Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель - повышение надежности зубчатой передачи - достигается за счет равномерного распределения нагрузки на силовые элементы сборного колеса передачи. Одно из колес состоит из двух венцов 2, 3, подвижно установленных на ступице 1 в окружном направлении. Рычаги 4 размещены средней частью в пазах ступицы 1, а концевыми частями - в окнах соответствующих венцов 2, 3. Средняя часть рычагов 4 имеет возможность радиального перемещения в пазах ступицы 1, а окна венцов 2, 3 взаимно смещены в окружном направлении на угол, превышающий удвоенную величину наибольшей из максимально допустимых погрешностей углового расположения окон в венцах 2, 3 и пазов в ступице 1. При работе передачи передача момента составным колесом осуществляется взаимодействием ступицы 1 и венцов 2, 3 через рычаги 4. Нагрузка на венцы 2, 3 распределяется поровну благодаря рычагам 4. Нагрузка между рычагами 4 распределяется также поровну благодаря их самоустановке в окнах венцов 2, 3 при радиальном перемещении средней части в пазу ступицы 1. 4 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ч)5 F 16 Н 55/18

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0 4

О

ЬЗ 4

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4647835/28 (22) 27.12.88 (46) 15,08.91. Бюл. ¹ 30 (71) Белорусский политехнический институт (72) Б.Н.Хваль (53) 621.833 (088,8) (56) Патент Франции № 441910, кл. 47 h 6, 1912.

Авторское свидетельство СССР

¹ 212680, кл. F 16 Н 1/04. F 16 Н 55/18, 1966, (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности зубчатой передачи эа счет равномерного распределения нагрузки на силовые элементы сборного колеса передачи. Одно иэ колес состоит иэ двух венцов 2 и 3, подвижно установленных на ступице 1. Ж 1670267 А1 в окружном направлении. Рычаги 4 размещены средней частью в пазах ступицы 1, а концевыми частями — в окнах соответствующих венцов 2 и 3. Средняя часть рычагов 4 имеет возможность радиального перемещения в пазах ступицы 1, а окна венцов 2 и 3 взаимно смещены в окружном направлении на угол, превышающий удвоенную величину наибольшей из максимально допустимых погрешностей углового расположения окон в венцах 2 и 3 и пазов в ступице 1. При работе передачи передача момента составным колесом осуществляется взаимодействием ступицы 1 и венцов 2 и 3 через рычаги

4. Нагрузка на венцы 2 и 3 распределяется поровну благодаря рычагам 4. Нагрузка между рычагами 4 распределяется также поровну благодаря их самоустановке в окнах венцов 2 и 3 при радиальном перемещении средней части в пазу ступицы 1, 4 ил.

1670267

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам.

Целью изобретения является повышение надежности зубчатой передачи за счет равномерного распределения нагрузки на силовые элементы сборного колеса передачи, На фиг.1 изображено сборное колесо зубчатой передачи; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг,1; на фиг,4 — схема самоустановки рычагов в сборном колесе.

Зубчатая передача содержит два зацепляющихся зубчатых колеса, по крайней мере одно из которых (фиг.1 — 3) выполнено в виде ступицы 1, двух соосных установленных на ней подвижно в окружном направлении венцов 2 и 3 с одинаково размещенными по их окружности соответствующими торцовыми окнами и размещенных соответственно окнам венцом 2 и 3, шарнирно закрепленных в ступице 1 между венцами 2 и 3 двуплечих рычагов 4 для взаимодействия концами плеч со стенками соответствующих окон противоположных венцов 2 и 3. Связывающие рычаги 4 со ступицей 1 шарниры установлены с возможностью радиального перемещения в ступице

1, Соответствующие друг другу окна противоположных венцов 2 и 3 взаимно смещены в окружном направлении на угол Q, превышающий удвоенную величину наибольшей из максимально допустимых погрешностей углового расположения окон в венцах 2 и 3 и шарниров в ступице 1.

Ступица 1 выполнена с кольцевым наружным буртом в средней части, по обе стороны которого и размещены венцы 2 и 3, зафиксированные s осевом направлении стопорными кольцами 5. Двуплечие рычаги

4 имеют сферические опорные поверхности в средней части и на концах плеч. Средние части рычагов 4 размещены в радиальных пазах бурта ступицы 1 и взаимодействуют со сте ками этих пазов через сухари 6. Последние выполнены в виде пластин со сферическими лунками для размещения в них сферических опорных поверхностей средней части рычагов 4, образуя тем самым упомянутый шарнир. Радиальное перемещение шарнира обеспечивается перемещением сухарей 6 в радиальном пазу бурта ступицы 1, В осевом направлении сухари 6 зафиксированы торцами венцов 2 и 3. Сферические опорные поверхности на концах плеч рычагов 4 также взаимодействуют со стенками соответствующих окон венцов 2 и

3 через аналогичные сухари 7. Упомянутое взаимное смещение окон венцов 2 и 3 может быть обеспечено выполнением другого

55 (не показано) из эацепляющихся колес передачи также составным из двух соответствующих венцам 2 и 3 венцов и взаимным соединением этих венцов с соответствующим окружным смещением, которое будет отличаться от требуемого смещения венцов

2 и 3 на величину передаточного отношения.

Передача работает следующим образом, B зацеплении с другим (не показано) колесом передача момента составным колесом осуществляется взаимодействием ступицы 1 и венцов 2 и 3 через рычаги 4. При этом, благодаря тому, что рычаги 4 равноплечие, нагрузка на венцы 2 и 3 распределяется поровну. При выполнении окон в венцах 2 и 3 и пазов в бурте ступицы 1 имеет место технологическая погрешность углового расположения, которая может привести к трудностям при установке рычагов 4 в колесе и неравномерной их нагруженности в рабочем состоянии при недостаточно больших зазорах в кинематических парах, образованных сухарями 6 и 7 и соответствующими стенками пазов ступицы 1 и окон венцов 2 и

3.С другой стороны, увеличение зазоров нежелательно, так как люфты приводят к повышенному шуму и снижению надежности.

Взаимное смещение окон венцов 2 и 3 на угол й>26макс где Лмакс наибольшая и з максимально допустимых погрешностей углового расположения пазов и окон, обеспечивает самоустановку рычагов 4 в пазах и окнах даже при минимальных упомянутых зазорах. На фиг.4 схематично в плоскости вращения колеса изображены рычаги, размещенные в пазах ступицы и окнах венцов (окна смещены на угол a).

Выбор величины смещения окон обеспечивает гарантированное расположение . паза ступицы между окнами венцов в плоскости вращения, В гипотетическом случае идеально точного углового расположения пазов и окон разворот венцов на угол а разместит рычаг ВД (фиг.4) в плоскости, касательной к окружности радиуса r. При этом средняя часть рычага (точка А) будет находиться на этой окружности в пазу ступицы, а концы плеч рычага (точки В и Д) — в окнах, равноудаленных в окружном направлении от паза ступицы (а1 — — а2)

В реальном случае неточного углового расположения пазов и окон разворот венцов на угол а разместит рычаг ЕС в плоскости, наклоненной к упомянутой касательной плоскости под углом /3 . При этом средняя часть рычага (точка М) будет находиться на окружности с иным радиусом (величина радиального перемещения точки M равна dr), 1670267 а концы плеч рычага (точки Е и С) — в окнах, разноудаленных в окружном направлении от паза ступицы (а3 сц) .

Таким образом, рычаги самоустанавливаются в пазах и окнах составного колеса независимо от величины и направления погрешности углового расположения, обеспечивая при минимальных зазорах в кинематических парах равномерное распределение нагрузки.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая два эацепляющихся зубчатых колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде ступицы, двух соосных установленных на ней подвижно в окружном направлении венцов с одинаково размещенными по их окружности соответствующими торцовыми окнами и размещенных соответственно окнам венцов, шарнирно закрепленных в ступицах, между венцами двуплечих рычагов для взаимодействия концами плеч со стен5 ками соответствующих окон противоположных венцов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет равномерного распределения нагрузки между рычагами, связывающие последние со сту10 пицей шарниры установлены с возможностью радиального перемещения в ступице, а соответствующие друг другу окна противоположных венцов взаимно смещены в окружном направлении на угол, 15 превышающий удвоенную величину наибольшей из максимально допустимых погрешностей углового расположения окон в венцах и шарниров в ступице.

1670267

Составитель В.Сергеев

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат Г этент", г, Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 2731 Тираж 371 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , конкретнее - к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению Цель изобретения - исключение перегрузок и обеспечение надежности в работе Привод, содержащий электродвигатель 1 и редуктор в виде двухпоточной косозубой передачи с разнонаправленным наклоном зубьев зубчатых колес 10 и 14, установленных на уравнительном валу 6, снабжен втулкой 4, кинематически замыкающей оба потока передачи посредством фрикционных конических поверхностей 7, выполненных на втулке 4 и валу 6, настраиваемых на рабочие нагрузки с помощью пружины 12 На втулке 4 посредством шлицев 5 установлена шестерня 3, зацепленная с шестерней 2, закрепленной на валу электродвигателя При работе привода втулка 4 в совокупности с уравнительным валом 6 и прхжиной 12 позволяет обеспечить надежное беззазорное зацепление основных эвеньев кинематической цепи и при возникновении перегрузок на исполнительном механизме кинематически отключить электродвигатель от редуктора

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым беззазорным передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам с повышенной точностью

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с полимерными колесами
Наверх