Судовая многодвигательная установка

 

Изобретение относится к системе наддува судовой силовой установки.Цель изобретения - повышение надежности и безопасности судовой многодвигательной установки. Установка содержит по меньшей мере один главный двигатель 1 и по меньшей мере один вспомогательный двигатель 19, с валом которого связан генератор 22. Вал силовой газовой тубрины 13 связан с валом вспомогательного .двигателя через обгонную муфту 23, предотвращающую передачу вращения от двигателя к турбине. По а п а гв гз I i i i i гоим,г5 i i ягзге.и г-ы jjJsb &-Т- ооооо / ; « отработавшим газам (ОГ) силовая турбина 13 включена параллельно турбине 7 турбонагнетателя главного двигателя. Если главный двигатель работает в диапазоне низких нагрузок, все его ОГ направляются в турбину 7 для привода нагнетателя 8 наддува. Генератор приводится в работу вспомогательным двигателем. При нагрузке на главный двигатель больше половины номинальной части ОГ перепускается в силовую турбину, а мощность вспомогательного двигателя снижается. По сигналу о том, что давление наддува этого двигателя меньше , чем давление его ОГ, по сигналу блока 43 управления открывается регулировочный , клапан 35.Неохлажденный наддувочный воздух главного двигателя поступает в центробежный компрессор 31 вспомогательного двигателя через соединительный трубопровод 34 и сопла, ориентированные тангенциально к лопаткам рабочего колеса в направлении вращения, воздуйствуя при этом на эти лопатки и подмешиваясь в качестве добавки к воздуху, всасываемому в этот компрессор. 3 з.п.ф-лы, 3 ил. гв гз i i гоим,г5 i i ягзге.и г-ы jjJsb о СЛ 00 00 Ю СО Г Jt Г п Фиг.1 Ю /7

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 02 В 37/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБ1 ТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4355483/06 (22) 07,04.88 (31) P 3711863.3 (32) 08.04.87 (33) ОЕ (46) 23.06.91, Бюл. М23 (71) М.А.Н.-Б унд В Дизель ГМБХ (DE) (72) Карл Хайнц Шротт(ОЕ) (53).621.43.052 (088.8) (56) Заявка ЕПВ hk 0235390, кл. Е 02 В 37/00. опублик. 1986. (54) СУДОВАЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНО8КА (57) Изобретение относится к системе наддува судовой силовой установки. Цель изобретения — повышение надежности и безопасности судовой многодвигательной установки. Установка содержит по меньшей мере один главный двигатель 1 и по меньшей мере один вспомогательный двигатель

19, с валом которого связан генератор 22.

Вал силовой газовой тубрины 13 связан с валом вспомогательного, двигателя через обгонную муфту 23, предотвращающую передачу вращения от двигателя к турбине. По

„„Я „„1658824 А3 отработавшим газам (ОГ) силовая турбина

13 включена параллельно турбине 7 турбонагнетателя Главного двигателя. Если главный двигатель работает в диапазоне низких нагрузок, все его Ul направляются в турбину 7 для привода нагнетателя 8 наддува.

Генератор приводится в работу вспомогательным двигателем. При нагрузке на главный двигатель больше половины номинальной части ОГ перепускается в силовую турбину. а мощнос-:ь вспомогательного двигателя снижается, По сигналу о том, что давление наддува этого двигателя меньше, чем давление его ОГ, по сигналу блока

43 управления открывается регулировочный клапан 35.Неохлажденный наддувсчный воздух главного двигателя поступает в центробежный компрессор 31 вспомогательного двигателя через соединительный трубопровод 34 и сопла, ориентированные тангенциально к лопаткам рабочего колеса в направлении вращения, воэдуйствуя при этом на эти лопатки и подмешиваясь в качестве добавки к воздуху, всасываемому в этот компрессор. 3 з,п.ф-лы, 3 ил.

1658824

45

Изобретение относится к системе наддува судовой силовой установки, содержащей по меньшей мере один главный двигатель с турбонаддувом и самовоспламенением, по меньшей мере один вспомогательный двигатель с турбоиаддувом и самовоспламенением, силовую турбину и генератор, вал которого связан с вспомогательным двигателем и силовой турбиной.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности.

На фиг.1 представлена схема установки: на фиг.2 — схема ориентировки сопл относительно лопаток рабочего колеса центробежного компрессора; на фиг.3— корпус центробежного компрессора, частичный разрез.

Установка содержит главный двигатель

1, работающий с самовоспламенением, например дизель или газовый двигатель. Вал этого двигателя связан с валом 2, несущим гребной винт 3. Основной двигатель выполнен с трубопроводом 4 наддувочного воздуха и газовыпускиым коллектором 5.

Последний через трубопровод 6 связан с турбиной 7, использующей отработавшие газы основного двигателя.

Турбина 7 и нагнетатель 8 образуют турбонагнетатель 9. В воздухонапорной магистрали 10, связывающей нагнетатель 8 с трубопроводом 4 наддувочного воздуха, установлен охладитель 11 наддувочного воздуха.

К газовыпускному коллектору 5 подсоединен другой трубопровод 12 для подачи отработавших газов в силовую турбину 13.

От этого последнего трубопровода ответвляется трубопровод 14 для выпуска газов в атмосферу через отводящий трубопровод

15 турбины 7. За ответвлением трубопровода 14 в трубопроводе 12 предусмотрен запорный элемент 16 для перекрытия трубопровода 12. В трубопроводе 14 предусмотрен другой запорный элемент 17, наибольшее проходное сечение которого соответствует сечению силовой трубины 13.

Дополнительно в трубопроводе 12 между запорным элементом 16 и силовой турбиной

13 расположен быстрозапорный клапан 18.

Кроме того, установка содержит вспомогательный двигатель 19, вал 20 которого соединен с валом 21 генератора 22. Через муфту 23 свободного хода вал 20 связан с редуктором 24, который приводится валом

25 силовой турбины 13.

Вспомогательный двигатель 19 работает с самовоспламенением и снабжен впускным трубопроводом 26 и магистралью выпуска отработавших газов, которая включает газовыпускной коллектор 27 и трубопровод 28 подсоединения к турбине 29. Эта турбина через вал 30 связана с центробежным компрессором 31 и образует с ним турбокомпрессор. В трубопроводе 32, соединяющем компрессор 31 с выпускным трубопроводом 26, установлен охладитель

33 иаддувиого воздуха. Соединительный трубопровод 34 подключен одним своим торцом к центробежному компрессору 31, а другим — к воздухоиапориой магистрали 10 между нагнетателем 8 и охладителем 11 наддувочного воздуха.

В соединительном трубопроводе 34 установлен регулировочиый клапан 35, а в стыке торца этого трубопровода " центробежным компрессором выпо иена кольцевая камера 36, примыкающая к зрпусу 37 компрессора. Узел подключения соедииенительного трубопровода к компрессору выполнен в виде сопл 38, направлеичых в камеру 39 компрессора к его рабочему коseсу 40 тангенциально по отношению к лопаткам 41. Всасываиие воздуха в колесо иэ атмосферы производится через всасывающий канал 42.

Регулировочиый клапан 35 связан с блоком 43 управления. В этот блок по линии 44 может подаваться сигнал, пропорциональный давлению наддува (давление наддувочного воздуха) в трубопроводе 26, а по линии

45 — другой сигнал, пропорциональный давлению отработавших газов в трубопроводе

28, В блоке 43 оба сигнала сравниваются один с другим. Если давление наддува ниже давления отработавших газов, то регулировочный клапан 35 открывается и остается открытым до тех пор, пока между давлением наддува и давлением отработавших газов не установится равенство. Блок управления включается преимущественно во время пуска главного двигателя 1, Если главный двигатель работает в диапазоне ниэних нагрузок, все его отработавшие газы направляются в турбину 7, а запорные элементы 16 и 17 закрыты, Генератор 22 приводится вспомогательным двигателем 19, Если главный двигатель работает с нагрузкой, превышающей половину номинальной, количество его отработавших газов превышает величину, которая требуется турбиие 7 для привода нагиетателя 8, и при огкрьтом быстрозапорном клапане 18 и закрытом запорном элементе 17 открывается эапорный элемент 16. Отработавшие газы частично поступа.от в силовую турбину

13 и оиа отдает csolo мо,HOQtb иа привод генератора. Соответственно, уменьшается мощность вспомогательного двигателя, а

1658824

55 при определенной мощности главного двигателя он переходит на работу в режиме холостого хода и представляет собой лишь орган регулирования скорости вращения вала 21 генератора 22.

Как только мощность вспомогательного двигате низится приблизительно до 25 своего максимума, давление отработавших газов в трубопроводе 28 превышает давление наддува в трубопроводе 26. Не позднее, чем наступит это состояние, оно регистрируется блоком управления по линиям 44 и

45 и блок подает команду на открытие клапана 35. После этогс наддувочный воздух, имеющий сравнительно высокую температуру и объем, поступает иэ нагнетателя 8 в компрессор 31. Целесообразно отводить наддувочный воздух между нагнетателем и охладителем, так как неохлаждечный воздух при той же массе имеет сравнительно больший объем. Для продувки вспомогательного двигателя 19 нужет определенный объем за единицу времени. Поэтому, если на его продувку отбирается неохлажденный воздух, то это означает, что масса отбираемого за нагнетателем 8 воздуха невелика, отбор воздуха не вызывает больших помех и требует затрат лишь незначительной мощности нагнетателя.

В компрессор 31 отбираемый воздух поступает через соединен ител ьн ый трубоп ровод 34 и сопла 38, воздействуя на лопатки

41 в направлении вращения колеса. Этот воздух подмешивается к воздуху, всасываемому через канал 42, и подается в виде добавки к наддувочному воздуху через охладитель 33 в вспомогательный двигатель

19.

Если вспомогательный двигатель 19 выходит из строя, например, из-за повреждений в системе подачи топлива, то закрывается быстрозапорный клапан 18 и открывается элемент 17. Таким путем предотвращается воэможность разноса силовой трубины 13. Выпуск отработавших газов необходим и в том случае, если силовая турбина отключена по другим причинам, а основной двигатель работает в диапазоне нагрузок, составляющих 50 — 1007; максимальной мощности.

Муфта 23 свободного хода предотвращает передачу вращения от вспомогательного двигателя к силовой турбине на режимах, когда вся мощность к генератору подводится от вспомогательного двигателя, а силовая турбина работает на холостом ходу

Изобретение охватывает и тот случай, когда воздух из основного двигателя подается в два или более вспомогательных дви10

50 гателя, В этом случае турбокомпрессоры вспомогательных двигателей могут иметь общий соединительный трубопровод, в который производится подача дополнительного воздуха.

Формула изобретениия

1. Судовая многодвигательчая установка, содержащая по меньшей мере один главный двигатель с самовоспламенением и наддувом от турбонагнетателя, турбина которого использует отработавшие газы, а нагнетатель связан с впускным ресивером двигателя через воз.;ухонапорную магистраль, и по меньшей мере один вспомогательный двигатель с самовоспламенением и надрувам от турбокомпрессора, турбина которого подключена к магистрали выпуска отработавших газов вспомогательного двигателя, а центробежный комг,рессор подключен к впускному трубопроводу последнего, силовую турбину, связанную с валом вспомогательного двигателя через редуктор и включенную по отработавшим газам параллельно турбине турбонагнетателя главного двигателя, охладитель наддувочного воздуха и генера1ор, вал которого связан с валом вспомогательного двиг ателя и с валом силовой турбины, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности и безопасности, установка снабжена соединительным трубопроводом и регулировочным клапаном, причем соединительный трубопровод подключеч одним торцом к центробежному компрессору всгомогательного двига геля, а другим — к воздухонапор- . ной магистрали главного двигателя между нагнетателем и охладителем чаддувочного воздуха, а регулировочный клапан установлен в соединительном трубопроводе.

2, Установка по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена блоком управления величиной превышения давления наддува вспомогательного двигателя над давлением

его отработавших газов и регулировочный клапан связан с этим блоком.

3. Установка по пп.1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что между валом вспомогательного двигателя и редуктором, связывающим его с силовой турбиной, установлена муфта свободного хода для предотвращения передачи вращения от двигателя к турбине

4. Установка по пп.1 — 3. о т л и ч а ющ а я с я тем, что узел подключения соединительного трубопровода к компрессору выполнен в виде сопл, ориентированных тангенциально к лопаткам рабочего колеса центробежного компрессора в направлении вращения.

1658824

Фиг 2 юг. 3

Составитель М.Файн

Редактор И.Шулла Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Заказ 1725 Тираж 357 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушскэя нэб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Судовая многодвигательная установка Судовая многодвигательная установка Судовая многодвигательная установка Судовая многодвигательная установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить экономичность двигателя путем использования энергии продувочного воздуха и отработавших газов в турбине

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность отсоса картерных газов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и обеспечивает улучшение динамических показателей и расширение скоростного диапазона

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для повышения эффективности использования энергии отработавших газов двигателя на переменных режимах работы путем согласования средних углов установки соплового аппарата турбины со средними параметрами газов

Изобретение относится к системам управления газоперекачивающими агрегатами , входящими в состав компрессорных станций магистральных газопроводов, и позволяет повысить надежность газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к турбостроению , Цель изобретения - повышение КПД

Изобретение относится к топливным системам двигателей с принудительным воспламенением и предназначено для подачи топливовоздушной смеси в цилиндры четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к энергомашиностроению и машиностроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС) преимущественно с наддувом и воспламенением заряда от постороннего источника

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува изделия
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве дизельных двигателей

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с компаундной турбиной и может быть использовано в системах питания турбокомпаундных дизелей

Изобретение относится к агрегатам наддува двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тепловым машинам и предназначено для транспортных четырехтактных комбинированных двигателей внутреннего сгорания с силовой турбиной
Наверх