Способ ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, заключающимся в создании температурных напряжений в блоке и головке цилиндров при чередовании режимов работы двигателей на холостом ходу и полной нагрузке, осуществляемом по достижении установившегося температурного режима двигателя. При работе двигателя на каждом из упомянутых режимов увеличивают перепад температур между блоком и головкой цилиндров, причем на режиме холостого хода этот перепад увеличивают за счет интенсификации подогрева блока и охлаждения головки. Реализация этого способа обеспечивается наличием в устройстве двух контуров для циркуляции холодной и горячей жидкости через полости охлаждения блока испытуемого двигателя и двух контуров для циркуляции холодной и горячей жидкости через полости охлаждения головки цилиндров, изолированную от полости охлаждения блока, а также наличием запорных клапанов для переключений циркуляции жидкости с одного контура на другой. Существенное повышение перепада температур между основными деталями двигателя ужесточает условия их работы . Следствием этого является уменьшение продолжительности испытаний. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, I ил. Ј (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (113 (51)5 G 01 М 15 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4695867/06 (22) 12.04.89 (46) 23.03.91. Бюл. № 11 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (72) М. А. Григорьев, С. М. Левит и А. Е. Галактионов (53) 621.436.001.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1312431, кл. G 01 М !5/00, 1985. (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ BHYTPEННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, заключающимся в создании температурных напряжений в блоке и головке цилиндров при чередовании режимов работы двигателей на холостом ходу и полной нагрузке, осуществляемом по достижении установившегося

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к системам, обеспечивающим ускоренные режимы обкатки двигателя, и может быть использовано в процессе испытаний на безотказность.

Целью изобретения является уменьшение продолжительности испытаний.

Двигатель 1 снабжен системой жидкостного охлаждения, содержащей насос (не показан), полости для охлаждения блока 2 и головки 3 цилиндров. Устройство содержит первый 4 и третий 5 контуры циркуляции соответственно холодной и горячей жидкости через полости охлаждения блока 2 и второй 6 и четвертый 7 контуры циркуляции соответственно холодной и горячей жидкости через температурного режима двигателя. При работе двигателя на каждом из упомянутых режимов увеличивают перепад температур между блоком и головкой цилиндров, причем на режиме холостого хода этот перепад увеличивают за счет интенсификации подогрева блока и охлаждения головки. Реализация этого способа обеспечивается наличием в устройстве двух контуров для циркуляции холодной и горячей жидкости через полости охлаждения блока испытуемого двигателя и двух контуров для циркуляции холодной и горячей жидкости через полости охлаждения головки цилиндров, изолированную от полости охлаждения блока, а также наличием запорных клапанов для переключений циркуляции жидкости с одного контура на другой. Существенное повышение перепада температур между основными деталями двигателя ужесточает условия их работы. Следствием этого является уменьшение продолжительности испытаний. 2 с. и

2 з.п. ф-лы, 1 ил. полости охлаждения головки 3. Контур 4 содержит жидкостный насос двигателя, емкость 8, запорный клапан 9, установленный на входе в полость охлаждения блока 2 перед жидкостным насосом двигателя, запорный клапан 10, установленный на выходе из полости охлаждения блока, жидкостно-жидкостный телообменник 11, размещенный между запорным клапаном 10 и емкостью 8, и подключенный к сети центрального водоснабжения с вентилем 12, запорный клапан

13 между теплообменником 11 и емкостью 8, запорный клапан 14 между емкостью 8 и запорным клапаном 9.

Температура жидкости в емкости 8 измеряется датчиком 15 температуры. Контур 5 содержит запорные клапаны !6 и 17 и ем1636709

10

30

45

55

3 кость 18 с установленным в ней датчиком

19 температуры и теплообменник 20 с вентилем 21. Для нагрева жидкости в емкости

18 в ней установлен электронагреватель 22.

Циркуляция жидкости в контурах 4 и 5 осуществляется жидкостным насосом двигателя. Контур 6 содержит запорные клапаны

23 и 24, емкость 25, жидкостно-жидкостный теплообменник 26, подключенный к сети центрального водоснабжения с вентилем 27.

Температура жидкости в емкости 25 измеряет ся датчиком 28 температуры. Контур 7 содержит запорные клапаны 29 и 30, емкость

31 с размещенным в ней электронагревателем 32, теплообменник 33 с вентилем 34.

Температура жидкости в емкости 31 измеряется датчиком 35 температуры. Циркуляция жидкости в контурах 6 и 7 осуществляется насосом 36 с автономным приводом и переменной подачей, обеспечивающим расход жидкости через головку блока цилиндров, аналогичный эксплуатационному расходу при данной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

В контур 4 параллельно емкости 8 подключены холодильник 37 и запорный клапан 38, а также запорный клапан 39. Устройство снабжено охладителем в виде змеевика 40 и электронагревателем 41, введенными в контур циркуляции масла системы смазки испытуемого двигателя и размещенными в поддоне его картера. Вход в з" иевик:l>: .i." .- >)ентиль 42 подсоединен к : и .,; j )и) н>сиабжения, а вы> к . »)3 I II с канализацией.

Тем", 1>.:тура .:. I)» доие картера измеряег. : д>)тчи:,()v I T )ик 44 установлен

tlà вь...>де li и, ° и .> .I I>I<.lållèH головки

)атчик 45 и„вых»,. из полости охлаждения блока 2..l IIIol>))hie клапаны 38 и

39 выполнены с э,)ектромагнитным приводом и подключены к блоку управления (не показано) .

В качестве рабочих жидкостей для емкостей 8 и 18 используют низкозамерзающую жидкость (антифриз): для емкостей

25 и 31 смесь 60% глицерина и воды. Перед установкой двигателя на стенд в каналах подвода охлаждающей жидкости из блока

2 в головку 3 устаиавливают заглушки, изолируя их одна от другой, а в головке 3 высверливают каналы для подключения к контурам 6 и 7. Установленный на стенде двигатель 1 соединен карданным валом с нагрузочным устройством 46.

С пособ осуществляют следующим образом.

Предварительно до испытаний производят наброс и сброс нагрузки на испытуемый двигатель с регистрацией датчиками

45 и 44 переходного температурного процесса. Определяют время переходных тепловых процессов в блоке и головке блока цилиндров до стабилизации температурного режим — температур охлаждающей жидкости на выходе из головки и блока (для блока 8005 Ñ при нагреве и 20 5 С при охлаждении; для головки 140+5 С при нагреве и 20 -5 С при охлаждении), которое определяет длительность каждой фазы испытаний. Перед испытаниями емкости каждого контура заполняют рабочими жидкостями.

Запуск и прогрев двигателя до температуры охлаждающей жидкости и масла 80+5 С производят при включенном приводе насоса

36, электронагревателе 32 и открытых клапанах 24, 23, 16 и 17 (остальные клапаны закрыты) . жидкость циркулирует в контурах 5 и 7.

Заданную температуру в емкости 31 достигают и поддерживают посредством электронагревателя 32. После прогрева двигателя начинают испытания.

За начало цикла испытаний принимаются фазы охлаждения блока и нагрева головки цилиндров. В начале цикла двигатель выводят на режим холостого хода.

Для обеспечения циркуляции горячей жидкости из емкости 31 в контуре 7 и холодной жидкости из емкости 8 в контуре 4 клапаны 29, 30, 9, 10, 13 и 14 открыты, а остальные закрыты. Насос 36 работает с подачей, соответствующей эксплуатационной подаче насоса двигателя при номинальной частоте вращения коленчатого вала, что обеспечивает расход горячей жидкости через головку блока цилиндров, аналогичный эксплуатационному.

При повышении температуры в емкости выше заданной (+140+5 С) вентиль 34 открывается и расход воды через теплообменник 33 увеличивается,при снижении температуры вентиль закрывается и расход воды уменьшается (прекращается). Рабочая жидкость в контуре 4 после выхода из двигателя проходит через теплообменник 1l.

Количество охлаждающей воды, подаваемое в теплообменник, регулируют вентилем 12 в зависимости от температуры жидкости, измеряемой датчиком 15. При повышении температуры выше заданной (+20 5 С) вен тиль 12 открывается и расход воды через теплообменник увеличивается, при снижении температуры вентиль закрывается и расход воды уменьшается. Для обеспечения интенсивного охлаждения масла вода из сети центрального водоснабжения при открытом клапане 42 проходит по змеевику

40 в поддоне картера и сливается в канализацию. При достижении стабилизированного температурного режима по сигналу блока управления двигатель переводится на режим номинальной мощности и одновременно начинается вторая фаза — нагрев блока и охлаждение головки цилиндров.

Для обеспечения циркуляции холодной жидкости из емкости 25 в контуре 6 и горячей жидкости из емкости 18 в контуре 5 клапаны 23, 24, 16 и 17 открываются (остальные закрыты). Насос 36 работает с подачей, соответствующей эксплуатационной подаче жидкостного насоса двигателя на минималь1636709 ной частоте холостого хода. Масло в поддоне картера подогревается электронагревателем 41. При достижении заданной (80+5 С) температуры масла в поддоне картера электронагреватель отключается. Так как при переходе с охлаждения блока цилиндров на нагрев в емкость 18 вытесняется часть холодной жидкости, то температура в емкости несколько снижается. Для поддержания заданной температуры в емкости

18 включается электрона греватель 22. В случае повышения температуры в емкости выше заданной (80+5 С) вентиль 21 открывается и расход воды через теплообменник 20 увеличивается, при снижении температуры вентиль закрывается и расход воды уменьшается (прекращается). Жидкость в контуре

6 после выхода из головки цилиндров проходит через теплообменник 26. Количество охлаждающей воды, подаваемой в него, регулируется вентилем 27 и зависит от температуры жидкости, измеряемой датчиком

28, установленным в емкости 25. После завершения этой фазы цикл повторяется.

Конструкция устройства предусматривает возможность переохлаждения блока цилиндров в первой фазе цикла для получения экстремальных напряжений в деталях двигателя. При этом в головку блока подается горячая жидкость по контуру 7, в блок цилиндров жидкость подается из емкости 8 через холодильник 37, где жидкость охлаждается до — 20 С. Клапаны 29, 30, 9, 39, 10 и 38 открыты (остальные закрыты). Такое изменение теплового состояния основных деталей двигателя в сочетании с изменением режима его работы приводит к макротеплосменам, следствием которых является термическая усталость материала, и позволяет существенно сократить продолжительность испытаний.

Формула изобретения

1. Способ ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания, заключаюгцийся в создании температурных напряжений в блоке и головке цилиндров при чередовании режимов работы двигателя на холостом ходу и полной нагрузке, осуществляемом по достижении установившегося температурного режима двигателя на каждом из режимов, при котором на режиме холостого хода интенсифицируют охлаждение блока, а на режиме полной нагрузки осуществляют дефорсирова ние охлаждения блока, отличающийся тем, что, с целью уменьшения продолжительности испытаний, изолируют полости охлаждения блока и головки цилиндров, на режиме холостого хода осуществляют дополнительный подогрев жидкости, циркулирующей через полость охлаждения головки, а на режиме полной мощности осуществляют дополнительный подогрев жидкости, циркулирующей через целость охлаждения блока, и интенсифицируют охлаждение жидкости, циркулирующей через полость охлаждения головки цилиндров.

2. Устройство для ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением, содержащее нагрузочное устройство, соединенное с испытуемым двигателем, и подключенную к испытуемому двигателю гидравлическую систему циркуляции жидкости через полости охлаждения блока и головки цилиндров, выполненную в виде первого и второго конту15 ров, причем в каждый из контуров включен охлаждающий элемент, и контур циркуляции масла, отличающееся тем, что, с целью уменьшения продолжительности испытаний, гидравлическая система снабжена третьим и четвертым контурами циркуляции, дополнительным насосом, полости охлаждения блока и головки изолированы одна от другой, первый и второй контуры снабжены емкостями холодной воды, каждый охлаждающий элемент выполнен в ви25 де теплообменника, а третий и четвертый контуры снабжены электронагревателями и теплообменниками, причем вход полости охлаждения блока через первый и второй клапаны подключен к выходам соответственного первого и третьего контуров, а выход

3о полости охлаждения блока через третий и четвертый клапаны подключен к входам соответственно первого и третьего контуров, вход полости охлаждения головки через дополнительный насос и пятый и шестой клапаны подключен к выходам соответст35 венно второго и четвертого контуров, а выход полости охлаждения головли через седьмой и восьмой клапаны подключен к входам соответственно второго и четвертого контуров.

40 3. Устройство по и. 2, отличающееся тем, что оно снабжено холодильником, с девятого по двенадцатый клапанами, причем девятый клапан подключен с одной стороны к емкости холодной воды первого контура и входом первого клапана, десятый клапан

45 установлен в магистрали между емкостью холодной воды и теплообменником первого контура, вход холодильника через одиннадцатый клапан подключен к выходу теплообменника первого контура, а через двенадцатый клапан — к емкости холодной воды первого контура, причем выход холодил ьника включен в магистраль между первым и девятым клапанами.

4. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что в контур циркуляции масла введе55 ны электронагреватель и охладитель в виде змеевика, подключаемого к магистрали с охлаждающей водой.!

636709

Составитель М. Горохов

Редактор И. Дербак Техред А: Кравчук Корректор Т. Малец

Заказ 8!0 Тираж 357 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ ускоренных стендовых испытаний двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению , в частности к средствам для контроля и диагностирования топливной аппаратуры дизельных двигателей

Изобретение относится к технике контроля и позволяет повысить качество испытаний турбины по различным параметрам

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при ускоренных испытаниях двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на надежность

Изобретение относится к испытательной технике и может бьпь использовано для исследования различ ных характеристик износа рабочих органов почвообрабатывающих машин

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет снизить отрицательное экологическое воздействие и уменьшить потери рабочей жидкости и кислорода

Изобретение относится к автотракторным двигателям и может Пить использовано при испытании их на надежность о Целью изобретения является повышение точности результатов испытания двигателя на надежность путем учета откатов, вызванных задирами направляющей части поршня и поршневых колец„ Способ заключается в чередовании скоростных режимов двигателя, работающего с полной нагрузкой, от ч ITOTFI вращения колечча мг в;1

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх