Способ испытания дисков турбомашин и стенд для его осуществления

 

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к способам и устройствам термоциклических испытаний дисков турбомашин на прочность и долговечность. Цель изобретения - повышение качества испытаний путем более равномерного нагрева дисков и снижение энергозатрат. Для создания индукционных токов в диске используют энергию электропривода 6. Диск 3 вращают в постоянном неоднородном электромагнитном поле зубчатого индуктора 5. Степень нагрева диска регулируется регулятором 12 и регулятором 8. 2 с. п. ф-лы. 3 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности, к способам и устройствам термоциклических испытаний дисков турбомашин на прочность и долговечность. Целью изобретения является повышение качества испытаний путем более равномерного прогрева диска и снижения энергозатрат. На фиг. 1 изображена векторная диаграмма, поясняющая способ; на фиг. 2 представлена схема стенда; на фиг. 3 изображен зубчатый индуктор, установленный над поверхностью диска. Стенд содержит бронекамеру 1, вакуумные насосы 2, испытуемый диск 3, воздушные сопла 4, зубчатый индуктор 5, электропривод 6 для вращения испытуемого диска 3, регулирующий клапан 7, регулятор 8 расхода охлажденного воздуха, регулируемый источник 9 постоянного тока, датчик 10 температуры, датчик скорости вращения 11, регулятор 12 температуры и программно-задающее устройство 13. Диск 3 установлен на валу 14. Зубчатый индуктор 5 (фиг. 3) установлен над поверхностью диска 3 и подключен к регулируемому источнику постоянного тока 9. Магнитный поток, созданный этим индуктором, пронизывает диск 3 и повторяет форму индуктора, т. е. часть поверхности, "охваченная" индуктором, - северный полюс, остальная поверхность - южный. Стенд работает следующим образом. Испытания диска 3 имитируют реальные условия его работы и начинаются с минимальной скорости его вращения (3000-5000 об/мин). Задатчик скорости вращения 11 формирует требуемую программу изменения скорости вращения испытуемого диска 3 и подает управляющий сигнал на электропривод 6. Одновременно с разгоном диска 3 осуществляется его нагрев, для этого программно-задающее устройство 13 формирует требуемый сигнал задания температуры и подает на вход регулятора 12 температуры. Регулятор 12 температуры сравнивает сигнал задания с реальным значением температуры, поступающим с датчика 12 температуры, и в зависимости от полярности сигнала ошибки он формирует управляющий сигнал для нагрева (на регулируемый источник 9 постоянного тока) или для охлаждения (на регулятор 8 расхода охлаждающего воздуха). Нагрев ведется при пониженном давлении в бронекамере, которое обеспечивается вакуумными насосами 2. Выходное напряжение источника 9 пропорционально выходному сигналу регулятора температуры 12. Постоянный ток, протекающий по зубчатому индуктору 5, создает постоянное, но неоднородное электромагнитное поле, которое пронизывает вращающийся диск 3. На фиг. 3 пунктирной линией показана картина индукционных токов, наведенных в диске 3 при вращении его в поле зубчатого индуктора 5. Величина индукционных токов в диске 3 пропорциональна току в индукторе 5, а следовательно, и выходному сигналу регулятора 12 температуры. Охлаждение диска происходит после изменения полярности выходного сигнала регулятора 12 температуры. Регулятор 8 расхода охлаждающего воздуха воздействует на регулирующий клапан 7, меняя расход охлаждающего воздуха. (56) Технический отчет ЦИАМ N 6799, ЦИАМ им. П. И. Баранова, 1972, с. 13-15. Авторское свидетельство СССР N 1362240, кл. G 01 М 15/00, 1985.

Формула изобретения

1. Способ испытания дисков турбомашин, основанный на его нагреве и вращении в электромагнитном поле, а также периодическом охлаждении, отличающийся тем, что, с целью повышения качества испытания путем более равномерного прогрева диска и снижения энергозатрат, диск вращают в электромагнитном поле, постоянном по направлению и переменном по величине. 2. Стенд для испытания дисков турбомашин, содержащий бронекамеру, в которую выходит вал электропривода, испытуемого диска, размещенные в бронекамере индукционный нагреватель и систему охлаждения, причем нагреватель соединен через регулятор с источником тока, а система охлаждения - с источником сжатого воздуха, отличающийся тем, что, с целью повышения качества испытания путем более равномерного прогрева диска и снижения энергозатрат, нагреватель выполнен зубчатым по окружности, а источник тока - постоянным по направлению.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендовым ресурсным испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к установкам для испытания газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к выхлопным устройствам стендов для испытаний высокотемпературных судовых газовых турбин

Изобретение относится к двигателестроению, и может быть использовано при испытаниях дизелей и позволяет ускорить процесс оценки сопротивления коррозионно-усталостному разрушению деталей двигателя

Изобретение относится к машиностроению и служит для испытания двигателя вращательного движения и обеспечивает повышение точности испытаний за счет расширения частотного диапазона изменения создаваемого тормозного момента путем повышения быстродействия гидроклапана давления

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при доводке двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к имитаторам материала для испытания загружаемых транспортных средств с бункерными устройствами

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх