е ее) (7р,„, ...,Gр„,(Q ) — исходные и текущие значения задйи и передних удельных натяжений полосы; V

V<>, 70) — скорост выхода металла, 3 d„,..., 3 d „,..., 3 d „, — прогиб образующей рабочего валка в различных сечениях по ширине очага деформации„ ш, ..., m;, ..., m „ Р

P,, ..., Рп — величины момента и давления. прокатки, приходящиеся на одну полоску, Ь вЂ” ширина полоски.

Модель пропуска полоски служит для расчета давления металла на валки, момента прокатки, приходящихся на одну полоску очага деформации и скорости выхода металла (так как в модели принято геометрическое подобие профилей полосы в пластической зоне, в вычислении скорости входа нет необходимости, поскольку равенству по ширине полосы скоростей выхода соответствует равенство скоростей входа металла).

Модель пропуска полоски включает в себя дифференциальное уравнение контактных напряжений и уравнение для вычисления радиуса кривизны деформированной дуги контакта л ч dhx

d (р — 2K ) = (2K + — --) - — (3)

" - tgg hy

R =R (1+- --)

0 Cboth ) (4) л где р„, ь ч — нормальные и касательные контактные напряжения, изменяющиеся по дуге контакта (координата х); 2К„ = 1,15 G, — сопротивление металла деформации при двумерном простом сжатии; ц . — предел текучести металла; P — текущая угловая коор-! дината по дуге контакта; h> = х /R +

+ h — уравнение дуги контакта при

Е ! аппроксимации ее параболой; R — радиус кривизны деформированной дуги контакта," R р — радиус рабочего валка; р — давление металла на валки;

С вЂ” константа, характеризующая упругие свойства материала валков; Ь ширина полоски; Qh = h — h„ — обжаС „. 2 тие полоски в пластической зоне деформации, h, h — толщина полоски на входе в пластическую зону и на выходе из нее.

Граничные условия для уравнения (3) задают соотношениями (5) (6) — .Ерсст, где Р » часть давления металла на валки, вызванная пластической деформацией полоски, Р .с: )

Q P приращения давления, вызванные наличием зон упругого сжатия и восстановления. р„= 2К, — Q

РЕ = 2K2 р

35 где 2К, 2К вЂ” сопротивление металла деформации до и после прокатки;

,0р — заднее и переднее

"дельные натяжения полоски.

При численном интегрировании уравнения (3) навстречу" от значения р = рд выполнение граничного

r Х=ьал условия (б) обеспечивается процедурой поиска координаты нейтрального сечения х ) при которой р I = рв.

1I х=О

Величину давления металла на валки вычисляют с учетом наличия зон упругого контакта полоски с валками:

1576216 (19) (11) (12) 35

S =х„/R (16) 5О

q(=с..о. G„„/g„„

q = (h — h", )/h (21) (22)I

Пластическую составляющую давления вычисляют по формуле

Ря) о P) (1 )(2 (8) () где 1„ =- R gh — длина дуги контакта, соответствующая пластической зоне деформации.

Приращения давления вычисляют как произведения площадей заштрихованных частей эпюры нормальных напряжений, приведенной на фиг. 3, на ширину полоски:

ЬР - Ь (0 5 ()ly. * (2К 0 )2 (9) > восст= Ь(0,5 Ы .выест (2К2 -G„)j (10)

Для вычисления приращений дли-ны дуги контакта Ь1 ж и 61 s(,cc «- gg пользуют формулы 1 .сж

) л 1 . воеет

Зависимости для вычисления величин упругого сжатия Ь hII c и упругого восстановления )))(h(полоски получены из совместного рассмотрения диаграммы напряженно-деформированно30

ro состояния и эпюры нормальных напряжений (фиг. 3): "у.сж = 1то (2К, -G )/Е > (13)

Q h .восст= ho (2К2 G> /Е (14) где h — толщина ненаклепанной поб лоски;

Š— модуль упругости материала полосы.

Для вычисления скорости выхода металла используют формулу

V = V> ° (1 + S), (15) где Ve — окружная скорость валков;

S — опережение полоски, определяемое иэ соотношения

Для вычисления момента прокатки

m, приходящегося на одну полоску, используют выражение:

3э т = Ь) xp„dx+Rx Ь (0 — Gq). (17) На участках упругого сжатия и восстановления полоски распределения контактных напряжений описывают линейными зависимостями

1 1(2,c(„— х р р,(1+ ), А 1- и(( (18) р) =р (- ) 1- (0(. восст

1 п7, + )e()ccrc

Модель клети основывается на методике расчета валков станов кварто.

По рассчитанным с использованием модели полоски значениям удельного давления металла на валки, полного усилия прокатки и заданным величинам толщины полоски на выходе из клети, профиль валков на модели клети определяют, с учетом изгиба и сплющивания рабочих и опорных валков, форму межвалковой щели под нагрузкой.

На основании рассмотренных выше условий совместности деформаций и плоскостности сформирован функционал !

Ч(" — VC0J (81 1-JISM; =ъ (— - — — — + --- —,-- ), (20)

I минимизируемый в пространстве переменных,, ()„) . Здесь V — средняя по и полоскам скорость выхода металла при некоторых первоначально задаваемых в модель значениях удельных натяжений, одинаковых для всех полосок; Fh ) — половина разности между толщиной 1-й полоски и края полосы на выходе из пластической зоны деформации.

Представленную модель процесса реверсивной холодной прокатки полосы используют в человеко-машиной процедуре принятия решений путем целенаправленного перебора в диалоне с ЭВМ большого числа возможных вариантов и выбора приемлемых по критериям минимума поперечной разнотолщинности и неравномерности эпюры удельных натяжений полосы в последнем пропуске решений.

Указанную процедуру реализуют следующим образом: а) Формируют критерии, характеризующие неравномерность распределения удельных натяжений полосы на выходе из клети в последнем пропуске и поперечную разнотолщинность готовой полосы

9 15762

Ъ где (7я„, с.к.о.(7 — среднее значение и среднеквадратичное отклонение удельных натяжений полосы на выходе иэ клети в последнем k-м пропуске; с <р 5

h „,,h „ — толщина середины и края готовой полосы. б) Формируют области допустимых значений варьируемых параметров количества пропусков k, коэффициента В (уравнение (1)), характеризующего распределение обжатий по пропускам, профиля рабочих и опорных валков fp, f „. Радиус рабочих и опорных валков с учетом профиля валков вычисляют по уравнениям:

1 — R + f (i — 1) /(1г 1) (23)

) — Rz + f (i — 1) /(1 — 1), (24)

20 где R<,,R — радиус рабочего и опорного валка в середине бочки;

1 — количество сечений, выделяемых на длине бочки 25 валка (расстояние между соседними сечениями равно ширине полоски). в) Выделяют на интервалах варьи. рования переменных k, В, f p, f я ряд 30 равномерно распределенных точек и вычисляют значения критериев q, при всех возможных сочетаниях значений параметров. Каждый такой расчет называют испытанием. Испытания нумеруют.

Ограничения, задаваемые неравенствами

0x (1

0«т „.«т „;

0 - T „1 (т„ „;

Р пр. j Р ир.до

M „р . < И др.акоп g (25) (чР, 1. учитывая путем исключения из рассмот- 45 рения тех испытаний, в которых выполняется одно из ограничений (25).

r) Результаты оставшихся испытаний сводят в таблицу, в первой строке которой помещают номера испытаний и значения критерия q в порядке воз< растания его значения, а во второй—, в порядке возрастания критерия qgЗаполнение строк продолжают до тех пор, пока в каждой из них не окажутся испытания, давшие лучшие (наименьшие) значения. критериев q1 и q R

Части таблицы, содержащие зти испы16

10 тания, образуют множество Парето или переговорное множество.

Выделение переговорного множества позволяет сформировать новые области варьирования переменных k В ft» f0ï. а также назначить обоснованное ограничение на один иэ критериев, т.е. свести многокритериальную задачу к однокритериальной. д) Поиск минимума по оставшемуся критерию осуществляют одним иэ методов нелинейного программирования.

В случае, если полученные в г) наилучшие значения критериев не являются удовлетворительными, повторяют процедуру, начиная с б), всякий раэ имезняют области варьирования переменных на основе анализа переговорного множества.

На реверсивном стане кварто

125/380Х 320 мм прокатывают ленту иэ сплава марки БРБ2 шириной 270 мм с толщины 1,50 до 0,43 мм.

Области допустимых значений варьируемых параметров, равномерно распределенные на интервалах варьирования: 1. = 5; 6; 7; В = 0,46; 0,48;

0,50; f p = -0,05; 0; 0,05; fап=

-0,05; 0; 0,05.

В результате 220 испытаний, проведенных на ЭВМ с помощью модели, выявлено, что в 184 испытаниях было достигнуто одно из ограничений (25).

Остальные 36 испытаний сведены в представленную в сокращенном виде табл. 1.

В табл. 1 жирной линией выделено переговорное множество. Наилучшие значения критериев q и q получены соответственно в 133 и 121 испыганиях

I при следующих значениях варьируемых параметров:

К- 133 Е = 7; В = 0,46; f = О;

fOA

Р 121 k = 7; В =,0,48; f = -0,05;

fQR= О.

Формируем новые области изменения переменных:

7; В = 0,46-0,48; f = -0,05Поскольку по критерию q,, характеризующему неравномерность распределения удельных натяжений, достигнуто вполне приемлемое значение (G„„= 8,4; с.к.о. G„„= 1,01), принимается полученное в 133-м испытании значение q в качестве ограничения — q = 0,12.

1576216

Таблица 1

У и/п 133 155 97 208 156 121

q 0,12 0,14 0,18 0,20 0,31 0,35

22 16 34

0,52 0,55 0,60

И и/и 121 201 118 26 112 75

1,15 1,16 1,18 1,26 1,27 1,28

156 101 120

1,32 1,33 1,34

Таблица 2

Номер пропуска

6 7

4 5

21030 17400 17900 15790

10860 12540 кН 100Î

15950 14730 16110 14300, кН

10030 14650

21590

Продолжая поиск минимума по критерию q, получаем: q< = 0,10; q =

= О 0 112; 1 = 7; В = О 475;

-0,01; f „ = О, что соответствует следующему режиму обжатий:

1„50 — 1,05 — 0,79 — 0,64— — 0,56 — 0,50 — 0,46 — 0,43 и натяжений в пропусках (табл. 2) .

Поперечная разнотолщинность полосы, среднее значение удельных натяжений и среднеквадратичное отклонение равны соответственно 0,0048 мм, 86,2 МПа, 8,62 KIa.

Эффективность способа заключается в снижении расхода металла на единицу длины готовой полосы за счет уменьшения поперечной разнотолщинности полос, а также повышении качества полос по плоскостности. 20

Формула изобретения

1. Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане, состоящий в том, что измеряют профиль полосы до прокатки, задают толщину готовой полосы и константы, характеризующие прокатываемую полосу и прокатную клеть, вычисляют величины обжатий в пропусках и в каждом пропуске устанавливают раствор валков, а также усилия заднего и переднего натяжений полосы, о тл и ч а ю шийся тем, что, с це лью повышения плоскостности прокатываемых полос и снижения их поперечной разнотолщинности, дополнительно измеряют ширину полосы до прокатки и на основании исходной информации вычисляют величины обжатий, раствора валков и усилий заднего и переднего натяжений полосы в пропусках, а также профиль рабочих и опорных валков ,с помощью математической модели из условия минимальной неравномерности эпюры удельных натяжений полосы на

1 выходе из клети в последнем пропуске и минимальной ее поперечной разнотолщинности.

2. Способ по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что при всяком фиксированном распределении обжатий по пропускам величины раствора валков и усилий заднего и переднего натяжений полосы для каждого пропуска вычисляют исходя из профиля поступающей в клеть полосы, измеренного для расчета первого пропуска и вычисленного на математической модели для расчета последующих пропусков, а также вычисленных по математической модели усилия прокатки, распределений удельных натяжений полосы на входе в клеть и на выходе из нее и профиля выходящей из клети полосы с учетом ее упругого восстановления.

3. Способ по и. 2, о т л и ч аю шийся тем, что распределение удельных натяжений полосы на входе в клеть и на ее выходе определяют из условия равномерности скоростей вхо-. да металла в зону деформации по ширине полосы и выхода из нее при совпадении профиля полосы с профилем межвалкового зазора в плоскости осей валков.

1576216

Фиг. 7

1576216! !

1 ! I ! ! !

Составитель A.Ñåðãååâ

Техред И.Ходанич, . Корректор Т.Палий

Редактор Е.Папп

Заказ 1813 Тираж 409 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане Способ управления процессом холодной прокатки полосы на реверсивном стане 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработр ке металлов давлением и может быть использовано при прокатке полос

Изобретение относится к прокатке полос на широкополосных непрерывных станах с четырехвалковыми рабочими клетями

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в автоматизированных системах управления качеством прокатываемых полос на непрерывных тонколистовых станах

Изобретение относится к автоматизации прокатного производства и предназначено для регулирования плоскостности прокатываемых полос

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в листопрокатных технологиях

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к способу прокатки металлической полосы на непрерывных станах горячей и холодной прокатки

Изобретение относится к способу и устройству для горячей прокатки в линии прокатного стана для горячей прокатки полос или на стане Стеккеля, причем в одной или нескольких черновых клетях плоские заготовки раскатываются в полосовые заготовки (черновые полосы)

Изобретение относится к способу и управляющему устройству для проведения способа установки состояния (S1, S2, S3) прокатываемого материала (G, GX), в частности, черновой полосы, которое задано, по меньшей мере, клиновидностью и/или серповидностью прокатываемого материала (G, GX), при этом прокатываемый материал (G, GX) переводят из начального состояния (S1) посредством прокатки с помощью прокатной клети (1), в частности черновой клети, и за счет внесения напряжения ( ) в прокатываемый материал (G, GX) с помощью дополнительных обрабатывающих средств (7, 8), в промежуточное состояние (S2), и при этом прокатываемый материал (G) переводят из промежуточного состояния (S2) с помощью, по меньшей мере, одного обрабатывающего агрегата (A1, A2, A3, , AN) в конечное состояние (S3)

Изобретение относится к автоматизации прокатного производства, в частности к автоматизации обжимных станов горячей прокатки с индивидуальным приводом прокатных валков
Наверх