Автопоезд для перевозки длинномерных грузов

 

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Цель изобретения - повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при повороте. Автопоезд содержит тягач 1, соединенный первым дышлом 2 с первым прицепом-роспуском 3, к которому вторым дышлом 4 присоединен второй прицеп-роспуск 5. На тягаче и прицепных звеньях размещены коники. Автопоезд за счет того, что ось поворота коника 6 тягача 1 в горизонтальной плоскости соосна с осью поворота дышла 2 в той же плоскости относительно тягача 1, а также за счет того, что расстояния от оси балансиров прицепа-роспуска 3 до оси балансиров тягача 1 и до оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 равны между собой, позволяет обеспечить движение колес прицепа-роспуска 3 по оптимальной траектории, в результате чего снижаются износ шин и сопротивление движению автопоезда при повороте. 4 з.п.ф-лы, 12 ил.

СО}ОЭ СОВЕТСКИХ

ЮИ

РЕСПУБЛИК (!9} (}!) р}) В 60 Р 3/40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4482162/23-11; 4482152/23-11;

4482154/23-11 (22) 12.09.88 (46) 30.07.90. Бюл. N 28 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (72) В.П.Немцов и В.Л.Фирсов (53) 629.113.014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1143629, кл. В 60 Р 3/40, 1984. (54) АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОИЕРНЫХ ГРУЗОВ (57) Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам.

Цель изобретения — повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при поворо- . те. Автопоезд содержит тягач 1, соединенный первым дьпплом 2 с первым прицепом-роспуском 3, к которому вторым дышлом 4 присоединен второй прицеп-роспуск 5. На тягаче и прицепных звеньях размешены коники. Автопоезд за счет того, что ось поворота коника 6 тягача 1 в горизонтальной плоскости соосна с осью поворота дышла 2 в той же плоскости относительно тягача i, а также за счет того, что расстояние от оси балансиров прицепаросп -ска 3 до оси балансиров тягача 1 и до оси балансиров прицепа-роспуска. равны между собой, позволяет обеспечить движение колес прицепа-роспуска

3 по оптимальной траектории, в результате чего снижается износ шин и сопротивление движению автопоезда при повороте. 3 з.п. ф-лы. 12 ил.

1581621

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам.

Цель изобретения — повышение эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоезда при повороте.

На фиг.1 изображен автопоезд, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху (груз и.коники прицепных звеньев не показаны); на фиг.3 — соединение первого дьппла с тягачом по п.2 формулы; на фиг.4 — соединение первого дышла с 15 первым прицепным звеном, вид сбоку (тросовые растяжки не показаны) по п.п.2 и 3 формулы; на фиг.5 — соединение второго дышла с первым прицепным звеном; на фиг.б — соединение второго дьшша с вторым прицепным звеном; на фиг.7 — соединение первого дышла с тягачом по п.п. 3 и 4 формулы; на фиг.8 — соединение первого дышла с первым прицепным звеном по п.4 формулы; на фиг.9 — фиксатор поворота первого дьппла; на фнг. 10— схема криволинейного движения антопоезда на повороте по п.2 формулы; на фиг.11 — то же, по п.3 формулы . 3О на фиг.12 — то же, по п.4 формулы.

Автопоезд содержит тягач 1 и соединенное с ним посредством первого дьппла 2 первое прицепное звено, например двухосный прицеп Роспуск 3, 35 к которому посредством второго дышла

4 присоединено второе прицепное звено, например двухосный прицеп-роспуск

5. На тягаче 1, первом прицепе-роспуске 3 и втором прицепе-роспуске 5 уста- 4О новлены соответственно коники б, 7 и

8. При этом коники 6 и 8 установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно соответственно тягача 1 и второго прицепа- 45 роспуска 5.

Второе дышло 4 (по п.2 формулы) шарнирно закреплено своими концами между первым прицепом-роспуском 3 и вторым прицепом-роспуском 5. При этом шарнир, соединяющий второе дышло 4 с первым прицепом-роспуском 3, обеспечивает относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плос55 костях и состоит, например, из тяги

9 и шкворней 10 и 11, а шарнир, соединяющий второе дышло 4 с вторым

Ь прицепом-роспуском 5, обеспечивает относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Vàðíèðíîå соединение при этом может быть выполнено, например, при помощи шкворня 12.

Первое дьплло 2 подсоединено к тягачу 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом оси поворота в горизонтальной плоскости относительно тягача коника б и первого дьшша 2 соосны и отстоят друг от друга на расстоянии а. Такое соединение можно осуществить, например, присоединив конец дышла 2 через шкворень 13 к конику б тягача 1. В свою очередь, коник 6 связан с тягачом 1 при помощи шкворня 14.

Таким образом, коник 6 и первое дышло 2 поворачиваются в горизонтальной плоскости относительно тягача вокруг шкворня 14 и их оси поворота соосны, а в вертикальной плоскости первое дышло 2 поворачивается отно.— сительно тягача вокруг шкворня 13.

Второй конец первого дышла 2 подсоединен к первому прицепу-роспуску

3 неподвижно, что может быть осуществлено путем присоединения первого дышпа 2 к первому прицепу-роспуску

3 при помощи шкворня 15 и дополнительной фиксации указанных звеньев от взаимного поворота в. горизонтальной плоскости растяжками 16.

Для управления вторым прицепомроспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск

5 соединены перекрестными тросовыми растяжками 17, которые свободно пропущены посредством, например, обводных блоков 18 через раму первого прицепа-роспуска 3. Последний установлен таким образом, что расстояния L от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и до оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 равны между собой.

Коники 6 — 8 по п.3 формулы установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, а первое дышло 2 вязано с тягачом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, иэ тяговой рамки 22 н шкворней 23 и 24. Второй конец дышла 2 связан с первым прицепом-роспуском 3

1581621 шарнирно посредством, например, шкворня 15. Указанный шарнир обеспечивает относительный поворот звеньев,, по крайней мере, в горизонтальной плоскости. Второе дышло 4 связано с первым прицепом-роспуском 3 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по крайней мере, в горизонтальной и вертиt0 кальной плоскостях, который состоит, например, из тяги 9 и шкворней 10 и 11. Второе дышло 4 зафиксировано от поворота в горизонтальной плоскости относительно первого дышла-pocnyct5 ка З.Второй конец дышла 4 связан с вторым прицепом-роспуском 5 шарнирно, посредством, например, шкворня 12, Укаэанньп шарнир обеспечивает относительньп поворот звеньев, по крайней мере, н горизонтальной плоскости. Управление вторым прицепом-роспуском 5 происходит указанным образом.

По п,4 формулы коник 7 установлен неподвижно на раме первого прицепароспуска 3, а первое дышло 2 связа-. но с тягячом 1 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, ло крайней мере, н горизонтальной и вертикальной плоскостях, который состоит, например, из тяговой рамки ?2 и шкворней 23 и

?4. Второй конец дышла 2 связан с рамой первого прицепя-роспуска 3 шарниром, обелечивяюшим относительный поворот этих звеньев, ло крайней мерЕ, в горизонтальной плоскости. Такое соединение может быть вьп1олнено при помощи, например, шкворня 15 .

Второе дышло 4 связано с первым лри- 40 цепом-роспуском 3 через шарнир, обеспечивающий относительный поворот указанных звеньев, по,крайней мере, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Второй конец дышла 4 связан с рамой второго прицепа-роспуска 5 шарниром, обеслечиваюцим относительный поворот этих звеньев, ла крайней мере, в горизонтальной плоскости.

На раме первого прицепа-роспуска

3 установлен фиксатор поворота первого дышла 2 относительно первого прицепа-роспуска 3, который включает, например, петли 25, закрепленные иа раме прицепа-роспуска 3, ось 26 55 с закрепленными на ней ограничителями 27, которая устанонлена в петли 25 с воэможностью вращения, имея два фиксированных положения, обеспечинающих вертикальное и горизонтальное положение ограничителей 27.

Для управления вторым прицепомроспуском 5 тягач 1 и прицеп-роспуск

5 соединены перекрестными тросовыми растяжками, которые свободно пропущены посредством обводных блоков через раму первого прицепа-роспуска 3..

Автопоезд работает следующим образом.

Перед началом погрузки леса (устройстно по п.2 формулы) водитель устанавливает автопоезд таким образом, чтобы продольные оси симметрии тягача н прицепов-роспусков находились в одной вертикальной плоскссти.

Лес грузится. на автопоезд двумя пачками, причем первая укладывается комлями вперед, а вторая — комлями назад с образованием единого пакета (возможны и другие варианты формирования единого пакета). Пакет леса, уложенный в три коника, образует единую жесткую систему. Поэтому при движении явтопоездя центры всех трех коников находятся в одной вертикальной плоскости.

Для того, чтобы колеса автопоеэдя лри повороте двигались без бокового проскальзывания, необходимо, чтобы оси вращения всех колес (в случае двухосной тележки — оси балансиров) пересекались в одной точке Оцентре поворота. Выполнение этого условия для осп балансиров второго прицепа-роспуска 5 осуществляется путем воздействия на него тросовых растяжек l7 крестообразной сцепки, в результате чего колеса прицепа-роспуска

5 движутся по следу задних колес тя-гача, я продолжение оси балансиров

2t проходит через центр поворота— точку 0 (иг.10). Оптимальная траектория движения колес первого прицепароспуска 3 обеспечивается в том случае, если продолжение оси балансиров 19 также проходит через центр поворота — точку О. Для этого (фиг. 10) необходимо выполнить два условия: волервых, расположить прицеп-роспуск 3 таким. образом, чтобы расстояния Ь от его оси балансиров 19 до оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 прицепа-роспуска 5 были равны между собой и, во-вторых, обеспечить соосность продольных осей первсго прицепа-роспуска 3 и пачки леса.

Выполнение первого условия обеспечивается подбором длин первого дьппла 2

158162 и второго дышла 4, а второе условие— путем фиксации рамы прицепа-роспуска

3 от поворота относительно пачки леса.посредством дышла 2, которое одним концом жестко связано с рамой прицепа-роспуска 3, а другим — с коником 6 тагача 1. Последний, в свою очередь, связан с пачкой леса.

Ф

При криволинейном движении тягач 110 поворачивается относительно коника 6 и усилием, передаваемым через тросовые растяжки 17, поворачивает раму второго прицепа-роспуска 5 относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача (фиг.10). Во время своего криволинейного движения тягач 1 поворачивает в горизонтальной плоскости подсоединенное к его конику 6 первое дышло 2. Поскольку второй конец дышла 2 жестко подсоединен к раме первого прицепа-роспуска 3„ то происходит пОИОрОт В горизонтальнОй 25 плоскости и прицепа-роспуска 3, причем вследствие связи коника 6 с пачкой леса обеспечивается постоянная соосность продольной оси прицепароспуска 3 с продольной осью груза, что в совокупности с расположением оси балансиров 19 первого прицепароспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает. оптимальную тра1 .екторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. При негрузовом пробеге управление звеньями автопоезда осуществляется так же, как и при дви-40 жении с грузом.

Автопоезд (фиг.11) работает следующим образом.

Перед началом погрузки леса водитель устанавливает автопоезд таким 45 образом, чтобы продольные оси симметрии тягача и прицепов-роспусков находились в одной вертикальной плоскости. Лес грузится на автопоезд двумя пачками, причем первая укладывается комлями вперед, а вторая — комлями назад с образованием единого па-, кета (возможны и другие варианты формирования единого пакета). Пакет леса, уложенный в три коника, образует единую жесткую систему. Поэто55 му при движении автопоезда центры всех трех коников находят я в одной вертикальной плоскости.

1 8

Для того, чтобы колеса автопоез-, да при повороте двигались без бокового проскальзывания, необходимо, чтчбы оси вращения всех колес (в случае двухосной тележки — оси балансиров) пересекались в одной точке— центре поворота. Выполнение этого условия для оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 осушествляется путем воздействия на него тросовых растяжек 17 крестообразной сцепки, в ре.зультате чего колеса прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача, а продолжение: оси балансиров

1 проходит через центр поворота— точку 0(фиг.11). Оптимальная траектория движения колес первого прицепароспуска 3 обеспечивается в том случае, если продолжение оси балансиров

19 также проходит через центр поворота — точку О.

При криволинейном движении тягач

1 поворачивается относительно коника 6 и усилием, передаваемым через ,тросовые растяжки 17, поворачивает раму второго прицепа-роспуска 5 относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепароспуска 5 движутся по следу задних колес тягача. Во время своего криво- . линейного движения второй прицеп-роспуск 5 воздействует на шарнирно подсоединенный к нвму конец второго дышла 4, поворачивая его в горизонтальной плоскости. Поскольку второй Ко нец дышла 4 подсоединен к первому прицепу-роспуску 3 беэ возможности их относительного поворота в горизонтальной плоскости, усилие воздействия второго прицепа-роспуска 5 на дышло

4 передается последним через растяжки 16 на первый прицеп-роспуск 3 и поворачивает его в горизонтальной плоскости, сохраняя. постоянную соосность продольной оси первого при- цепа-роспуска 3 с продольной осью груза, что в совокупности с расположением оси балансиров 19.первого прицепа-роспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров 20 тягача 1 и оси балансиров 21 второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную траекторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. Первое дышло 2, поворачиваясь относительно шкворня

12, не препятствует повороту первого прицепа-роспуска 3. При негрузовом пробеге управление звеньями ав9 158 топоезда осуществляется так же, как и при движении с грузом.

Работа автопоезда (фиг.12) сводится к следующему.

При криволинейном движении тягач

1 поворачивается относительно коника

6, через тросовые растяжки поворачивает раму второго прицепа-роспуска относительно коника 8 и дышла 4, вследствие чего колеса второго прицепа-роспуска 5 движутся по следу задних колес тягача 1. Последний и второй прицеп-роспуск 5 в процессе движения на повороте поворачивает пачку леса, которая через коник 7 поворачивает первый прицеп-роспуск 3, обеспечивая за счет жесткого крепления коника 7 к раме первого прицепароспуска 3 постоянную соосность продольной оси симметрии прицепа-роспуска 3 с продольной осью симметрии груза, что в совокупности с расположением оси балансиров первого прицепароспуска 3 на равном расстоянии от оси балансиров тягача 1 и оси балансиров второго прицепа-роспуска 5 обеспечивает оптимальную траекторию движения колес первого прицепа-роспуска 3. Первое дьшшо 2, поворачиваясь относительно шкворня 15, не препятствует повороту первого прицела-роспуска 3. При негрузовом пробеге автопоеэда управление первым прицепомроспуском 3 осуществляется от тягача через дышло 2, которое посредством ограничителей 27 фиксатора поворота жестко соединяется с рамой первого прицепа-роспуска 3. Управление вторым прицепом-роспуском 5 осуществляется перекрестными тросовыми растяжками 17. до р мул а и э о б р е т е ни я

1. Автопоезд для перевозки длинномерных грузов, содержащий тягач, кинематически связанный посредством первого дышла с первым прицепным звеном, кинематически связанным вторым дышлом со вторым прицепным звеном, крестовую сцепку, установленную для связи тягача с вторым прицепным звеном, и коники, установленные на тягаче и прицепных звеньях с возмож1621

10 ностью свободного поворота коников на осях, закрепленных на тягаче и втором прицепном звене в горизонтальной

5 плоскости, причем тягач и прицепные звенья выполнены с ходовыми тележками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности перевозок за счет улучшения управляемости автопоеэдэ при повороте, продольная ось симметрии колес первого прицепного звена расположена в продольной плоскости автопоеэда, проходящей через оси поворота коников тягача и второго прицепного звена, а расстояния от осси ходовых тележек тягача и второго прицепного звена до оси ходовой тележки первого прицепного звена равны между собой.

2р 2. Автопоезд по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что первое дышло одним концом шарнирно связано с конпком тягача, а другим жестко соединено с рамой первого прицепного

25 звена, второе дьшшо обоими концами шарнирно связано с первым и вторым прицепными звеньями, а коник первого прицепного звена установлен на нем с воэможностью поворота в горизон3дт |ьнойплоскосиотносигельно его рамы.

3. Автопоезд по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что первое дышло обоими концами шарнирно связано с тягачом и с первым прицепным звеном, 35 а второе дышло одним своим концом жестко связано в горизонтальной плоскости с первым прицепным звеном и шарнирно с вторым прицепным звеном, а коник первого прицепного звена установлен на нем с возможностью поворота в горизонтальной. плоскости его рамы.

Автопоезд по и.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что первое и

45 второе дышла шарнйрно связаны соответственно с тягачом и первым звеном и с первым и вторым прицепными звеньями, а коник первого прицепного звена установлен на его раме неподвижно.

5. Автопоезд по п.п. 1 и 4, о т— л и ч а ю шийся тем, что он снабжен фиксатором поворота первого дышла относительно рамы первого звена.

fZ

Ф08. 3

Фиг. 7

Фаг.4

158 !62 !

f7 6

fur. 3

)581 621

1581621

Составитель В Л1Ьнова

Редактор И. Касарда Техред А. Кравчук Корсек ор Т.Халед

Заказ 2061

Тираж 464

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки деревьев

Изобретение относится к лесозаготовительной промышленности

Захват // 1569316
Изобретение относится к захватам лесозаготовительного трелевочного транспортного средства

Изобретение относится к транспортировке длинномерных грузов по неустроенным дорогам

Изобретение относится к средствам транспортировки и выгрузки длинномерных грузов

Изобретение относится к лесозаготовительным транспортным средствам

Изобретение относится к средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ

Изобретение относится к устройствам для закрепления длинномерных грузов на транспортном средстве лесотехнической промышленности

Изобретение относится к устройствам для транспортировки деревьев

Изобретение относится к лесозаготовительной технике, работающей на горных лесозаготовках

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к лесопромышленным тракторам, и может быть использовано в лесной промышленности

Изобретение относится к технологии лесозаготовок, в частности к способам транспортировки пачек длинномерных лесоматериалов (деревьев, хлыстов, полухлыстов)

Изобретение относится к устройствам для формирования и удержания длинномерных грузов, например деревьев, на машине и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и касается кранов-манипуляторов для погрузки и транспортирования длинномерных грузов

Изобретение относится к трелевочным машинам

Изобретение относится к технологическому оборудованию лесозаготовительных машин (ЛЗМ), используемых для сбора и транспортировки деревьев с одновременной подсортировкой их по размерно-качественным признакам или породам, и может быть использовано в лесной промышленности и лесном хозяйстве

Изобретение относится к устройствам для закрепления деревьев на конике лесозаготовительной машины и может быть использовано в лесной промышленности

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к устройствам, используемым при трелевке леса
Наверх