Муфта

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам с предохранительными свойствами, применяющимся в тяговых приводах, и может быть использовано, в частности, в вибрационных центрифугах в горнодобывающей промышленности. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей за счет обеспечения осевого колебательного перемещения ведомой полумуфты. Муфта состоит из ведущей полумуфты, выполненной в виде обоймы, составленной из четырех зубчатых венцов 1. При этом между зубьями 2 образуется зигзагообразная канавка 5, в которой размещены зубья 7 ведомой полумуфты, выполненной в виде зубчатого колеса 6. При движении зубьев 7 по канавке 5 между зубьями 2 силы нормального давления между винтовыми поверхностями зубьев 2 и 7 приводят к колебательному движению последних и одновременно к их вращению с рабочим органом. Частота колебательного движения определяется разностью скоростей ведущего и ведомого звеньев и определяет среднюю величину их силового взаимодействия. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК. рц F 16 D 7/00

6АЫМЫМ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4390479/25-27 (22) 01.02.88 (46) 07.09.90. Бюл. И 33. (75) В.В.Ландик (53) 621.825.7 (088.8) (56) Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам. Л.: Машгиз, 1974, с. 261-262. (54) МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам с предохранительными свойствами, применяющимся в тяговых приводах, и может быть использовано, и частности,. в вибрационных центрифугах в горнодобывающей промышленности. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей за счет обеспечения колебатель„.БО„„159 7ЗВ А1

2 ного перемещения ведомой полумуфты.

Муфта состоит из ведущей полумуфты,выполненной в виде обоймы, составленной из четырех зубчатых венцов 1.

При этом между зубьями 2 образуется зигзагообразная канавка 5, в которой размещены зубья 7 ведомой полумуфты, выполненной в виде зубчатого колеса

6. При движении зубьев 7 по канавке 5 между зубьями 2 силы нормального давления между винтовыми поверхностями зубьев 2 и 7 приводят к колебательному движению последних и одновременно к их вращению с рабочим г органом. Частота колебательного движения определяется разностью скоростей ведущего и ведомого звеньев и определяет среднюю величину их силового взаимодействия. 6 ил.

1590738

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам с предохранительными свойствами, применяющимся в тяговых приводах, и может быть использовано, в частности, в вибрационных центрифугах в горнодобывающей промьппленности.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет обеспечения осевого колебательного перемещения ведомой полумуфты.

На фиг, 1 изображена предлагаемая муфта, общий вид; на фиг, 2 — разрез

А-.А на фиг. 1; на фиг ° 3 — развертка . внутренней поверхности ведущей полумуфты; на фиг. 4 — схема сил, возникающих при взаимодействии зубьев полумуфт; на фиг, 5 — проекция одного из четирех зубчатых венцов, образую.щих ведущую полумуфту; на фиг.б разрез Б-Б на фиг. 2.

Иуфта состоит из ведущеч полумуфты, выполненной в виде обоймы, составленной из четырех зубчатых венцов

1, с винтовыми рабочими поверхностями левого и правого направления„ нахо дящиеся в данном случае под углом

120 к.оси венца.

Каждый венец 1 обоймы содержит четыре зуба 2 ромбовидного сечения, ширина которого равна расстоянию между образующими его винтовыми поверхностями левого и правого направления., Венец 1 содержит также кольцевой буртик 3, высота которого равна половине высоты венца 1. Последние соединены попарно до касания их буртиков 3 и образуют полуобойму с восемью зубьями 2,соприкасающимися своими вершинами; Две такие полуобоймы соединяются соосно, например, болтами (не показаны) вместе с крышкой и фланцем 4 так, что между зубьями 2 образуется кольцевая зигзагообразная канавка

5, ширина которой равна половине ширины зуба 2, образованная парами эквидистантных поверхностей левого и правого направления.

Для сборки обоймы мещцу д ум ее полуобоймами вставляется ведомая полумуАта, выполненная в виде зубчатого колеса 6, зубья 7 которого расположены в канавке 5 между зубьями 2.

Колесо 6 состоит из диска 8, закрепленного соосно на валу 9..Четыре ром1бовидных зуба 7 колеса 6 образованы за счет выполнения на поверхности диска 8 двух систем из четырех винтовых канавок правого и левого направления, но ширина канавок здесь больше ширины выступов между ними, поэтому ширина зубьев вдвое меньше ширины зубьев 2. В данном случае фланец 4 жестко соединен с ведущим валом, а вал 9 жестко соединен с рабочим органом, например, с ротором вертикальнэй вибрационной центрифуги.

Муфта работает следующим образом.

При движении зубьев 7 по канавке 5 между зубьями 2 силы нормального давления между винтовыми поверхностями зубьев 2 и

7 приводят к колебательному движению последних и одновременно к их вра- . щению вместе с рабочим органом.

Если считать, что зубья 2 и 7 покрыты слоем вязкой смазки, т.е. пренебречь силой трения между зубьями, движение колеса 6 определяется силой

N нормального давления зуба 2 на зуб

7 (фиг ° 4), вертикальная составляю25 .щая N этой .силы вызывает колебательное движение колеса 6, горизонтальная составляющая NB вызывает вращение колеса 6 вокруг своей оси.

Частота вертикальных колебаний

30 колеса 6 зависит от разности скоростей вращения обоймы и колеса 6. Уравнение этих гармонических колебаний имеет следующий вид

Азiп(Яг — u<) nt, где А — высота зуба 2;

35 я — скорость вращения обоймы;

< — скорость вращения колеса;

2n — количество зубьев обоймы.

Тогда для силы N«имеют выражение

N > = mA(Яг — (,д< ) и . s2.ï((<3г — CJ< ) х

40 хnt, где m - суммарная масса колеса 6 и ротора центрифуги.

Соответственно для Иб имеют и в = н<А(г —,) п «® - (Cã — 41, )п, (1) где М. — угол, образуемый -винтовой поверхностью зубьев 2 и 7 и осью вращения.

При наличии на валу 9 некоторого тормозящего момента, например от ротора центрифуги, частота вращения

Я колеса 6 устанавливается автомати< чески такой, что средний момент соответствующей силы N> равен тормозящему моменту.

-Действие обоймы на колесо 6 приводит к вращению последнего, а также

5 159073 к его колебательному движению вдоль оси вр аще ния .

Использование предлагаемой муфты в тяговых приводах, например для привода ленточных конвейеров, основано на том, что, как видно из формулы (1), при остановленном ведомом колесе 6, т.е. при Я = О, усилие на нем максимально и составляет за период

Г 2 2 в среднем N = — — mA Я и tpA

Если тормозящее усилие на рабочем органе не превосходит этой величины, то Q< автоматически устанавливается такой, что усилие со стороны обоймы

его уравновешивает, Если же тормозящее усилие выше

N то муфта работает как предохранигельная — колесо 6 не вращает- 20 ся, совершая лишь колебательные движения. Описанные свойства предлагаемой муфты позволяют использовать

8 6 ее во многих областях машиностроения и, в частности, в горных машинах.

Формула изобретения

Муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с эубчатымн венцами, сопрягающимися по винтовым поверхностям, отличающаясятем, что, с целью расширения функциональных возможностей эа счет обеспечения осевого колебательного перемещения ведомой полумуфты, винтовые рабочие поверхности зубьев ведущей полумуфты выполнены в виде зигзагообразной кольцевой канавки, образованной парами эквидистантных поверхностей левого и правого направлений, а зубья венца ведомой полумуфты выполнены ромбовидной формы в поперечном сечении и расположены в упомянутой канавке с возможностью контакта с соответствующими им поверхностями канавки, 1590738

Составитель Г.Абрамова

Редактор М.Бланар Техред М.йидь

ык Корректор Т.Малец

Заказ 2626,Тираж 534 Подпис нов

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам контроля срабатывания фрикционной предохранительной муфты силового привода машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи ограниченных по величине крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для предохранения узлов машин от перегрузок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращающих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, к предохранительным устройствам, предназначенным для ограничения величин передаваемого приводом вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящего момента ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи момента вращения ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам передачи момента вращения ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электроинструментам, содержащим предохранительную муфту

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи ограниченного крутящего момента

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства
Наверх