Устройство для контроля ответов обучаемых

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам для обучения операторов АСУ, и может быть использовано в системах подготовки операторов сложных АСУ. Цель изобретения состоит в повышении надежности устройства. Поставленная цель достигается путем разграничения доступа обучаемых к информации, что обеспечивается введением третьего и четвертого регистров 18, 19, дешифратора 20, третьего элемента ИЛИ 24, третьего триггера 23, группы элементов И 21, второго и третьего элементов 25, 26 задержки, блока 22 памяти. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕтСНИХ социАлистичесних

РЕаЪЬЛИН..Я0„„1599880 А 2 (51) 5 Г 09 В 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОсудАРственный нОмитЕт пО изОБРетениям и ОтнРытиям

ПРИ ГКНТ СССР,1 (61) 1529272 (21) 46?6269/24-24 (22) 26. 12.88 (46) 15. 10.90, Бюл, Y - 38 (71) московский институт радиотехники, электроники и автоматики (72} А.Н. Романов, N.À. Романов ,и С.А. Вороненко (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство ГСГР а 1529272, кл. Г 09 В 7/02, 1987. (54) УГТРО! СТВО ЛЛЯ КОНТРОЛЯ 07RF708

ОБУЧАНФ,Х (57} Изобретение относится к автома2 тике и вычислительной технике, в частности к тренажерам для обучения операторов АСУ, и может быть использовано в системах подготовки операторов сложных АГУ. Пель изобретения состоит в повышении надежности устройства. Постанленная цель достигается путем разграничения доступа обучаемых к информации, что обеспечивается введением третьего и четвертого регистров 18, 19, дешифратора 20, третьего элемента ИЛИ 24, третьего триггера 23, группы элементов И ?1, второго и третьего элементов 25, 26 задержки, блока 2? памяти, 4 ил, 1599880

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для контроля ответов обучаемых может быть исполь1

5 зовано для подготовки и обучения операторов сложных АСУ, и является усовершенствованием по авт.св.

Р 1529272.

Пель изобретения .- повышение на10 дежности устройства.

Йа фиг. 1 представлена схема тренажера, на фиг. 2 — распределитель импульсов; на .фиг. 3 — селектор правильного ответа; на фиг. 4 — блок формирования ответа.

Тренажер (фиг. 1) содержит распределитель 1 импульсов, счетчик. 2 адpecos, селектор 3 правильного ответа, первый блок 4 памяти, первый регистр

5, первый компаратор 6, блок 7 формирования ответа, второй регистр 8, второй компаратор 9, первый 10 и второй 11 триггеры, первый 12 и второй 13 элементы ИЛИ, реверсивный счетчик 14, основную группу элементов И 15 первый элемент 16 задержки, элементы И 17, третий 18 и четвертый 19 регистры дешифратор 20, дополнительную группу элементов И 21, 30 дополнительный блок памяти 22, выполненный в виде ПЗУ, третий триггер

23, третий элемент ИЛИ 24, второй 25 и третий 26 элементы задержки.

Распределитель 1 импульсов (фиг,2)

"содержит генератор 27 тактовых им1 пульсов, триггер ?8, первый элемент

И 29, элемент ИЛИ 30, второй элемент

И 31, первый 32, второй 33 и третий

34 элементу задержки, На фиг. 2 показаны также входы 35 и 36 распределителя 1 и его выходы

37-39 °

Селектор 3 правильного ответа (фиг. 3) содержит дешифратор 40, элементы И 41-43, блок памяти 44, элементы 45 ИЛИ и задержки 46 и регистр 47. Кроме того, на фиг. 3 показаны входы 48-50.

Блок 7.формирования ответа (фиг.4) содержит блок 5 1 памяти, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, элемент ИЛИ 52, первый элемент 53 задержки, регистр 54, второй элемент 55 задержки.

Р 55

На чертежах также изображены входы и выходы устройства 56-80.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом работы все его элементы и узлы устанавливаются в исходное состояние (цепи установки в ноль не показаны). После этого оператор должен на клавиатуре пульта управления устройства (не показан) набрать код пароля, идентифицирующего имя обучаемого.

Набранный код пароля поступает на информационный вход 73 регистра .

19, а синхросигналом с входа 74 упомянутый код заносится в регистр 19.

Пешифратор 20 расшифровывает код пароля и открывает на одном из своих выходов один из элементов И 21, на другой вход которого поступает импульс с входа 74, задержанный элемен том 25 на время работы регистра 19 и депифратора 20.

Этот импульс, пройдя соответствующий элемент И 2 1, поступает как на вход считывания фиксированной ячейки блока 22, так и на вход элемента ИЛИ

24.

В каждой из фиксированных ячеек блока 22 памяти хранятся "слова разграничения доступа, соответствующие заданным паролям. Единицы в соответствующих разряда слова" означают, что к соответствующим предметным областям обучаемый имеет доступ, а наличие нулей означает запрет доступа.

Содержимое соответствующей фиксированной ячейки считывается на вход регистра 18, куда оно заносится импульсом с выхода элемента ИЛИ 24, задержанным на время считывания элементом 26, Этим же импульсом регистр

19 сбрасывается в исходное состояние, а триггер 23 устанавливается в единичное состояние, выдавая разрешающие сигналы на вход 79 блока 7 и вход 80 блока 3.

С выхода соответствующих разрядов регистра 18, находящихся в единичном состоянии, разрешающие потенциалы поступают на соответствующие входы

76-?8 блока 7, где открывают по одним из входов соответствующие элементы

И 56.

Палее данное устройство работает аналогично известному. В регистр 8 по информационной шине с входа 65 по синхроимпульсу с входа 64 заносится число кадров информационного материала, который будет предъявлен обучаемому оператору.

99880

5 15

Затем инструктор нажимает клавишу "Ibnur обучения" (не показано) и на вход 62 поступает импульс "Пуск", который проходит на единичный вход триггера 28 и устанавливает его в единичное состояние, при котором он высоким потенциалом с единичного выхода открывает элемент И 29 по одному входу, на другой вход которого поступают импульсы с генератора 27.

Первый же импульс генератора 27, пройдя элемент И 29 и затем элемент

ИЛИ 30, поступает через выход 37 распределителя 1 на счетный вход счетчика 2 адреса, который зафиксирует. первую единицу в адресе.

Импульсом с выхода элемента ИЛИ

30, задержанным элементом 33 на время срабатывания счетчика 2, триггер 28 сбрасывается в исходное состояние, блокируя поступление импульсов от генератора 27 через элемент.

Я 29. Кроме того, этот же импульс ноступает на вывод 38 распределителя

1 s качестве импульса управления считыванием и далее поступает на вход считывания блока 4 памяти, где считывает содержимое ячейки по адресу, определяемому счетчиком 2.

Содержимое считанной ячейки памяти поступает на информационный вход регистра 5, на синхронизирующий вход которого подается импульс с выхода 39 распределителя 1 после задержки на элементе 34 на время считывания информации из ячейки памяти.

Содержимое регистра 5 через выход

69 подается на экран дисплея, на котором отображается ситуация, на которую оператор должен дать правильный ответ„

Блок 7 предназначен для формирования ответа, сформулированного обучаемым оператором, Для этого на Аункцио нальной клавиатуре пульта управления (не показан) предусмотрены функциональные клавиши, HG каждую из которых нанесены соответствующие идентификаторы или буквы и цифры.

Нажатие на любую из них инициирует появление импульса на один из входов 66-68 блока 7.

Импульс ответа с одного из входов

66-68 поступает на соответствующий вход блока 5 1 памяти, выполненного в виде ПЗУ, в ячейках которого защиты коды ответов, вызываемые нажатием на соответствующие функциональные клавиши.

ЗО

6

Поступая на вход соответствующей фиксированной ячейки блока 7, импульс ответа считывает ее содержимое на информационный вход регистра 54, на синхровход которого поступает импульс с выхода элемента 53 задержки, где задерживается на время считывания данных из блока 22 памяти.

Кроме того, импульс ответа через элемент ИЛИ 52 поступает на входы элементов 41-43 И и селектора 3, на другой вход одного из некоторых с выхода дешифратора 40 выдается высокий разрешающий потенциал.

Учитывая, что в данный момент в счетчике 2 зафиксирован первый адрес, то высоким потенциалом, соответствующим этому адресу, будет открыт один из элементов И 41-43. Допустим, что открыт элемент И 41. Тогда импульс с выхода элемента ИЛИ 52, пройдя элемент И 41, поступает на вход считывания соответствующей ячейки памяти блока 44, выполненного в виде

ПЗУ, где хранится правильный ответ на вопрос, предъявляемый операторуобучаемому.

Этот ответ считывается из блока

44 памяти на информационный вход регистра 47, на синхронизирующий вход которого поступает тот же импульс ответа, пройдя элемент ИЛИ 45 и задерживается на элементе 46 задержки на время считывания данных из памяти блока 44.

С выхода регистра 47 код правипьного ответа выпается на вход 70 и далее отображается на экране дисплея.

Кроме того, этот же код пос-упает на первый информационный вход компаратора 6, на второй информационный вход которого поступает код выбранного ответа, После занесения кодов в регистры

54 и 57 импульс с выхода элемента

55 задержки, задерживающего импульс на время переходных процессов в регистрах 47 и 54, поступает на синхронизирующий вход компаратора.6, выходные сигналы которого определяются значениями входных кодов.

Если коды выбранного и правильного ответа совпали, то в момент подачи синхронизирующего импульса на вход компаратора 6, последний вырабатывает импульс на выходе 60, который поступает через элемент И 17 на суммирующий вход реверсивного счетчика 14, гле фиксируется д>акт правильного ответа.

1599880

Если же код выбранного ответа не совпал с кодом правильного ответа, то компаратор 6 вырабатывает импульс на выходе 61. Этот импульс поступает на вычитающий вход реверсивного счетчика 14, где фиксируется факт неправильного ответа. Этот же импульс поступает на единичный вход триггера 11, устанавливая его в единичное состояние, и далее через элемент, ИЛИ 12 на установочный вход регистра 54, сбрасывая его в исходное со- : стояние. Триггер 11, перейдя в единичное состояние, низким потенциалом

55

Импульс с выхода 60 поступает на нулевой. вход триггера 11, подтверждая его нулевое состояние, при котором элемент И 17 открыт высоким потенциалом с нулевого выхода тригге5 ра 11. Этот же импульс поступает на синхронизирующий sxop компаратора 9, на информационные входы которого поданы числовые значения кодов регист- 1О ра 8 и сче гчика 2, и через вход 36 распределителя 1, на элемент 32 задержки.

Компаратор 9 срабатывает только в .случае равенства входных кодов, т.е. когда счетчик 2 зафиксирует код, равный коду, хранящемуся в регистре 8.

Элемент 32 задерживает входной импульс на время, равное времени ñðàбатывания триггера 10 в случае его запуска. выходным сигналом компаратора 9. Так как выходного сигнала компаратора 9 в данном случае нет, то триггер 10 остается в исходном состоянии и высоким потенциалом с нулевого выхода 25 откроет элемент И 31, через который импульс с выхода элемента 32 и элемент ИЛИ 30 поступает на счетный вход счетчика 2, устанавливая адрес следующего вопроса, и через элемент

33 поступает на вход считывания блока 4, считывания код вопроса на информационный вход регистра 5 описанным образом.

Этот же импульс с выхода элемента 33 поступает на нулевой вход триггера 28, подтверждая его нулевое состояние.

С выхода 60 компаратора 6 импульс проходит через элемент ИЛИ 13 и да- 40 лее поступает на установочные входы регистра 47 селектора 3, регистра 5 и через элемент ИЛИ 12 на установоч. ный вход регистра 54.

45 с нулевого выхода блокирует работу по потенциальному входу.

Оператор, наблюдая на экране дисплея свой ответ, который поступает на выход 72 с регистра 54, и правильный ответ с выхода 70 устройства, убедившись, что ответ неверен, нажимает клавишу с правильным ответом описанным образом.

Теперь компаратор 6 зафиксирует эту ситуацию выдачей импульса на выходе 60. Однако, теперь через элемент И 17 импульс с выхода 60 на суммирующий вход счетчика 14 не пройдет, ибо элемент И 17 закрыт низким потенциалом с нулевого выхода триггера 11, но зато этим импульсом, поступившим на нулевой вход триггера 11, последний возвращается в исходное состояние, Кроме того, этот же импульс с выхода 60 компаратора описанным образом поступает на вход 36 распределителя 1, а через элемент ИЛИ 13 - на вход 50 селектора 3, а также на установочный вход регистра 5 и через вход 56 блока 7 на установочный вход регистра 54.

После того обучаемому оператору будут предъявлены все вопросы, что зафиксирует компаратор 9 путем сравнения кодов регистра 8 и счетчика 2, которые будут одинаковы.

В результате сравнения очередной импульс с выхода 60 компаратора 6, поступая на синхронизирующий вход компаратора 9, вызовет появление на его выходе импульсного сигнала, который установит триггер 10 в единичное состояние и низким потенциалом с нулевого выхода последний заблокирует элемент И 31.

Кроме того, этот же импульс поступает на установочный вход счетчика 2, 1 сбрасывая его в исходное состояние, и на импульсные входы элементов И 15, переписывая содержимое реверсивного счетчика 14 на выход 71.

Годержимое реверсивного счетчика

14 будет определять степень готовности обучаемого оператора к выполнению поставленных перед ним задач.

После переписи содержимого реверсивного счетчика. 14 на выход 71 тем же. импульсом, задержанным на время переписи кода элементом задержки 16, реверсивный счетчик 14 и триггер 1.0 сбрасываются в исходное состояние.

1599880

После этого устройство готово к новому циклу работы.

Таким образом, введение новых узлов и элементов позволяет существенно повысить надежность известного устройства путем разграничения доступа обучаемых к различным разделам данных.

Формула изобретения

Устройство для контроля ответов обучаемых пп авт.св. № 1529272, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены третий регистр, выходы которого. соединены с соответствующими информационными входами блока

20 формирования ответа, третий триггер, нулевой вход которого подключен к выходу второго компаратора, а прямой выход соединен с управляющими входами селектора правильного ответа и блока 25 формирования ответа, четвертый регистр, информационный вход которого является соответствующим информационным входом устройства, а синхровход — соответствующим синхровходом устройства, дешифратор, вход которого соединен с выходом четвертого регистра, второй элемент задержки, вход которого подключен к синхровходу четвертого регистра, дополнительная группа элементов И, одни входы которых соединены с соответствующими выходами дешифратора, а другие — с выходом второго элемента задержки, третий элемент

ИЛИ, входи которого подключены к выходам соответствующих элементов И дополнительной группы, третий элемент задержки, вход которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ; а выход — с установочным входом четвертого регистра, единичным входом третьего триггера и с синхровходом третьего регистра, установочный вход которого подключен к выходу второго компаратора, и дополнительный блок памяти, входы которого соединены с выходами соответствующих элементов

И второй группы, а выходы подключены к соответствующим информационным входам третьего регистра.

1599880

Редактор И. Сегляник

Заказ 3145 Тираж 384 Подписное

ВНИИПИ Государственного. комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Ю

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

66

77

78

Составитель А. Карлов

Техред. М.Дидык Корректор M. 1Иароши

Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и может быть использовано как устройство ввода многоэлементных ответов в обучающие машины

Изобретение относится к техническим средствам программированного контроля знаний, может быть использовано для ввода ответов в многоэлементном виде с некоммутативным расположением элементов в ответе и является дополнительным к а.с

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и может быть использовано при всех формах индивидуального обучения по программам с конструируемой формой ответов

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и контроля качества усвоения знаний и может быть использовано на занятиях с программированным контролем

Изобретение относится к обучающим и контролирующим устройствам с вводом результата в числовом выражении

Изобретение относится к обучающим и игровым устройствам

Изобретение относится к техническим средствам обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для оценки знаний учащихся

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх