Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации по частям профиля зубьев. Устройство для продольной модификации зубьев состоит из подвижной полой зубчатой рейки 1, выполненной двухсторонней, между зубьями которой выполнены щелевые отверстия 4, 5. Внутри зубчатой рейки размещена направляющая в виде гильзы 6, в стенках которой выполнены сквозные пазы 7, 8, расположенные на противоположных сторонах. В гильзе с одной стороны укреплена заглушка 9, коническая часть которой выполняет роль направляющей для гидроабразивной суспензии. Для создания направленного движения гидроабразивной суспензии и исключения утечек боковую поверхность зубьев зубчатой рейки и обрабатываемых колес 10, 11 ограничивают уплотнительными планками. В этих планках выполнены пазы с углом наклона, равным углу наклона линии зацепления зубьев зубчатой рейки и обрабатываемого колеса, которые образуют между собой острый угол, а к ним присоединены эжекторы, подающие направленную струю сжатого воздуха через пазы точно в зону критического зазора Δ, имеющего сечение трапецеидальной формы. В процессе поступательного перемещения зубчатой рейки 1 обрабатываемые зубья колес 10, 11 обкатываются без скольжения, а критический зазор Δ плавно перемещается от головки к ножке, производя при этом равномерную обработку одной из частей активного профиля зуба зубчатого колеса. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ((9> S U (ш (1) В 23 F 9/00, В 24 С 1 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbtTHRM

ПРИ ГННТ СССР (21). 4426729/31-08 (22) 19.05.88 (46) 30.10.90. Бкл, Р 40 (71) Казахский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) Э.Л,Айрапетов, Т.А.Шарипов, О,И,Васенков и А.Б.Алибаев (53) 621.9.048.6 621.924.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1 - 1373550, кл. В 24 С 1/00, 1986, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРОАБРАЗИВНОЙ

ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке

2 зубчатых колес. Цель изобретения— расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации по частям профиля зубьев, Устройство для продольной модификации зубьев состоит из подвижной полой зубчатой рейки 1 выполненной двухсторонней, между зубьями которой выполнены щелевые отверстия 4, 5. Внутри зубчатой рейки размещена направ-. ляющая, выполненная в виде гильзы 6, в стенках. которой выполнены сквозные пазы 7, 8, расположенные на противоположных сторонах. В гильзе с одной

1602634 стороны укреплена заглушка 9, коническая часть которой выполняет роль направляющей для гидрообразной суспенэии. Для создания направленного движения гидроабразивной суспензии и исключения утечек боковую поверхность зубьев зубчатой рейки >i обрабатываемых колес 10, 11 ограничивают уплотнительными планками. В этих планках выполнены пазы с углом наклона, равным углу наклона линии зацепления зубьев зубчатой рейки и обрабатываемого колеса, которые образуют между собой острый угол, а к ним присоедиИзобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет. получения продольной модификации по частям профиля зубьев.

11а фиг.l показано устройство, фрагмент; на фиг.2 — разрез А-A на фиг.l; на фиг.3 — разрез Б-Г на фиг.2; на фиг,4 — разрез Ь-В на фиг.3; на фиг.5 — начальное положение зацепления зубьев обрабатыйаемого кол са и зубчатой рейки; на фиг.6 — промежуточное. положение зацепления зубьев обрабатываемого колеса и зубчатой рейки; на фиг.7 — конечное положеыие зацепления зубьев обрабатываемого колесаа зубч атой рейки; на фиг, 8 — формы сечений зубьев после каждого цикла их 40 обработки (справа — ведомого обрабатываемого колеса 11, слева — ведущего обрабатываемого кол са 10), Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес состоит 45 иэ подвижной полой зубчатой рейки 1, выполйенной двухсторонней. Между зу- . бьями 2 и 3 зубчатой р йки 1 выполнены щелевые отверстия 4, 5. Внутри зубчатой рейки 1 установлена направляющая, выполненная в виде гильзы 6, в стенках которой имеются сквозные пазы

7, 8, р асположенные на против опол ожных сторонах. В гильзе 6 с одной стороны укреплена неподвижно заглушка 9, коническая часть которой выполняет роль

55 направляющей дпя гидроабразивной суспензии. В зацеплении с зубьями 2,3 зубчатой рейки 1 находятся зубья об-. иены эжекторы, подающие направленную струю сжатого воздуха через пазы точно в зону критического зазора h, имеющего сечение трапецеидальной формы. В процессе поступательного перемещения зубчатой рейки 1 обрабатываемые зубья колес 10,11 обкатываются без скольжения, а критический зазор -h плавно перемещается от головки к ножке, производя при этом равномерную обработку одной из част и активного профиля зуба зубчатого колеса, 8 ил. рабатываемых колес 10, 11, закрепленных соответственно на шпинделях 12 и

13. Шпиндель 12 соединен с приводом вращения (не показан) . Шпиндели 12 и

13 наклонены относительно своей вертикальной оси в плоскости параллельной оси зубчатой р йки на угол у иэ условия образ ования, между сопряженными профилями зубьев, находящихся в зацеплении, щелевого канала в виде сопл а Лаваля с критическим з аэ ором, имеющим сечение трапецеидальной формы, которое обеспечивает разность между основаниями трапеции не менее 0,01 мм, Для создания направленного движения гидроабразивной суспензии и исключения утечек боковую поверхность зубьев зубчатой рейки и обрабатываелых колес ограничивают уплотнительными планками

14, 15. В уплотнительных планках 14, 15 выполнены пазы 16,17 с углом наклона, равным углу наклона линии зацепления зубьев зубчатой рейки и обрабатываемо-. го колеса, которые образуют между собой острый угол, а к и м подсоединены эжекторы 18 и 19, подающие направленную струю сжатого воздуха через наклонные пазы 16,17, выполненные в уплотнительных планках 14,15, точно в зону критического зазора, имеющего с ч ние трапецеидапьной формы.

Устройство работает следующим образом.

Подлежащий обработке зуб зубчатого колеса 10 и зубчатого колеса ll устанавливают с зазором по двум сторонам двухсторонней зубчатой рейки 1 между зубьяли 2,3, при этом число зубьев зубчатой рейки превышает число одна часть правого эвольвентного профиля зубьев обрабатываемого зубчатого колеса 11. Далее выводят из зацепле." ния с зубчатой рейкой 1 обрабатывае-. мые колеса 10, меняют их местами, зубчатую рейку возвращают в исходно положение, и повторяют цикл обработки. После второго цикла получают обс работанную вторую часть левого эвольвентного профиля зубьев обрабатываемого зубчатого колеса 10 и вторую часть правого эвольвентного профиля обрабатываемого зубчатого колеса 11.

Таким образом, за два цикла обработки получают продольную модификацию одного активного (рабочего) эвольвентного профиля зубьев двух обрабатываемых зубчатых колес.

В случае необходимости получения полной (двухсторонней) продольной модификации зубьев обрабатываемых зубчатых колес их выводят из зацепления с зубчатой рейкой, переустанавливают (переворачивают) на своих местах, возвращают зубчатую рейку в исходное положение, и повторяют цикл обработки.

После третьего цикла получают обработанной еще одну часть правого эвольвентного профиля зубьев обрабатываемого зубчатого колеса 10 и одну часть левого эвольвентного профиля зубьев обрабатываемого зубчатого колеса 11.

Поменяв опять местами обрабатываемые зубчатые колеса и повторив весь цикл обработки в четвертый раз,получают полную (двухстороннюю) продольную модификацию профиля зубьев обрабатываемых зубчатых колес. формул а изобретения

1602634 зубьев обрабатываемых зубчатых колес

1О, 11, закрепленных на шпинделях 12, 13,наклоненных относительно своей вертикальной оси в плоскости, параллельной оси зубчатой рейки. После установки включается привод вращения

-(не показан), и обрабатываемое коле-со 10, вращаясь, перемещает поступательно зубчатую рейку 1, которая вращает обрабатываемое колесо !1, При перемещении зубчатой рейки 1 по направляющей, выполненной в виде гильзы

6, происходит совмещение щелевых отверстий 4,5 между зубьями зубчатой рейки 1 со сквозными пазами 7,8 в стенках гильзы 6, и гидроабразивная суспензия от насоса (не показан), перемещаясь внутри гильзы 6, направляется конической частью заглушки 9 в 20 сквозные пазы 7,3 и щелевые отверстия

4,5. Гидроабразивная суспензия, проходя с максимальной скоростью через критический зазор $, имеющий сечение трапецеидальной формы, направляется 25 струей сжатого воздуха от эжекторов

18,19 через наклонные пазы 16,17, выполненные в уплотнительных планках

14,15 под углом наклона, равным углу наклона линии зацепления зубьев зуб чатой рейки и зубчатого колеса, в сторону меньшего основания сечения трапецеидальйой формы и производит в этом месте съем металла, В процессе поступательного перемещения зубчатой

35 рейки 1 обрабатываемые зубья зубчатых колес 10, 11 обкатываются без скольжения, а критический зазор Л плавно перемещается от головки к ножке обрабатываемого зуба, производя при этом равномерную обработку одной части активного (рабочего) эвольвентного профиля зуба зубчатого колеса. При дальнейшем движении зубчатой рейки обрабатываемый зуб зубчатых колес 10, 11 выходит из зацепления, а щелевые отверстия 4,5 между зубьями зубчатой рейки 1 перестают совпадать со сквозными пазами 7,8 гильзы 6 и поступление гидроабразивной суспензии в зону 50 обработки прекращается. Обработка следующего зуба зубчатых колес 10, 11 происходит при совмещении следующих щелевых отверстий 4,5 со сквозными пазами 7,8 и процесс повторя тся. Таким образом, за полный ход зубчатой рейки 1 обрабатывается одна часть левого эвольвентного профиля зубьев обрабатываемого зубчатого колеса !0 и

Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес, содержащее предназначенный для з акрепления обрабатываемого колеса шпиндель с приводом и установленный на направляющей с возможностью возвратно-поступательного перемещения инструмент, выполненный в виде зу-бчатой рейки с уплотнительными планками и соплами, выполненными между зубьями и предназначенными для подачи гидроабразивной суспензии, о тли чающе е ся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет цолучения продольной модификации по частям профиля .зубьев, зубчатая рейка выполнена двухсторонней, а ее направляющая

А-A

7 16 выполнена в виде гильзы с заглушкой, причем в каждой уплотнительной планке выполнены наклонные пазы, которые образуют между собой острый угол, при этом устройство снабжено вторым шпинделем, установленным с. другой стороны

02634 8 зубчатой рейки, и двумя эжекторами, которые присоединены к уплотнительным планкам, причем оба шпинделя ус-

5 тановлены с возможностью наклона относительно плоскости, параллельной оси зубчатой рейки. . 1602634

8- 8 подвернуто

Фспс 4

1б02б34

1-ы цуи

g-È @ИЛ

3- О glJHJ7

4-g g6М/

Тираж 521

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москвар Ж-35, Раушская йаб., д.. 4j5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор М,Бандура

Заказ 3349

Составитель И. Кузнецова

Техред M.Äèäûê Корректор С. Черни

Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес Устройство для гидроабразивной обработки зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химической очистке и позволяет повысить экономичность процесса за счет увеличения его производительности и снижения расхода пассивирующего раствора

Изобретение относится к гидроабразивной обработке деталей, например к полированию, снятию заусенцев, зачистке, и может быть использовано в машиностроительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к способам финишной обработки и нанесения покрытий на детали пар трения

Изобретение относится к процессам дробеструйной обработки деталей и может быть использовано для настройки сопловых аппаратов установок для дробеструйного упрочнения или очистки деталей

Изобретение относится к способам гидроабразивной обработки рабочих колес лопастных насосов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упрочнению поверхности заготовок методом пластического деформирования с воздействием ультразвуковых колебаний

Изобретение относится к гидроабразивной обработке деталей, в частности к способу определения энергетических характеристик гидроабразивных струй

Изобретение относится к очистке изделий сложного профиля от трудноудаляющихся загрязнений путем воздействия на очищаемую поверхность струи жидкости с твердыми абразивными частицами при изготовлении и ремонте изделий, а также может быть использовано в других областях народного хозяйства

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к области очистки поверхности изделия перед нанесением на них износостойких покрытий и обеспечивает повышение качества очистки поверхности изделий и снижение износостойкости изделия

Изобретение относится к гидроабразивной резке металлов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться при изготовлении цилиндрических зубчатых колес с прямыми бочкообразными или корсетными зубьями

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в машиностроении при изготовлении зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологическом процессе производства конических зубчатых колес

Изобретение относится к станкостроению, а именно к станкам, предназначенным для нарезания криволинейных зубьев на заготовках конических колес методом непрерывного деления с использованием в качестве инструмента резцовых головок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нарезании конических зубчатых колес с криволинейным зубом

Изобретение относится к обработке резанием зубчатых колес, в частности к производству зубчатых колес с круговыми эвольвентными зубьями резцовыми головками

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых пар с криволинейными зубьями

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к производству конических колес с круговыми зубьями в автомобильной и тракторной промышленности

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано при нарезании колес конических спироидных передач

Изобретение относится к обработке зубчатых колес резанием и может быть использовано в производстве цилиндрических колес с круговыми зубьями

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для нарезания конических колес с круговыми зубьями
Наверх