Синхронизатор

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом. Цель изобретения - повышение надежности и уменьшение габаритов путем обеспечения взаимодействия зубьев муфты и выступов толкателя во включенном состоянии синхронизатора. Ступица 1 установлена на валу 2 и выполнена с пазами и зубьями. На ступице 1 подвижно установлена муфта 3, имеющая зубья 4, укороченные зубья 5 и удлиненные зубья. Разрезной упругий толкатель (РУТ) 8 выполнена с выступами 9, а блокирующее кольцо 10 - с пазами 17. Выступы 9 РТУ 8 размещены в пазах соответственно ступицы 1 и блокирующего кольца 10, выполненного с конусом 11. Зубчатое колесо 14 имеет коническую поверхность 13. При перемещении муфты 3 РТУ 8 деформируется в радиальном направлении. Фрикционная поверхность конуса 11 взаимодействует с конической поверхностью 13 и после выравнивания угловых скоростей вала 2 и зубчатого колеса 14 происходит их соединение с помощью муфты 3. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 23/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1428865 (21) 4417935/25-27 (22) 28.04.88 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А. П. Недялков, E. 3. Туртанов, В. Г. Выборнов, А. С. Кондрашкин, С. В. Березкин, В. 3. Овсянников, Л. М. Зарубинский и П. П. Козубенко (53) 629.113-585 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1428865, кл. F 16 D 23/02, 1986. (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) Изобретение относится к маши ностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом. Цель изобретения — повышение надежности и уменьше„„Я0„„1580074 А 2

2 ние габаритов путем обеспечения взаимодействия зубьев муфты и выступов толкателя во включенном состоянии синхронизатора. Ступица 1 установлена на валу

2 и выполнена с пазами и зубьями. На ступице 1 подвижно установлена муфта 3, имеющая зубья 4, укороченные зубья 5 и удлиненные зубья. Разрезной упругий толкатель (РУТ) 8 выполнен с выступами 9, а блокирующее кольцо 10 — с пазами 17.

Выступы 9 РУТ 8 размещены в пазах соответственно ступицы 1 и блокирующего кольца 10, выполненного с конусом 11. Зубчатое колесо 14 имеет коническую поверхйость 13. При перемещении муфты 3 РУТ 8 деформируется в радиальном направлении.

Фрикционная поверхность конуса 11 взаимодействует с конической поверхностью 13 и после выравнивания угловых скоростей вала 2 и зубчатого колеса !4 происходит их соединение с помощью муфты 3. 9 ил.

1580074

40

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в коробках передач транспортных машин, для соединения зубчатого колеса с валом и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1428865.

Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение габаритов путем обеспечения взаимодействия зубьев муфты и выступов толкателя во включенном состоянии синхронизатора.

На фиг. 1 изображена синхронизированная коробка передач; на фиг. 2 — синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 3 ступица, муфта и упругий толкатель; на фиг. 4 — элементы синхронизатора, вид сверху; на фиг. 5 — установка блокирующего кольца; на фиг. 6 — выступ упругого толкателя, размещенный в пазу блокирующего кольца; на фиг. 7 — укороченный зуб муфты, разрез; на фиг. 8 — муфта; на фиг. 9 — выступ упругого толкателя, продольный разрез.

Синхронизатор содержит ступицу 1, установленную на валу 2, на которой размещена с возможностью осевого перемещения муфта 3, имеющая зубья 4 и укороченные зубья 5. Ступица 1 выполнена с пазами 6 и зубьями 7. Разрезной упругий толкатель 8 имеет выступы 9, размещенные в пазах 6 ступицы 1, и установлен с возможностью взаимодействия с блокирующим кольцом 10. На блокирующем кольце 10 выполнен конус 11, а зубчатый венец 12 выполнен с конической поверхностью 13 и соединен с зубчатым колесом ! 4. Блокирующее кольцо 10 установлено с возможностью осевого перемещения и взаимодействия конической поверхностью 11 с конической поверхностью 13 зубчатого венца 12.

Муфта 3 выполнена с удлиненными зубьями 15, а разрезной упругий толкатель

8 установлен с возможностью взаимодействия своими выступами 9 с укороченными зубьями 5 муфты 3. Длина зубьев 5 муфты 3 меньше длины ее зубьев 4. Зубья 4 имеют наклонные поверхности 16, а блокирующее кольцо 10 установлено на удлиненных зубьях 15. В блокирующем кольце IO выполнены пазы 17. Выступы 9 разрезного упругого толкателя 8 размещены в пазах

17 блокирующего кольца 10.

В синхронизаторе с двусторонним его включением на валу 2 закреплена ступи4 ца 18, на которой размещена муфта 19.

Укороченные зубья 20 имеют наклонные поверхности 21 и 22. Разрезные упругие толкатели 23 и 24 выполнены соответственно с выступами 25 и 26 и установлены с возможностью взаимодействия выступов с наклонными поверхностями 21 и 22 соответственно муфты 19. Выступы 25 и 26 размещены соответственно в пазах 27 и 28 блокирующих колец 29 и 30. Блокирующие кольца

29 и 30 установлены с возможностью взаимодействия соответственно с венцами 31 и 32 шестерни 33 и зубчатого колеса 4.

Выступы 9 разрезных упругих толкателей

8, 23 и 24 выполнены с установочными

34 и заходными 35 поверхностями.

Синхронизатор работает следующим образом.

Г1ри перемещении муфты 3 поверхности укороченных зубьев 5 взаимодействуют с заходными 34 поверхностями выступов 9 упругого разрезного толкателя 8, перемещая

его к блокирующему кольцу 10. При дальнейшем перемещении муфты 3 происходит перемещение блокирующего кольца 10, что приводит к радиальной деформации упругого разрезного толкателя 8 и нарастанию осевого усилия на блокирующем кольце 10.

Фрикционная поверхность конуса 11 взаимодействует с конической фрикционной поверхностью 13 венца 12. После выравнивания угловых скоростей ьала 2 и зубчатого колеса 14 муфту 3 перемещают далее. При этом толкатель 8 деформируется в радиальном направлении и зубья 4 взаимодейству ют с зубьями венца 12. При дальнейшем перемещении муфты 3 зубья 4 входят в зацепление с зубьями венца 12. Таким образом зубчатое колесо 14 соединено с валом

2. Соединение шестерни 33 с валом 2 производится аналогичным образом при перемещении муфты 3 в сторону шестерни 33.

Синхронизатор по авт. св. № 1428865, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения габаритов путем обеспечения взаимодействия зубьев муфты и выступов толкателя во включенном состоянии синхронизатора, выступы толкателя свободно размещены в выполненных в зубчатом венце блокирующего кольца осевых пазахх.

1580074

1580074

1580074

Составитель В. Размета

Редактор О. Головач Техред А. Кравчук Корректор О. липпе

Заказ 1998 Тираж 540 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретения» и открьчтиям при ГКН Г СС1 Р

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4, 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10I

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в коробке передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ступенчатых коробках передач автомобильных и тракторных трансмиссий

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках перемены передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машино Цель - повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к-синхронизирующим переключающим устройствам , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств
Наверх