Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов

 

Изобретение относится к гидротранспорту . Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации. Устройство содержит управляемый клапан 1, сообщающий трубопровод 7 с трубопроводом сброса. Управление клапаном осуществляется дополнительной управляющей камерой 2. Переключатель 3 потока рабочей жидкости предварительно настраивается на требуемое давление срабатывания. При падении давления в трубопроводе 7 до заданного уровня преобразователь давления посредством кинематической связи поворачивает пробку переключателя 3, что приводит к открытию клапана 2. После сброса жидкости из трубопровода 7 механизм возврата приводит устройство в исходное положение . 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 65 G 53/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

nPln ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4429848/11 (22) 23,05.88 (46) 30,06.91, Бюл. М 24 (71) Харьковский отдел водного хозяйства промпредприятий Всесоюзного научно-исследовательского института водоснабжения, канализации гидротехнических сооруже. ний и инженерной гидрогеологии "Водгео" (72) В,И.Водолазский, B,Ï.Ãðóøêo и А.Ф.Кваша (53) 621.867.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1562257, кл. В 65 6 53/30, 1987. (54) УСТРОйство ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПОРОЖНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ (57) Изобретение относится к гидротранспорту. Цель изобретения — улучшение усло„„SU ÄÄ 1659325 А1 вий эксплуатации. Устройство содержит управляемый клапан 1, сообщающий трубопровод 7 с трубопроводом сброса.

Управление клапаном осуществляется дополнительной управляющей камерой 2. fleреключатель 3 потока рабочей жидкости предварительно настраивается на требуемое давление срабатывания. При падении давления в трубопроводе 7 до заданного уровня преобразователь давления посредсТВоМ кинематической связи поворачивает пробку переключателя 3, что приводит к открытию клапана 2. После сброса жидкости из трубопровода 7 механизм возврата приводит устройство в исходное положение, 4 ил.

1659325

Изобретение относится к гидротранспорту, а именно к устройствам для автоматического опорожнения трубопроводов.

Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации, На фиг,1 показана схема предлагаемого устройства, разрез; на фиг.2 — переключатель, в разрез; на фиг.З вЂ” разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.2, Устройство состоит из корпуса 1, дополительной управляющей камеры 2 и переКлючателя, потока 3 рабочей жидкости. В, корпусе 1 расположены смонтированные на рдном штоке клапан 4 с дисковым поршнем

l5. Корпус 1 соединен коленом 6 с нижней частью трубопровода 7, а коленом 8 - c трубопроводом сброса. Клапан 4 перекры вает отверстие в колене 6, диаметр которого меньше диаметра поршня 5. Последний расположен в поршневой камере 9, крышка которой снабжена винтом 10 со штурвалом, управляемым вручную. Подпоршневое пространство камеры 9 сообщено с атмосферой.

Камера 2 установлена вертикально и разделена горизонтальными перегородками на три камеры. Нижняя камера 11 отделена от средней камеры 12 гибкой перегородкой

13 и подключена пробковым краном 14 к верхней части трубопровода 7. Верхняя камера

15 отделена от средней камеры 12 жесткой, перегородкой 16 с клапаном 17 и соединена. с атмосферой клапаном 18, Переключатель 3 соединен трубкой 19 с, поршневой камерой 9, трубкой 20 с камерой ,12, а трубкой 21 с камерой 15. На трубке 20 установлен дроссель 22 с калиброванным ,отверстием.

Переключатель 3 содержит корпус 23, преобразователь давления — манометр 24 и пробку 25, которая с помощью рычага 26 и откидной пластины 27 с зубом 28 соединена с валиком 29 стрелки манометра 24 (фиг.2).

На пробке 25 укреплена гибкая лента 30 с пластиной 31 (фиг,2, 3), имеющей два отогнутых конца: левый конец пластины 31 отогнут вниз и плавно огибает конец ленты 30, чтобы не создавать препятствий движению зуба 28 при движении пластины 27 по часовой стрелке, а правый конец пластины 31 отогнут вверх и служит упором для зуба 28 при движении пластины 27 против часовой стрелки, Откидная пластина 27 шарнирно скреплена с. рычагом 26, насаженным на валик 29: она может поворачиваться на шарнире в вертикальной плоскости на угол 15О в крайнем положении опирается на упор рычага 26 и скреплена с последним возвратной пружиной. На свободный конец гибкой ленты ЗО подвешен груз 32. В торцовой ча10 установки устройства. На корпусе 23 за15 ширине канала 39 и расположенный в одной. плоскости с последним. а по длине превы20 шает диаметр винта 37. Винт 37 имеет большую длину по сравнению с винтами 38 и перекрывает канал 39. Винт 37 установлен в одном из отверстий 36 на соответствующее давление по шкале манометра 24, при

25 котором должно произойти открытие клапа40

50 сти корпуса 23 просверлены отверстия 33 с резьбой, в которые вкручивается стопорный винт 34 для удержания ленты 30 в крайнем правом положении (фиг,З). Гибкая лента с грузом образуют механизм возврата переключателя в исходное положение. Винт 34 включен в отверстие 33, соответствующее максимальному рабочему давлению в трубопроводе 7 по шкале манометра 24 в месте креплен также отцеп 35 для откидной пластины 27. В корпусе 23(фиг.2 и 4) по сечению

Б-Б просверлены радиально отверстия 36 с резьбой, перекрываемые винтами 37 и 38, с внутренней стороны выполнен разомкнутый кольцевой канал 39, а в пробке 25 сделан сегментный вырез40 по ширине, равной на 4, В корпусе 23 просверлены также три радиальных отверстия 41, 42 и 43. соединяющие канал 39 с трубками 19, 20 и 21 (фиг.4), Устройство работает следующим образом.

Перед включением устройства в работу устанавливают винт 37 в положение открытия клапана 4 при заданном давлении и стопорный винт 34 на максимальную величину рабочего давления в месте установки устройства, а затем заполняют чистым профильтрованным трансформаторным маслом камеры 9, 12 и 15 и трубки 19, 20 и 21.

Заполненные камеры 9 маслом производят при крайнем нижнем положении поршня 5 (фиг.1).Включение устройства в работу производят при опорожненном или заполненном жидкостью трубопроводе 7. В последнем. случае проходное отверстие в колене 6 предварительно перекрывают клапаном 4 с помощью винта 10. При опорожненном трубопроводе 7 винт 10 занимает верхнее положение (фиг.1).

При постепенном заполнении трубопровода 7 поступающая жидкость под небольшим давлением (0.,5-1 мм вод.ст.) отжимает клапан 4, преодолевая силу пружины этого клапана и приоткрывает нроходное отверстие в колене 6. При этом жидкость будет вытекать через колено 8, обеспечивая промывку нижней части трубопровода 7 и предотвращая образование в этом месте слоя отложений.

1659325

15

30

50

С подъемом уровня жидкости к крану 14 и выше (фиг.1) она заполнит нижнюю камеру 11 камеры 2 и давление через гибкую перегородку 13 начнет передаваться маслу, .находящемуся в средней камере 12. При этом клапан 17 перекроет отверстие в перегородке 16 и давление жидкости по трубке

20 через переключатель 3 по каналу 19 (см, фиг.1 — 4) передается в камеру 9 на поршень

5, который, перемещаясь вниз, начнет медленно, благодаря дросселю 22, закрывать отверстие в колене 6 клапаном 4. Медленное перемещение поршня 5 при закрытии клапана 4 необходимо для его безударной посадки. 3а счет разности силы от давления масла на поршень 5 и силы от давления жидкости в трубопроводе 7 на клапан 4 действует сила, обеспечивающая плотную его посадку на седло.

С поступлением в переключатель 3 масла под давлением последнее по трубке 20 (фиг.2) передается в манометрическую трубку манометра 24, которая, разгибаясь, приводит в действие валик 29 передаточного механизма манометра и рычаг 26 с пластиной 27, которая перемещаясь по поверхности пробки 25 по ходу часовой стрелки и достигнув крайнего положения, входит зубом 28 в зацепление с отогнутым вверх концом пластины 31, укрепленной на ленте 30 и застопоренной винтом 34 (на фиг.2 и 3 показано среднее положение рычага 26 с пластиной 27). При этом пробка 25 под действием груза 32 на ленте 30 находится в положении, при котором через полукруглый вырез 40 давление масла из трубки 20 передается в канал 39 и трубку 19 {фиг,4) и далее в камеру 9 (фиг.1). Трубка же 21 отключена от давления в канале 39 винтом 37 и сообщена с камерой 15 (фиг.1), Винт 37 установлен на давление открытия P>, Pz..., или Р, необходимое по местным условиям продольного профиля трубопровода 7 (на фиг.2-4 показано среднее положение винта

37). Одновременно устанавливают стопорный винт 34 в положение, соответствующее величине рабочего давления в данной пониженной точке профиля трубопровода ?, пользуясь проектной пьеэометрической линией.

При заранее установленном с помощью винта 37 давления открытия, которое должно несколько превышать статистическое давление в данной пониженной точке трубопровода 7. открытие клапана 4 произойдет после внезапного или планового выключения из работы напорного трубопровода 7, когда давление будет понижаться от рабочего и достигнет установленного винтом 37 давления открытия.

При понижении давления манометрическая трубка манометра 24 начнет постепенно восстанавливать свое положение вплоть до первоначального и пластина 27 будет пе5 ремещать в обратном направлении, т.е, против хода часовой стрелки, пробку 25 с укрепленной на ней лентой 30, пластиной 31 и грузом 32 (фиг.3 и 4), Когда при повороте пробки 25 вырез 40 повернется и окажется под винтом 37, канал 39 соединит трубку 19 и надпоршневое пространство камеры 9 через трубку 21 с верхней камерой 15 цилиндра 2 (фиг.1). При этом благодаря соединению камеры 15 с атмосферой давление масла в камере 2 и камере 9 уменьшится до атмосферного и силой от давления жидкости в трубопроводе 7 на клапан 4 будет открыто отверстие в колене 6. От силы на клапане 4 поршень 5 будет выдавливать масло из камеры 9 по трубке 19 через канал

39 переключателя 3 в верхнюю камеру 15 камеры 2, заполняя ее объем до установлен. ного предела, а жидкость из трубопровода

7 будет продолжать сливаться через колено

5 8(фиг,1 — 4).

После полного опорожнения трубопровода 7, когда давление в месте установки устройства понизится до атмосферного, манометрическая трубка манометра 24 займет исходное положение, а пластина 27 повернет пробку 25 в крайнее левое положение и войдет в контакт с отцепом .35 (фиг.2, 3).

Последний выведет пластину 27 из зацепления своим зубом с пластиной 31 и под действием груза 32 на ленте 30 пробка 25 повернется по часовой стрелке в крайнее правое положение, при котором пластина

31 с лентой 30 задержится винтом 34, а вырез 40 в пробке 25 соединит трубки 19 и

20 (фиг.4).

При отсутствии давления в трубопроводе 7 жидкость иэ нижней камеры 1 камеры

2 выльется в трубопровод 7 через открытый кран 14, а масло из верхней камеры 15 камеры 2 перельется в среднюю камеру 12 через отверстие, перекрываемое клапаном

17, восполнив объем масла, израсходованного на перемещение поршня в камере 9 (фиг.1).

После этого устройство будет готово к работе в автоматическом режиме. В отличие от прототипа предлагаемое устройство обеспечит первоначальную промывку трубопровода при заполнении, а затем автоматически закроется, что значительно упрощает его эксплуатацию.

Формула изобретения

Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов, содержащее ус1659325 тановленный на трубопроводе и расположенный в корпусе клапан, соединенный штоком с поршнем, расположенным в управляющей камере, штоковой полостью сообщенной с атмосферой, трубопровод 5 сброса, подсоединенный к корпусу клапана, И установленную вертикально дополнительную управляющую камеру, заполненную рабочей жидкостью, сообщенную с бесштоковой полостью управляющей каме- 10 ры, в своей верхней части — с атмосферой, а

6 нижней — с трубопроводами и отделенную фт него эластичной перегородкой, о т л и чЭ ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, оно снабжено преоб- 15 разователем давления и переключателем йотока рабочей жидкости, состоящим из расположенной с возможностью вращения ф корпусе пробки с образованием между йробкой и корпусом разомкнутого перемыч- 20 кой кольцевого канала и радиально установленных в корпусе с возможностью перекрытия кольцевого канала винтов, при этом пробка переключателя снабжена механизмом возврата в исходное положение, выполнена с вырезом, расположенным с воэможностью сообщения полостей кольцевого канала, разделенных винтом, кинематически связана с преобразователем давления и механизмом возврата в исходное положение, а дополнительная управляющая камера снабжена перегородкой с обратным клапаном, установленной над эластичной перегородкой, причем полость дополнительной управляющей камеры над перегородкой с обратным клапаном сообщена с кольцевым каналом переключателя между перемычкой и последним по направлению поворота пробки при уменьшении давления винтом, полость между горизонтальной и эластичной перегородками сообщена с кольцевым каналом переключателя между перемычкой и первым по направлению указанного поворота винтом, с преобразователем давления и с поршневой полостью клапана.

1659325

Редактор А.Долинич

Заказ 1813 Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4l5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель А.Никитин

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов Устройство для автоматического опорожнения трубопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к напорному гидротранспорту, а именно к гидротранспортным установкам

Изобретение относится к напорному гидротранспорту, а именно к гидротранспортным установкам

Изобретение относится к области гидротранспорта по трубопроводам, а именно к устройству для разделения потока пульпы на несколько потоков

Изобретение относится к гидротранспорту

Изобретение относится к транспортированию сыпучих материалов в потоке жидкости

Изобретение относится к гидротранспорту по трубопроводам

Изобретение относится к гидротранспорту , а именно к устройству для сгущения и обогащения гидросмеси

Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно к напорному гидротранспорту , и может быть использовано, например, на горных предприятиях при транспортировке твердого сыпучего материала

Изобретение относится к гидротранспорту , а именно к способу подготовки шлака и гидротранспортированию

Изобретение относится к трубопроводному транспорту сыпучих материалов, преимущественно, дробленной и мелкоизмельченной горной массы, и может быть использовано в горно-металлургической промышленности, в строительной и химической индустрии, а также в других смежных отраслях

Изобретение относится к гидротранспорту сыпучих материалов, преимущественно дробленой и мелкоизмельченной горной массы, и может быть использовано в горно-металлургической промышленности, в строительной и химической индустрии, а также в других смежных отраслях для перемещения руд, концентратов, хвостов, закладочных и других материалов

Изобретение относится к гидротрубопроводному транспорту с использованием приспособлений для очистки внутренних стенок трубопровода от отложений для восстановления пропускной способности его "живого сечения" и предназначено для перекачки преимущественно водоугольных суспензий

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта для транспортировки жидких материалов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта для транспортировки жидких материалов

Изобретение относится к области гидротранспорта твердых сыпучих материалов, в частности к объемным насосам для перекачивания абразивных полидисперсных гидросмесей, и может быть использовано во многих отраслях промышленности при гидротранспортировании материалов с различными крупностью, плотностью и концентрацией в рабочих жидкостях любой плотности и вязкости

Изобретение относится к трубопроводному гидротранспорту материалов в угольной, строительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к нефтяной промышленности, может использоваться также для транспорта грузов через водные преграды

Изобретение относится к устройствам для гидротранспортирования сыпучих материалов
Наверх