Шаровой шарнир

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шарнирах рычага переключения передач. Цель изобретения - повышение надежности работы шарнира при осевом перемещении пальца и упрощение сборки шарнира. Шарнир включает корпус 7, палец 1 с шаровой головкой 2, два вкладыша 3, 4 со сферическими внутренними поверхностями, охватывающие головку. Вкладыши установлены с возможностью осевого перемещения в корпусе, вкладыш 4 поджат пружиной 8 к шаровой головке 2. Вкладыши соединены замком,образованным фигурным выступом на одном вкладыше и соответствующей ему впадиной на другом, что исключает возможность перекоса и заедания вкладыша 3 при осевом перемещении и повышает надежность работы шарнира. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН д1)5 F 16 С 11/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4605859/27-27 (22) 15.11.88 (46) 15.11.90. Бюл. №- 42 (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (72) А.В. Романчук (53) 621.828.2(088.8) (56) Патент США ¹ 3951557,кл.403-138,, 1973.

l (54) ШАРОВОЙ ШАРНИР (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шарнирах рычага переключения передач. Цель изобретения — повышение надежности работы шарнира при осевом

„„SU„„1606765 А 1

2 йеремещении пальца и упрощение сборки шарнира. Шарнир включает корпус 7, палец 1 с шаровой головкой 2, два вкладыша 3 и 4 со сферическими внутренними поверхностями, охватывающие головку. Вкладьппи установлены с возможностью осевого перемещения в корпусе, вкладьпп 4 поджат пружиной 8 к шаровой головке 2. Вкладьппи соединены замком, образованным,; фигурным выступом на одном вкладыше и соотвествующей ему впадиной на другом, что исключает ! возможность перекоса и заедания вкла. — ., дыша 3 при осевом перемещении и повышает надежность работы шарнира. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1 606765

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к шаровым шарнирам органов переключения передач коробок скоростей автомобилей и трак5 торов.

Целью изобретения является повышение надежности работы шарнира при осевом перемещении пальца и упрощение сборки шарнира. 10

На фиг. 1 изображен шаровой шарнир рычага переключения передач, общий вид, на фиг. 2 и 3 — шаровой шарнир, сечения во взаимно перпендикулярных плоскостях; на фиг. 4 — шарнир в работе, на фиг. 5 — монтаж вкладышей на палец; на фиг. 6 — пример исполнения вкладьппей.

Ыарнир состоит из пальца 1, шаровой головки 2, на которую установлены 0 верхний 3 и нижний 4 вкладыши с внутренними сферическими поверхностями

5 и 6 с воэможностью осевого перемещения внутри обоймы 7, причем нижний вкладьпп поджат к шаровой головке 2 пружиной 8. Между вкладьппами в плоскости, перпендикулярной их осевому перемещению (оси пальца 1), имеется зазор а (фиг. 1). Через отверстия 9 вкладыша 3 проходит палец 1. На вкла- 31 дыше 3 имеются элементы 10 и 11 замка, на вкладыше 4 — ответные элементы

12 и .13, образующие выступы и впадины, причем в исходном положении при отсутствии осевого перемещения пальца меж„ду выступом и впадиной в замке имеет35 ся зазор и (фиг ° 2) . В поперечной замку плоскости на верхнем вкладьппе имеется разъем (фиг. 3), образованный сквозной продольной прорезью 14 и противоположной ей перемычкой 15 на другой стороне вкладьппа. Зазор q необходим для того, чтобы усилие пружины 8 замыкалось через сферическую часть поверхности 6 вкладыша 4, шаровую голов-45 ку 2 на сферическую часть поверхности

5 вкладьппа 3, благодаря чему всегда обеспечивается выбор люфта в сфери" ческой части цилиндра, Зазор Г необходим для того, чтобы при монтаже верхйего вкладыша на шаровую головку . 2 не быпо натяга между поверхностями

16,. 17 и 18, 19 элементов замка с одной стороны, а также поверхностью 5 и шаровой головкой 2 с другой стороны, что может вызвать тугое вращение паль- ца в шарнире. Зазор а выполняется минимально необходимым для соблюдения указанного условия. При включении заднего хода палец 1 вместе с шаровой головкой 2 притапливается в обойме 7 (пружина 8 при этом сжимается) до тех пор, пока не произойдет разблокирование рычага и ограничителя на полу кузова (на фиг. 1 показано пунктиром), которое позволяет производить дальнейшее включение задней передачи. При этом происходит выбор зазора о между поверхностями 16, 17 и 18, 19 элементов замка, -при дальнейшем перемещении вкладыша 4 пальцем 1 вниз он увлекает . элементами 12 и 13 вкладьпп

3 за собой через элементы 10 и 11.

Вкладыш 3 уравновешенными силами через симметрично расположенные элементы замка по обе .стороны от оси пальца перемещается внутри обоймы вместе с вкладышем 4 и пальцем 1. Направляющее воздействие элементов замка исключает перекосы и заедания вкладыша З.при перемещениях. Благодаря замку сохраняется целостность разъемного шарнира.

При монтаже шаровая головка 2 устанавливается на сферическую поверхность

6 вкладыша 4 затем вкладьпп 3 устанавливается в поперечном направлении к оси пальца на шаровую головку 2,при этом благодаря разъему вкладыша 3, образованному сквозной продольной прорезью 14 и перемычкой 15 с противоположной прорези стороны, возможно раз-. ведение половинок вкладьппа на величину, необходимую для того, чтобы элементы 20, 11 обошпи элементы 12 и 13 (на фиг. 5 показано пунктиром) на вкладыше 4.

%

В дальнейшем при сведении половинок вкладьппа 3 и установке шарнира в обойму 7 элементы замка займут рабочее положение: поверхности 18 и 19 перекрывают в вертикальном направлении поверхности 16 и 17 элементов 10 и 11.

Обойма 7 предохраняет вкладыш от расхождения половинок, и указанное перекрытие в собранном шарнире сохраняется всегда. Для удобства монтажа выступы размещены в плоскости, перпендикулярной разъему вкладьппа. Разьем этого вида удобен также с точки зрения уменьшения габаритов шарнира, так как позволяет вести его монтаж в поперечном оси пальца направлении и обходить таким образом различные конструктивные утолщения на пальце, которые при осевом монтаже шарнира потребовали бы увеличения отверстия 9, 5 16 а значит, и всего вкладыша 3, и шарнира в целом.

Нераспадающийся шарнир, подсобранный на сфере, удобен для сборки: проще устанавливать палец с шарниром в обойму разом, а не по частям (сначала нижний вкладьпп, потом верхний с пальцем в конструкции шарнира без замка).

Во вкладыше, показанном на фиг.6, элементы замка размещены не во внутренней части шарнира, а в наружной.

При такой конструкции сложнее монтаж верхнего вкладьппа, так как его элементы заика уже не могут при разведении вкладьппа обойти элементы замка нижнего вкладьппа, и для того, чтобы привести их в рабочее взаимодействие, необходимо с усилием продавить вкладыш 3 в осевом направлении, пока элементы 10 и 11 не прощелкнутся через элементы 12 и 13. К преимуществам такого шарнира относится более легкая с точки зрения технологии изготовления конструкция нижнего вкладыша. !

Таким образом, выполнение на вкладышах шарнира замка, элементы которого контактируют между собой при осевом перемещении пальца вместе с шарниром при его приталливании для вклю;чения задней передачи, позволяет сохранить целостность шарнира, что упрощает сборку, исключает нарушения сферичности формы, образуемой внут" ренними поверхностями вкладьппей, выходы шаровой головки из контакта с

06765 6 вкладышами. Все это повышает четкость переключения передач.

Направляющее воздействие замка на

5 верхний вкладыш исключает его перекосы и заедания в обойме шарнира, что повышает надежность работы последнего, Формула из о бр ет ения

1. Шаровой шарнир, содержащий обойму, размещенные в ней шаровую головку и два охватывающих головку вкладыша со сферическими внутренними поверхностями, установленные с возможностью осевого перемещения в корпусе, один вкладыш поджат пружиной к головке, а другой выполнен с отверстием под палец, вкладьппн размещены с зазором .

20 друг относительно друга, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы шарнира при осевом перемещении пальца и упрощении сборки, шарнир снабжен замком для

25 соединения вкладьппей, выполненным в виде фигурного выступа на одном вкладыше и соответствующей ему впадины на другом, 2. Шарнир по п. 2, о т,.л и ч а ю3р шийся тем, что вкладьпп с отверстием под палец выполнен с продольной прорезью.

3. Шарнир по пп. 1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что он выполнен с дополнительным идентичным замком размеценныи диаметрально противоположно первому, а продольная прорезь расположена перпендикулярно плоскости размещения замков.

1606765 оьи

18 )g

1 606765

Составитель А. Родионов

Редактор А. Лежнина Техред M.Äèäûê Корректор А. Осауленко

Заказ 3540

Тираж 528

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент" r Ужгород жгород, ул. агарина, 101

Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к светильникам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется обеспечить соединение валов, передающих крутящий момент в условиях их угловых смещений

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к шарнирам для соединения вант

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления шарового шарнира

Изобретение относится к универсальным шарнирам для соединения валов, расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к шарнирным соединениям карданных подвесов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шаровым соединениям для передачи осевых усилий между звеньями, расположенными под углом друг к другу

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим шарнирам для подвески колес автомобиля или сцепления

Изобретение относится к приспособлениям для исследования линий влияния изгибающих моментов и опорных реакций в многопролетных балках и может быть использовано в качестве учебно-методического пособия при изучении курса строительной механики, а также при - проектировании длинномерных строительных конструкций с промежуточными опорами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к узлам крепления гасителей колебаний

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх