Коробка передач транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)S В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕ>НЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTQPCKOMY СВИДETEflbCTSY

0 (Л

Oi

О

Ф

О (21) 4708186/11 (22) 20.06.89 (46) 07.06.91. Бюл. t+ 21 (71) Курганский машиностроительный институт . (72) В.И.Некрасов и Т.В.Некрасова (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N1224188,,кл. В 60 К 17/08, 1986. (54) КО ОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства. В корпусе 1 трехвальной Kll расположены первичный 2, вторичный 3 валы и ось 4 двух блоков шестерен промежуточного вала; 5 и 7, 8 и 9. Шестерни блоков взаимо Ы 1654040 А1 эацеплены со свободно установленными шестернями других валов: 9 с шестерней 12 первичного вала; 5 — 8 с шестернями 15-17 вторичного вала. На первичном валу жестко закреплена ступица 13 с подвижной трехпозиционной муфтой 14 переключения передач. Аналогичные элементы 18 и 19 расположены на вторичном валу между шестернями 16 и 17. Две двухпозиционные муфты переключения противоположно установлены: 23 — между блоками шестерен промежуточного вала, 24 — между шестернями

15 и 16 вторичного sana. Муфты 23 и 24 перемещаются ползуном одновременно с приводом от педали сцепления. Ползуны с направляющими управляются рычагом переключения передач, который может перемещать как отдельные ползуны, так и два вместе, Четыре задних хода обеспечиваются шестернями 6, 22 и 20, 1 з.п. ф-лы, 28 ил.

1654040

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин.

Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей транспортного средства.

На фиг:1 изображена схема восьмиступенчатой коробки передач (КП) в нейтральном положении; на фиг.2 — положение направляющих рычага переключения в нейтральном положении; на фиг.3 — таблица с положениями направляющих при различных передачах; на фиг.4 — схема перемещения рычага при переключении передач; на фиг.5 — схема передачи момента при движении вперед на передаче; на фиг,6— положение направляющих, ползунов и наконечника рычага переключения на 1 передаче; на фиг. 7 — то же, что на фиг.5,11 передача переднего хода; на фиг.8 — то же, что на фиг.6, II передача переднего хода; на фиг.9 — то же, что на фиг.5, III передача переднего хода; на фиг.10 — то же, что на фиг.6, III передача переднего хода; на фиг.11 — то же, что на фиг,5, IV передача переднего хода; на фиг.12 — то же, что на фиг.6, IV передача переднего хода; на фиг.13 — то же, что на фиг.5, Ч передача переднего хода; на фиг.14 — то же, что нэ фиг,6, Ч передача переднего хода; на фиг.15— то же, что на фиг,5, Vl передача переднего хода; на фиг.16 — то же, что на фиг.6, Vl передача переднего хода; на фиг.17 — то же, что на фиг.5, Vll передача переднего хода; на фиг,18 — то же, что на фиг,6, ЧИ передача переднего хода; на фиг. 19 — то же, что на фиг.5, ЧИI передача переднего хода; на фиг.20 — то же, что на фиг.6, Vill передача переднего хода; на фиг,21 — схема передачи момента при движении задним ходом на 1 передаче; на фиг.22 — положение направляющих ползунов и наконечника рычага переключения на 1 передаче заднего хода; на фиг.23 — то же, что на фиг.21, И передача заднего хода; на фиг.24 — то же, что на фиг,22,И передача заднего хода; на фиг.25— то же, что на фиг.21, lll передача заднего хода; на фиг.26 — то же, что на фиг.22, И! передача заднего хода; на фиг.27 — то же, что на фиг.21, IV передача заднего хода; на фиг.28 — то же. что на фиг.22, IV передача заднего хода.

В корпусе 1 КП (фиг.I) на опорах установлены первичный 2 и вторичный 3 валы, а также ось 4 блоков шестерен 5-9, образующих два трубчатыМ промежуточных вала 10 и 11. Hs первичном валу 2 свободно уста. новленв шестерня 12 и жестко закреплена ступица 13, по которой в осевом нвправлении может перемещаться муфта 14 переключения.

Ха вторичном валу 3 свободно установлены шестерни 15-17, а также жестко закреплена ступица 18, по которой в осевом направлении может перемещаться муфта 19 переключения с закрепленной на ней шестерней 20 заднего хода, На оси 21 установлена отдельная шестерня 22 заднего хода.

Взаимосвязанные муфты 23 и 24 включения противоположного действия расположены на зубчатых венцах шестерен 7 и 15.

Механизм переключения передач (фиг,2) размещен в корпусе 1 КП, он состоит из рычага 25 переключения с опорой. Наконечник рычага 25 располагается в пазах головок-направляющих 26 — 28, закрепленных на ползунах 29-31. На этих ползунах установлены вилки переключения передач, входящие в пазы муфт переключения и шестерни заднего хода. На ползуне 29 (D) вилка на шестерню 22 (D), на полэуне 30 (А) вилка на муфту 14 переключения и на полэуне 31 (С) вилка нэ муфту 19 переключения.

В головках-направляющих 26 и 28 установлены пружинные предохранители 32 и

33, Ползун 34 вилками захватывает муфты

23 и 24 (В), он управляется педалью сцепления. Ползуны 30 (А) и 31 (С) могут иметь три положения, полэуны 29 (D) и 34 (B) — два положения, стабилизируемые фиксаторами.

Коробка передач с механизмом перекл ючен и я работает следующим об разом, Нейтральное положение, Предохранители 32 и 33 (фиг.2) удерживают рычаг 25 переключения в пазу головки

27 ползуна 30 (А), муфты 14 и 19 переключения (фиг.1) с вилками, полэунами 30 и 31 (С) удерживаются в нейтральном положении, шестерня 22 заднего хода с вилкой и полэуном 29 (D) удерживаются в выключенном положении, а муфты 23 и 24 выключения ползуном 34 (В) в одном из крайних положений. Ползун 34 (В) передвигается от педали сцепления при каждом переключении, остальные ползуны переключаются рычагом: ползун 30 (А) через два переключения, ползун 31 (С) — через четыре переключения, полэун 29 (D) — только при заднем ходе (фиг.2), 1 передача.

Наконечник рычага 25 (фиг.6) усилием руки водителя, преодолевая сопротивление пружины предохранителя 33, смещается в паз головки направляющей 28. Величина поперечного перемещения ограничивается предохранителем, наконечник размещается в пазах двух головок 27 и 28 (А, С). В этом

1654040 шестерни 16 и 7, трубчатый вал 11, шестер50 ни 6, 22 и 20, муфту 19, ступицу 18 на вторичный вал 3.

II задний ход.

Муфты 23 и 24 переводят в левое положение (фиг,24).

Крутящий момент передается (фиг.23) от первичного вала до шестерни 8 как при I передаче заднего хода, далее муфтой 23 на шестерню 7 и опять как при предыдущей передаче.

55 положении рычаг сдвигается в продольном, относительно КП, направлении, перемещает полэуны 30 и 31 от первичного вала, вместе с ними вилки и муфты 14 и 19 переключения .

Затем рычаг сдвигают только в паз направляющей 27(А) и перемещают ее вместе с муфтой 14 к первичному валу. Включенное положение закрепляется фиксаторами.

Муфты переключения соединяют ступицу 13 с шестерней 12. ступицу 19 с шестерней 17, шестерню 15 с шестерней 16, Крутящий момент передается (фиг.5) от первичного вала 2 на ступицу 13, через муфту 14 на шестерни 12 и 9, трубчатый вал 10, шестерни 8 и 15, муфту 24, шестерни 16 и 7, трубчатый вал 11, шестерни 5 и 17, муфту 19 на ступицу 18 и вторичный вал 3, II передача.

Педалью сцепления переводят ползуном 34 (В) муфты 23 и 24 иэ правого положения в левое (фиг.8), при этом разобщаются шестерни 15 и 16, но соединяются шестерни

7 и 8.

Крутящий момент передается (фиг.7) от первичного вала 2 до шестерни 8 как при 1-й передаче, от шестерни 8 через муфту 23 на шестерню 7 и далее как íà I передаче. .III передача.

Перемещают ползун 30 (А) (фиг.10) в продольном направлении в другую сторону (от первичного вала), при этом муфта 14 соединяет ступицу 13 с шестерней 15. Ползун 34 (В) переключает муфты 23 и 24.

Крутящий момент передается (фиг.9) от первичного вала 2 на ступицу 13, через муфту 14 на шестерню 15 через муфту 24, шестерни 16 и 7, трубчатый вал 11, шестерни 5 и 17, муфту 19 на ступицу 18 и вторичный вал 3, IV передача.

Переводят муфты 23 и 24 (В) из правого положения в левое (фиг.12).

Крутящий момент передается (фиг.11) от первичного вала 2 до шестерни 15 как на

III передаче, затем на шестерню 8, через муфту 23 на шестерню 7, трубчатый вал 11, далее как íà III передаче.

V передача.

Переводят муфту 19 (С) из первого положения в левое, вместе с ней перемещают муфту 14 (А). Наконечник рычага 25 (фиг.14) смещают в пазы двух направляющих 27 и 28 (А и С) и перемещают их в сторону первичного вала, при этом муфта 19 (С) от шестерни

17 передвигается на шестерню 16, а муфта

14 (А) от шестерни 15 на шестерню 12. Как и при любом переключении ползуч 34 (В) изменяет свое положение.

Крутящий момент передается (фиг.13) от первичного вала 2 до шестерни 16 как при

I передаче, далее через муфту 19 на ступицу.

18 и вторичный вал 3.

Vl передача, Перемещают муфты 23 и 24 ползуном 34 (В) (фиг.16).

Крутящий момент передается от первичного вала 2 через ступицу 13, муфту 14, шестерни 12 и 9, трубчатый вал 10, шестерню 8, муфту 23, шестерню 7, трубчатый вал

11, шестерни 7 и 16, муфту 19, ступицу 18 на вторичный вал 3.

VI I передача (прямая).

Выводят наконечник рычага 25 (фиг.18) иэ паза головки 28 (С), смещают в продольном направлении от первичного вала ползун 27 с вилкой и муфтой 14 переключения (А), которая соединяет ступицу 13 с шестерней 15. Муфты 23 и 24 ползуном 34 (В) изменяют свое положение.

Крутящий момент передается (фиг.17) от первичного вала 2 на ступицу 13, через муфту 14 на шестерню 15, от нее на муфту 24, шестерн ю16, муфту 19, ступицу 18 и вторичный вал 3.

VI I I передача.

Переводят муфты 23 и 24 ползуном 34 (В) из правого положения в левое (фиг.20).

Крутящий момент передается (фиг.19) от первичного вала 2 на ступицу 13, через муфту 14 на шестерни 15 и 8, муфту 23, шестерни 7 и 16, муфту 19, ступицу 18 на вторичный вал 3.

l задний ход, Иэ нейтрального положения смещают наконечник рычага 25 в паэ головок 26 и 27 (фиг.22). Перемещают оба ползуна 29 и 30 с вилками, муфтой 14 переключения и отдельной шестерней 22 в сторону первичного вала. При этом (фиг.21) муфта 14 соединяет ступицу 13 с шестерней 12 (как при I передаче), отдельная шестерня заднего хода 22 входит в зацепление с шестернями 6 и 20 промежуточного и вторичного валов. Муфты

23 и 24 ползуном 34 (В) переводят в правое положение.

Крутящий момент от первичного вала 2 ступицей 13 муфтой 14 передается на шестерню 12, далее через шестерню 9, трубчатый вал 10, шестерни 8 и 15, муфту 24, 1654040

Фиг,2

1И задний ход.

Муфты 23 и 24 переводят в правое положение (фиг.26), Смещают наконечник рычага

25 в паз направляющей 27 (А) и перемещают

9е вместе с ползуном 30, вилкой и муфтой

14 переключения от первичного вала. Муфта

14 соединяет ступицу 13 с шестерней 15.

Крутящий момент передается (фиг.25) до трубчатого вала 11 как при И передаче переднего хода далее через шестерни заднего хода на вторичный вал, IV задний ход.

Муфты 23 и 24 перемещают в левое пол ожение (фиг.28).

Крутящий момент передается (фиг.27) до трубчатого вала 11 как при IV передаче переднего хода, далее через шестерни заднего хода на вторичный вал.

Экономический эффект выражается в повышении эксплуатационных свойств транспортного средства за счет расширения диапазона КП, снижения расхода топлива зв счет возможности выбора оптимального передаточного числа трансмиссии при увеличении числа передач, что позволяет работать двигателю на режиме минимального расхода топлива и низкой. токсичности выхлопных газов, !

Формула изобретения

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая расположенные в корпусе первичный вал с шестерней, установленной нв валу с возможностью вращения и соединенной с валом с помощью муфты, ступица которой жестко закреплена на валу, промежуточный вал с шестернями, вторичный вал с шестернями, установленными на валу с

5 возможностью вращения, и двумя расположенными между шестерен муфтами, причем ступица первой из муфт жестко соединена с валом, а на ее обойме выполнен зубчатый венец, находящийся в зацеплении с уста10 новленной на оси с воэможностью осевого перемещения шестерней заднего хода, которая также зацеплена с промежуточным валом коробки, при этом одна из шестерен вторичного вала выполнена с возможностью

15 соединения с первичным валом посредством упомянутой муфты, расположенной на первичном валу, а также систему управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможно20 стей, шестерни промежуточного вала объединены в два блока. между которыми расположена подвижная в осевом направлении муфта, связанная с второй муфтой вторичного вала и штоком управления сцеп25 лением транспортного средства.

2, Коробка передач по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что система управления коробкой выполнена в виде подвижных в осевом направлении четырех ползунов, связанных

30 с упомянутыми муфтами переключения и шестерней заднего хода, причем один из ползунов помимо этого связан с педалью сцепления, а другие — с рычагом переключения передач и содержат установленные в

35 направляющих блокировочные элементы.

У nepeouva

4 В

Фиг.5

Enepelava

Риг. 7

Д nepedava

Фиг. 9

1F nepedavu

Фиг. 11

1654040

Фиг. 14

Фиг. 13

Яьа20

Фи2 1У

P rlepeDaVA, С

Уhepe8a Va йя.15

Ю еере0иеи — — Ла — В

Puz, 16

1654040

Фиг. 22

Фиг. 2,г

8 задюй,тад

Фиг. 2У

E займ,та/

Риъ 2б

Фиг.25

1Р загЬий,тйй

Фиг.28

Составитель С.Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Редактор М.Бланар

Производственно-издательский комбинат "Патент, r. Ужгород, уп.Гагарина, 101

Заказ 1920 Тираж 340 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей, тракторов и т.д

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к автомобильной технике

Изобретение относится к машиностроению, главным образом транспортному, и в первую очередь к автоматостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх