Коробка передач транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

)5 В 60 К. 17/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4707803/11 (22) 20.06.89 (46) 07.06.91. Бюл, М 21 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В.И.Некрасов (53) 629.113.585.1(088.8) (56) Гришкевич А.И. и др. Автомобили.—

Минск: Вышейшая школа, 1985, с, 75, рис. 3,2г. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является упрощение конструкции. Изобретение позволяет уменьшить стоимость и ме. Ж 1654038 А1 таллоемкость, а также повысить КПД коробки передач (КП) за счет уменьшения количества шестерен внешнего зацепления. В корпусе 1 двухвальной коробки передач расположены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу свободно установлены шестерня 4 и блок шестерен 5, 6 между отдельной шестерней и блоком на валу жестко закреплена ступица 12 с подвижной трехпоэиционной муфтой 14 переключения передач. На вторичном валу расположены аналогичные элементы: 8, 9, 10, 13, 15. Блоки шестерен в за имоза цепл ен ы одной парой шестерен 5 и 9, вторые шестерни блоков зацеплены с отдельными шестернями: 6 и 8, 10 и 4. Два задних хода обеспечиваются шестернями 17, 18, 15 ил.

1654038

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.

Целью изобретения является упрощение конструкции.

На фиг.1 изображена схема коробки передач в нейтральном положении; на фиг.2— расположение направляющих в нейтральном положении; на фиг.3 — схема перемещения рычага при переключении передач; на фиг,4— схема передач крутящего момента при движении на I; на фиг.5 — расположение направляющих при движении íà I передаче; на фиг.6 и 7 — то же, движение t-.a !! передаче; на фиг. 8 и 9 — то же, движение на III передаче; на фиг. 10 и 11 — то же, движение на IV; на фиг,12 и 13— то же, движение на передаче заднего хода; на фиг.14 и 15 — то же, движение íà il передаче заднего хода.

В корпусе коробки передач 1 (фиг. 1) на опорах установлены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу 2 свободно установлены отдельная шестерня 4, блок шестерен 5 и 6 переднего хода, образующих трубчатый вал 7, аналогичные элементы: шестерня 8, блок из шестерен 9 и 10 с трубчатым валом 11 установлены на вторичном валу 3. На каждом валу жестко установлены ступицы 12 и 13 муфт 14 и 15 переключения.

На отдельной оси 16 установлена промежуточная шестерня 17 заднего хода. На трубчатом валу 7 и муфте 15 переключения жестко установлены шестерни 18 и 19 заднего хода.

Механизм переключения (фиг,2) состоит из рычага 20 перреключения с опорой. Наконечник рычага 20 располагается в пазах головок-направляющих 21 — 23, закрепленных на ползунах 24-26. На этих полэунах установлены вилки переключения передач: на ползуне 24 вилка муфты 15 переключения с шестерней

19, на ползуне 25 — вилка муфты 14 переключения и на ползуне 26 — вилка дополнительной шестерни 17 заднего хода. В головках-направляющих 21 и 23 установлены пружинные предохранители 27 и 28. На каждом ползуне имеется фиксатор.

Коробка передач с механизмом переключения работает следующим образом.

Нейтральное положение. Предохранители 27 и 28 (фиг,2) удерживают рычаг 20 в пазу головки 22 ползуна 25. Муфты 14 и 15 переключения передач удерживаются фиксаторами в нейтральном положении, а шестерня 17 — в выключенном (фиг.1), На современных автомобилях, как правило, движение начинают с второй передачи. первая передача используется только в тяжелых дорожных условиях. Иэ нейтрального положения сразу включается вторая передача, ll передача. Наконечник рычага 20 (фиг,7) располагают в пазах направляющих

5 21 и 22, перемещают в правое положение(!!) обе направляющие, ползуны 24 и 25, вилки и муфты 14 и 15 переключения. При этом муфта 14 соединяет ступицу 12 первичного вала 2 с шестерней 5, а муфта 15 — ступицу

10 13 вторичного вала 3 с шестерней 8.

Крутящий момент передается (фиг.6) от первичного вала 2 на ступицу 12, муфту 14, шестерню 5, трубчатый вал 7, через шестер15 ни 6 и 8 — муфту 15, ступицу 13 и вторичный вал 3.

IIl передача, Перемещают оба полэуна

21 и 22 (фиг.9) из правого положения в левое (Л). При этом муфта 14 выходит из зацеп20 ления с шестерней 5 и соединяется с шестерней 4. а муфта 15 передвигается от шестерни 8 к шестерне 9.

Крутящий момент передается (фиг,8) от первичного вала 2 через ступицу 12, муфту

25 14, шестерни 4 и 10, трубчатый вал 11, шестерню 9, муфту 15 на ступицу 13 и вторичный вал 3, IV передача. Наконечник рычага 20 (фиг. 11) выводят из паза направляющей 21, оставляют его в пазу направляющей 22, пе30 ремещают направляющую, ползун 25 и муфту 14 из левого положения в правое.

Крутящий момент передается. (фиг.10) от первичного вала 2 через ступицу 12, муфту 14, шестерни 5 и 9, муфту 15, на ступицу

35 13 и вторичный вал 3.

I передача включается после II передачи, Наконечник рычага 20 (фиг,5) располагают в пазу направляющей 22, перемещают

40 из правого положения в левое, Крутящий момент передается (фиг,4) от первичного вала 2 на ступицу 12, муфту 14, через шестерни 4 и 10 на трубчатый вал 11, шестерни 9 и 5 на трубчатый вал 7, шестерни 6 и

45 8, муфту 15 на ступицу 13 и вторичный вал 3, l задний ход.

Из нейтрального положения (фиг.13) переводят наконечник рычага 20 в пазы направляющих 22 и 23, перемещают их в левое

50 положение, через ползуны 25 и 26 и вилки перемешают муфту 14 на шестерню 4, э дополнительную шестерню 17 заднего хода вводят в зацепление с шестернями 18 и 19.

55 Крутящий момент передается (фиг.12) до трубчатого вала 7 как при передаче переднего хода, далее через шестерни 18, 17 и 19 на муфту 15, находящуюся в нейтральном положении, на ступицу 13 и вторичный вал 3.

1654038

Ян.П

Фиг. 2

1аераЬиа

А

Ю p88cFo

Puz. 7

tI задний ход.

Располагают наконечник рычага 20 только в пазу направляющей 22 (фиг.15), перемещают ее вместе с ползуном 25, вилкой и направляющей с левого положения в 5 правое, Крутящий момент передается (фиг.14) до трубчатого вала 7 как при II передаче переднего хода, далее как при передаче заднего хода, 10

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал с муфтой, 15 расположенной между установленными на валу шестернями, две из которых имеют возможность соединения с валом посредством упомянутой муфты вторичного вала, содержащего муфту, расположенную между 20 установленными на валу шестернями, двеиз которых имеют возможность соединения с валом и зацеплены с шестернями первичного вала, при этом коробка передач содержит ось, на которой установлена шестерня, вводимая в зацепление с шестернями первичного и вторичного валов, и привод управления, отличающаясятем,что,сцелью упрощения конструкции, одна из двух соединяемых с первичным валом шестерен непосредственно зацеплена с одной из двух соединяемых с вторичным валом шестерен, причем первая из них выполнена в виде блока с шестерней первичного вала, находящейся в зацеплении с второй соединяемой с вторичным валом при помощи муфты шестерней, а вторая выполнена в блоке с шестерней вторичного вала, находящейся в зацеплении с второй соединяемой с первичным валом при помощи муфты шестерней.

Фиг.8 и nepedaua

Фиг. ft

Рц2.

1 За3чий ход

Вк.

Фиг. (2

Ьиг 14

Составитель С.Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор T.Ìàëåö

Редактор М.Бланар

Заказ 1920 Тираж 339 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКН Г СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Г1 роиз водо твенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород ул. I а гарина, 101

1654038 и ЛЕредагМ,1 И

Фиг. 15 ип

Фиг. 15

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и касается бесступенчатых трансмиссий транспортных средств, содержащих фрикционные вариаторы

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам для изменения частоты вращения и передаваемого крутящего момента, и может быть использовано в коробках передач и трансмиссиях транспортных средств.Цель изобретения - упрощение конструкции и расширение диапазона бесступенчатого регулирования частоты вращения и крутящего момента на ведомом валу

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и сельскохозяйственных ман1ин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления гидромеханическими трансмиссиями.- Цель изобретения - повышение надежности работы

Изобретение относится к автомобильному транспорту

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх