Червячный редуктор

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - упрощение сборки при сохранении заданной точности. Указанная цель достигается за счет того, что колесо 5 зафиксировано на валу 4 при помощи резьбы и устройства для фиксации колеса от проворота на валу, например гайки 14, установленной на другом участке резьбы вала 4. Корпус 1 редуктора при этом выполнен с расточками под подшипники вала 4. Сборка редуктора происходит в следующей последовательности. Колесо 5 устанавливается в корпус 1 через окно, закрываемое крышкой 2, а вал 4 вставляется в корпус 1 через расточки корпуса 1 под подшипники и навинчивается на резьбу колеса 5, а затем стопорится гайкой 14. Благодаря резьбовому соединению колеса 5 с валом 4 колесо можно зафиксировать на любом участке вала, что обеспечивает требуемую точность при сборке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.4 (21) 4331380/25-28 (22) 23.1 1.87 (46) 07.10.90, Бюл. N 37 (71) Научно-производственное объединение редукторостроения (72) С.С.Писарев, l0.Л.Лидерман, И.М.Эпштейн, B.À,Øàïèðoâ и В.Р.Несмиян (53) 621.833 (088.8), (56) Левитан КЗ,В. и др, Червячные редукторы. Справочник. — Л.: Машиностроение, 1985, с. 89, рис, 5 — 3. (54) ЧЕРВЯЧНЫЙ РЕДУКТОР (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — упрощение сборки при сохранении заданной точности. Указанная цель достигается за счет того, что колесо

„„5U„„1597474 А1

5 зафиксировано на валу 4 при помощи резьбы и устройства для фиксации колеса от проворота на валу, например гайки 14, установленной на другом участке резьбы вала 4.

Корпус 1 редуктора при этом выполнен с расточками под подшипники вала 4. Сборка редуктора происходит в следующей последовательности. Колесо 5 устанавливается в корпус 1 через окно, закрываемое крышкой

2, а вал 4 вставляется в корпус 1 через расточки корпуса 1 под подшипники и навинчивается на резьбу колеса 5, а затем стопорится гайкой 14. Благодаря резьбовому соединению колеса 5 с валом 4 колесо можно зафиксировать на любом участке вала., что обеспечивает требуемую точность при сборке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил, 1597474

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции червячных редукторов.

Цель изобретения — упрощение сборки при сохранении заданной точности.

На фиг.1 изображен червячный редуктор, фронтальная проекция в разрезе с вырывом на колесе и условным изображением резьбы на валу; на фиг,2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — вариант фиксации колеса гайкой.

Червячный редуктор содержит скрепленные между собой корпус 1 и крышку 2, в расточках которого на подшипниках 3 установлен вал 4, соединенный резьбой с колесом 5. Подш ип ники 3 поджаты установленными в расточках корпуса 1 крышками 6 и 7. Регулировка осевого зазора в подшипниках 3 осуществляется набором прокладок 8. Колесо 5 находится в зацеплении с червяком 9, а регулировка положения колеса 5 в осевом направлении относительно червяка 9 осуществляется за счет резьбы одного направления, например левой, нарезанной на обеих деталях. Кроме. этого, на валу 4 выполнен участок с резьбой противоположного нап равления — правои.

Для фиксации колеса 5 от проворота на валу в отрегулированном положении в его ступице выполнены четыре сквозных резьбовых отверстия, в каждом из которых последовательно размещены устройства для фиксации колеса, включающие соответственно сухарь 10 с правой резьбой, плоскую пружину 11 с цилиндрическими роликами

12 и винт 13, Резьбовое отверстие в ступице заканчивается прямоугольным пазом, а сухарь 10 размещен в нем в направлении вдоль оси вала 4 с зазором, величина которого больше половины шага резьбы сухаря 10.

Сборка и подготовка редуктора к работе производится следующим образом.

Через окно, закрываемое крышкой 2, в корпус 1 опускают колесо 5, а через расточку вставляют вал 4 и ввинчивают его no левой резьбе в колесо 5. Затем на вал 4 и одновременно в .расточки корпуса 1 устанавливают подшипники 3. Также в расточки устанавливают глухую и сквозную крышки 6 и 7, после чего набором прокладок 8 регулируют осевой зазор в подшипниках 3. Далее регулируют положение колеса 5 следующим образом, Затормаживают вал 4 и, вращая червяк 9 в обе стороны, определяют перемещение колеса 5 на валу 4 иэ крайнего левого в крайнее правое положение. (B крайнем положении зубья колеса упираются s червяк и-перемещение прекращается).

Точное положение колеса 5 определяется

55 возвратом его из крайнего положения на расстояние, равное половине перемещения. В этом положении средняя плоскость колеса 5 совпадает с осью червяка 9, и колесо 5 фиксируют на валу 4. Для этого в верх- нее резьбовое отверстие на ступице через окно корпуса опускают сухарь 10, который своей резьбой входит в зацепление с правой резьбой вала 4, чему способствует зазор между сухарем 10 и стенкой паза ступицы.

Затем опускают пружину 11 и зажимают ее винтом 13. Ролики 12, контактируя с конической поверхностью сухаря 10 и стенкой паза, выбирают зазоры и препятствуют смещению сухаря 10 вдоль оси колеса 5 и вдоль оси отверстия в ступице, Сжатая пружина 11, кроме поджатия сухаря 10, выполняет функцию стопорения винта 13 от самоотвинчивания, Затем растормаживают вал 4. и, вращая червяк 9, поворачивают колесо 5 и через окно в корпусе аналогично зажимают остальные винты 13.

Так как колесо 5 зацепляется с левой резьбой вала 4, а сухари 10 — с правой, то при передаче крутящего момента в работающем редукторе они стремятся перемещаться в противоположные стороны вдоль оси колеса 5, Но, поскольку сухари 10 колеса

5 зафиксированы в ступице (лишены возможности перемещения) 6, то и колесо 5 оказывается зафиксированным на валу 4, Центрирование колеса 5 на валу 4 в радиальном направлении может осуществляться по точной резьбе или введением дополнительного цилиндрического пояска, В этом случае класс точности резьбы грубее.

Участки с резьбой на валу 4 могут быть не обязательно разнонаправленными, достаточно чтобы они имели различный угол подъема витков. Также не обязательно нарезание резьбы по резьбе. Возможно последовательное расположение на валу двух участков с различной резьбой. С одним участком зацепляется резьба колеса 5, а с другим сухаря 10.

Взамен нескольких сухарей можно применить одну гайку 14, навинченную на вал с осевым зазором относительно колеса (фиг.4), а фиксацию гайки с колесом осуществить с помощью нескольких болтов 15, завинченных в резьбовые отверстия, которые расположены на торцовой поверхности колеса, обращенной к гайке, другие болты

16 упираются в эту поверхность, Осевой зазор позволяет повернуть гайку до совмещения болта с ближайшим резьбовым отверстием на колесе, после чего болтами

15 и 16 гайка и колесо фиксируют друг относительно друга.

1597474

Для фиксации колеса на валу возможно расстопорение и дополнительная регулировка резьбового соединения в процессе эксплуатации, Если в этом нет необходимости (сборка один раз на весь срок службы), то возможно предварительное заполнение резьбы смазкой с затвердителем или подача в резьбовое соединение через выполненное в валу осевое и радиальное отверстия затвердевающего материала, например, клея после завершения регулировки.

Формула изобретения

1. Червячный редуктор, содержащий корпус с расточками, установленный в них вал, на посадочной поверхности которого размещено червячное колесо, и взаимодействующий с ним червяк, отл и ч а ю щи йс я тем, что, с целью упрощения сборки при сохранении заданной точности, на посадоч5 ной поверхности вала выполнены два участка с разнонаправленной резьбой, на внутренней поверхности колеса выполнена резьба, предназначенная для взаимодействия с одним из этих участков, а редуктор

10 снабжен установленным на другом резьбовом участке устройством для фиксации колеса от проворота на валу, 2. Редуктор по п,1, отл ича ю щи йс я тем, что устройство для фиксации выполне15 но в виде гайки, установленной с зазором относительно торца колеса.

1597474

A-A

Составитель А. Матвеев

Редактор О, Головач Техред M.Moðãåíòàë Корректор О. Кравцова

Заказ 3036 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГККТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Червячный редуктор Червячный редуктор Червячный редуктор Червячный редуктор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах общего и специального назначения

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в редукторах и передаточных механизмах силовых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах подач станков

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных реверсивных зубчатых передачах большой мощности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к червячным передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах с волновыми передачами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх