Зубчатая передача смешанного зацепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и плавности работы передачи путем уменьшения чувствительности передачи к погрешностям. В зубчатой передаче смешанного зацепления, составленной из колес, боковые профили зубьев содержат эвольвентные участки и соединенные с ними внеполюсные неэвольвентные активные участки выпуклого профиля у головки и вогнутого профиля у ножки, выполненные с минимальными профильными углами, равными профильным углам эвольвентных участков в точках их сопряжения, неэвольвентные участки выполнены кусочно-сопряженными и содержат взаимосопряженные отрезки с определенными параметрами. Такое выполнение позволяет использовать смешанное зацепление в прямозубых передачах , обеспечивая повышение ее несущей способности и плавности зацепления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU» 1618936 А 1 (51)5 .F 16 Н 1 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4648142/28 (22) 07.02.89 (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (71) Ростовский государственный университет (72) Г. А. Журавлев (53) 621.833 (088.8) (56) Бакингем Е. Цилиндрические зубчатые колеса. ОНТИ СССР. — М., 1935, с. 378. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СМЕШАННОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к ма ши ностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и плавности работы передачи путем уменьшения чувствительности передаИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и плавности работы передачи путем уменьшения чувствительности передачи к погрешностям.

На фиг. показаны зубья прямозубой передачи с тремя активными участками на каждой боКовой стороне, вид сбоку; на фиг. 2 — зуб под нагрузкой, общий вид.

Зубчатая передача смешанного зацепления составлена из колес, боковые профили зубьев которых содержат внеполюсные неэвольвентные участки 1 — 2, 3 — 4 с минимальными профильными углами, равными профильным углам эвольвентных участков в точках их сопряжения и кинем атически самостоятельные эвольвентные участки 2 — 3.

2 чи к погрешностям. В зубчатой передаче смешанного зацепления, составленной из колес, боковые профили зубьев содержат эвольвентные участки и соединенные с ними внеполюсные неэвольвентные активные участки выпуклого профиля у головки и вогнутого профиля у ножки, выполненные с минимальными профильными углами, равными профильным углам эвольвентных участков в точках их сопряжения, неэвольвентные участки выполнены кусочно-сопряженными и содержат взаимосопряженные .отрезки с определенными параметрами. Такое выполнение позволяет использовать смешанное зацепление в прямозубых передачах, обеспечивая повышение ее несущей способности и плавности зацепления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Внеполюсные участки профилей взаимодействующих зубьев содержат точечно-сопряженные и взаимосопряженные отрезки

К вЂ” 2, К вЂ” 3, при этом взаимосопряженные отрезки К вЂ” 2, К вЂ” 3 расположены между теоретическими точками контакта точечносопряженных отрезков и эвольвентными участками и выполнены высотой h, выбранной из соотношения

" =0,2...0,6, (1) ,her где h; — высота внеполюсного участка профиля у ножки, внеполюсные участки у головки выполнены высотой h, выбранной из соотношения — 0,1...0,45, (2) аэ+ И ц где h (h y) — высота эвольвентного участка у головки (ножки) зуба.

1618936 з

Для большей технологичности передачи профиль внеполюсного участка у головки описан дугой одной кривой, а профиль внеполюсного участка у ножки зубьев парного колеса описан дугами двух кривых, радиус р для одной кривой по участку с высотой

h,, выбран равным радиусу р, дуги головки, центры кривизны этих двух кривых расположены на расстоянии / npyr от друга и, соответственно, на расстояниях iofl и 1.f2 от оси зуба, выбранных из соотношений

Ь, — — = — 0,81...0,98; — =0,1...0,3, (3)

m. а угол к (в угловых градусах) профиля эвольвентного участка выбран из соотношения — "=24...27, 6а (4) где h. — полная высота головки зуба:

Соотношением (1) определены допустимые размеры (высота 6 ) взаимосопряженных участков. Принимаются значения диапазона тем большие, чем больше число Z зубьев меньшего из взаимодействующих колес.

При изменении отношения сверх верхнего предела появляется опасность кромочного контакта зубьев из-за взаимосопряженности большей части профилей и снижение нагрузочной способности передачи, а ниже нижней границы — положительное влияние взаимосопряженных профилей оказывается несущественным.

Соотношения (2) и (4) характеризуют параметры эвольвентных участков по обеспечению профильного перекрытия при наибольшем профильном угле.

Высота внеполюсных участков ниже нижней границы соотношения (1) исключает положительное влияние несопряженных участков, а нарушение верхней границы у"ловий (,2) приводит к черезмерному увеличению высоты внеполюсных участков, уменьшению их минимального профильного угла, а в результате — к снижению угла профиля, ухудшение формы эвольвентного участка и эксплуатационных показателей передачи.

Значения соотношения (2) принимают тем большими, чем ниже точность изготовления передачи.

Соотношения (4) определяют выбор профильного угла эвольвентного участка тем большим, чем больше активная высота зуба, и позволяют улучшить форму эвольвентных участков без потери профильного перекрытия. При значениях ниже указанной в диапазоне (4) нижней границы снижается несущая способность эвольвентного участка из-за уменьшения угла зацепления.

Значения сверх верхнего предела приводят к необходимости такого уменьшения размеров внеполюсных участков, при котором отсутствует их благоприятное влияние на условия пересопряжения зубьев и смысл смешанного зацепления оказывается потерянным. Значения диапазона (4) выбирают тем большими, чем выше точность изготовления передачи.

Соотношение (3) определяет степень взаимной несопряженности профилей внеполюсных участков зубьев. Его диапазон выбран из условия отсутствия опасности кромочного контакта. Принимается тем большее значение диапазона, чем выше тех10 нологические погрешности передачи. Значения ниже нижней границы делают передачу нестабильной в работе, снижают ее задиростойкость и изгибную выносливость.

Выше верхней границы параметры создают

5 уменьшение активной высоты зубьев и снижение на грузочной способности передачи.

На фиг. 2 показаны номинальная линия 5 контакта, распределенная по эпюре 6.

Кромка а„— а, зуба расположена на верхней границе зуба, линия 7 — линия рас20 пределения контактных напряжений.

При работе зубчатой передачи зубья колес находятся в зацеплении друг с другом. Благодаря наличию взаимосопряженных участков внеполюсного зацепления увеличивается профильное перекрытие зубьев, а положение начального (без внешней нагрузки) контакта легко регулируется изменением межосевого расстояния. При этом происходит смещение начального контакта на внеполюсные участки, а при перекосах 0 осей парных зубчатых колес в любом слу<ае концентрация нагрузки происходит по внеполюсным участкам зубьев, теоретически работающим в фазе двухпарного зацепления с выпукло-вогнутым контактом.

В случае значительного перекоса осей

5 нагрузка вдоль .номинальной линии контакта (фиг. 2) распределяется неравномерно по эпюре 6 с концентрацией по внеполюсным участкам у одной из кромок а„— а„ зубьев. Тем не менее благодаря выпукловогнутому контакту внеполюсных участков и

40 их работе в фазе двухпарного зацепления это не приводит к появлению пика контактных напряжений — они распределяются по линии 7 и в зоне концентрации нагрузки напряжения меньше, нежели в точке

45 полюса зацепления.

Такая передача веьма эффективна при работе в условиях значительных перекосов осей колес, например в авиационных конструкциях с корпусами низкой жесткости.

Формула изобретения

1. Зубчатая передача смешанного зацепления, содержащая колеса, боковые профили зубьев которых включают эвольвентные участки и соединенные с ними вне55 полюсные неэвольвентные участки, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и плавности работы, внеполюсные неэвольвентные участки про1618936 б го неэвольвентного участка у головки описан дугой одной кривой, а профиль внеполюсного неэвольвентного участка у ножки зубьев парного колеса — дугами двух кривых, радиус р, для одной из которых по участку с высотой h2, выбран равным радиусу р, дуги головки по внеполюсному неэвольвентному участку, центры кривизны этих двух кривых расположены соответственно на расстояниях 1о, и 4 от оси зуба и на, расстоянии друг от друга, выбранных из соотношений — — 0,81 ...0,98; О, 1 ...0,3, 4,э где m — модуль зубьев, а угол и> (в угловых градусах) профиля эвольвентного участка выбран из соотнония — — — 0,1...0,45, 7 +фЭ где ha (Q ) — высота эвольвентного участка ше у головки (ножки) зуба.

2. Зубчатая передача по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности передачи, профиль внеполюсно- где

Б филей зубьев имеют точечно-сопряженные и взаимосопряженные отрезки, взаимосопряженные отрезки расположены между теоретическими точками контакта точечно-сопряженных отрезков и эвольвентными участками и выполнены высотой Ьт„выбранной из соотношения — — =0,2...0,6, Ь., где ht — высота внеполюсного участка профиля ножки; внеполюсные участки у головки выполнены высотой h выбранной из соотношения — — 24...27, aha 7 .

h, — полная высота головки.

Фиг.1 1893 а„

Р"ак р Н р,„

Сост

Заказ 3о оставитель A. 8

ВНИИП т р A Кравиук

Техред А ерховск

14 Гос

"раж,3 ий сударственного к

Корректор Н. Ревс

113035, М

Iloanncvoe осква, 7К вЂ” 3, — 5, Раш у скан наб., д. 4/5

CP

>, г. жгород, ул. Г, ул. Гагарина, 101

Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к волновым механическим передачам, и может быть использовано в редукторостроении Цель изобретения - повышение технологичности и обеспечение плавности работы волновой передачи При вращении генератора 2 волн с роликами 3 происходит упругая деформация гибкого колеса 4 и его взаимодействие с жестким колесом 5

Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкостроению, и может быть использовано в гидростатических приводах станков

Изобретение относится к машиностроению, к способам сборки виброгенераторов эксцентриковой кругосинусоидной передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным винтовым передачам, предназначенным для микроперемещений выходного звена

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам, и может быть использовано в качестве редуктора

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в волновых механических передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх