Поводково-рычажная муфта

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в тяговом приводе железнодорожного подвижного состава с опорно-рамным подвешиванием электродвигателя и редуктора. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности. Поводково-рычажная муфта содержит две соосные полумуфты и расположенный между ними соединительный узел, содержащий равноплечие рычаги (РР) 1,2 неравноплечие рычаги (НР) 3, 4, поводки (П) 5, 6, 7, 8, плавающую шайбу 9. Ведущей полумуфтой является зубчатое колесо 10, ведомой полумуфтой - колесный диск 11. РР 1, 2 и НР 3, 4 образуют шарнирный параллелограмм. Середины РР 1, 2 соединены плавающей шайбой 9, охватывающей ось колесной пары. НР 3, 4 посредством ведущих поводков соединены с зубчатым колесом 10, а с помощью ведомых поводков 7, 8 - с диском 11. При вращении зубчатого колеса 10 вращающий момент к диску 11 передается посредством ведущих поводков 5, 6, НР 3, РР 1, 2, потом НР 4, и наконец, путем ведомых поводков 7, 8. Плавающая шайба 9 является опорным звеном для РР 1, 2 и препятствует их сближению. Передаточное отношение между зубчатым колесом 10 и диском 11 является постоянным. Оно не зависит от величины их расцентровки и угла их поворота, что уменьшает динамические нагрузки в шарнирах. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) F 16 D 3/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фис. 1

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4460909/27-27 (22) 30,05.88 (46) 23.11.90. Бюл. ¹ 43 (71) Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта и

Московский йнститут инженеров железнодорожного транспорта (72) И.В.Бирюков и Х.Г.Усманов (53) 621,825,5(088.8) (56) Бирюков И,В., Беляев А.И., Рыбников

Е.К, Тяговые передачи электроподвижного состава железных дорог. — М.: Транспорт, 1986, с.95 — 96, рис.5,3, 5.4. (54) ПОВОДКОВО-РЫЧАЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту и м,б. п реимущественно использовано в тяговом приводе железнодорожного подвижного состава с опорно-рамным подвешиванием электродвигателя и редуктора. Цель изобретения— повышение эксплуатационной надежности.

Поводково-рычажная муфта содержит две

» Ы 1608380 А1 соосные полумуфты и расположенный между ними соединительный узел, содержащий равноплечие рычаги (PP) 1,2, неравноплечие рычаги (HP) 3,4, поводки (П) 5,6,7,8, плавающую шайбу 9. Ведущей полумуфтой является зубчатое колесо 10, ведомой полумуфтой— колесный диск 11. PP 1,2 и HP 3 4 образуют шарнирный параллелограмм, Середины PP

1,2 соединены плавающей шайбой 9, охватывающей ось колесной пары. HP 3,4 посредством ведущих поводков соединены с зубчатым колесом 10, а с помощью ведомых поводков 7,8 — с диском 11. При вращении зубчатого колеса 10 вращающий момент к диску 11 передается посредством ведущих поводков 5,6, НP 3, PP 1,2, потом НP 4, и, наконец, путем ведомых поводков 7,8. Плавающая шайба 9 является опорным звеном для PP 1,2 и препятствует их сближению.

Передаточное отношение между зубчатым колесом 10 и диском 11 является постоянным. Оно не зависит от величины их расцентровки и угла их поворота, что уменьшает динамические нагрузки в шарнирах. 3 ил, 1608380

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, преимущественно для использования в тяговом приводе железнодорожного подвижного состава с опорнорамным подвешиванием электродвигателя 5 и редуктора.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности, На фиг,1 представлена схема поводково-рычажной муфты, изометрия; на фиг.2 — 10 схема муфты на плоскости; на фиг.3 — передаточный механизм при произвольном угле поворота колесной пары, Поводково-рычажная муфта содержит равноплечие 1 и 2 и неравноплечие 3 и 4 15 рычаги, поводки 5 — 8 и плавающую шайбу 9, образующие соединительный узел двух полумуфт. В качестве ведущей полумуфты представлено зубчатое колесо редуктора

10, ведомой полумуфты — колесный диск 11. 20

Ползун 12 условно обозначает раму тележки. На фиг,1 — 3 обозначены центр колесного диска О, центр зубчатого колеса О, центр плавающей шайбы Oz, угол а наклона равноплечих рычагов к неравноплечим, величи- 25 на расцентровки между осями колесной пары и зубчатого колеса Z, максимальное значение угла между равноплечими и неравноплечими рычагами и, произвольный угол поворота колесной пары р, вращаю- 30 щий момент М, передаваемый муфтой от редуктора к колесной паре, усилие Рц со стороны К-го звена на !-е, а = В С = BzCz; Ь*

= C1D1 = СгОз, 2с = В С = BzC). Пунктиром показано положение звеньев при отсутст- 35 вии расцентровки.

Равноплечие 1 и 2 и неравноплечие 3 и

4 рычаги образуют шарнирный параллелограмм, середины равноплечих рычагов соединены плавающей шайбой, охватывающей 40 свободно ось колесной пары, Неравноплечие рычаги посредством ведущих поводков

5 и 6 соединены с пальцами Az, Ez, запрессованными в зубчатое колесо 10, а с помощью ведомых поводков 7 и 8 — с пальцами 45

А), Е>, запрессованными в диск колесной пары 11.

Одноименные шарниры Al è Az, B) ul В, С и Cz, Dt u Dz расположены симметрично относительно центра О плавающей шайбы, 50

Муфта работает следующим образом.

При вращении зубчатого колеса 10 вращающий момент к диску колесной пары 11 передается посредством ведущих поводков

5 и 6, рычага 3, равноплечих рычагов 1 и 2, 55 рычага 4 и ведомых поводков 7 и 8.

Плавающая шайба 9 является опорным звеном для рычагов 1 и 2 и препятствуе их сближению.

При наличии расцентровки Z, обусловленной колебаниями рамы тележки относительно колесной пары, все поводки и равноплечие рычаги поворачиваются относительно колесного диска (фиг.2), оставаясь параллельными друг другу. Неравноплечие рвчаги и плавающая муфта при этом перемещаются поступательно, центр Oz смещается относительно центра О колесного диска на величину, равную половине расцентровки.

Поскольку прямые А Е и А Е, соединяющие центры пальцев соответственно колесного диска и зубчатого колеса, всегда параллельны, то передаточное отношение между зубчатым колесом редуктора и колесной парой является строго постоянным, Оно не зависит от величины расцентровки и угла поворота.

Все одноименные шарниры при наличии расцентровки и любом угле р поворота колесной пары (фиг,3) располагаются симметрично относительно центра О плавающей шайбы. Следовательно, центры масс одноименных звеньев также расположены симметрично относительно точки Oz, поэтому центр масс всех звеньев муфты всегда совпадает с точкой Oz.

Таким образом, предлагаемая муфта является уравновешенной, поскольку положение центра масс ее звеньев зависит только от величины расцентровки и совершенно не зависит от угла поворота.

Главный вектор сил инерции звеньев муфты зависит только от величины массы звеньев и ускорения величины расцентровки, а последняя величина незначительна.

Угол наклона и равноплечих рычагов к неравноплечим должен выбираться таким образом, чтобы при максимально допустимом значении величины расцентровки его максимальное значение em не превышало

90 (фи г,2).

Муфта передает вращающий момент с постоянным передаточным отношением, не зависящим от величины расцентровки. Все шарниры снабжаются резинометаллическими блоками.

Предлагаемая конструкция позволит повысить эксплуатационную надежность за счет снижения динамических нагрузок в шарнирах.

Формула изобретения

Поводково-рычажная муфта, содержащая соосно установленные две полумуфты, размещенный между ними в плоскости, перпендикулярной оси полумуфт, соединительный узел, выполненный в виде плавающей

1. 08380 шайбы, равноплечих рычагов, шарнирно соединенных средней частью с шайбой в диаметрально расположенных точках, и двух поводков, каждый из которых шарнирно соединен с соответствующим равноплечим 5 рычагом с противоположных относительно шайбы сторон, при этом один из поводков шарнирно соединен с полумуфтой, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, она снаб- 10 жена двумя неравноплечими рычагами и двумя дополнительными поводками, шарнирно соединенными с полумуфтэми, неравноплечие рычаги шарнирно соединены с концами равноплечих рычагов и расположе- 15 ны параллельно друг другу и кососимметрично относительно центра шайбы, причем одно из шарнирных соединений каждого из неравноплечих рычагов расположено на его конце соосно с шарниром поводка, второй поводок шарнирно соединен с другой полумуфтой, дополнительные поводки соединены с другими концами неравноплечих рычагов, причем поводки, соединенные с одним неравноплечим рычагом, вгорыми концами соединены с одной полумуфтой. равноплечие рычаги и поводки, соединенные с разными полумуфтами, расположены симметрично относительно центра плавающей шайбы.

Составитель М.Камкин

Редактор О,Головач Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С,12екма, Заказ 3603 Тираж 541 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта Поводково-рычажная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов и передачи крутящего момента в машинах и механизмах с реверсируемым движением, а также для компенсации несоосностей соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок

Изобретение относится к упругим муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электромагнитных порошковых тормозах вращающихся рабочих органов машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым шарнирным соединениям (муфтам, шпинделям), и наиболее эффективно может быть использовано в приводах прокатного оборудования

Изобретение относится к двойным карданным шарнирам для приводов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к порошковым тормозам, применяемым в стендах для испытания станков, электродвигателей и др

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидравлическим муфтам сцепления

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к муфтам тяговых приводов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к элементам для соединения валов с перекосом

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей
Наверх