Зубчато-роликовая передача

 

Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение кинематической точности зубчато-роликовой передачи, достигается за счет беззазорного зацепления. Осеподвижные втулки 4, установленные на роликах 3 и подпружиненные в одну сторону, являются зубьями колеса 1. На колесе 2 выполнены соответствующие впадины. Рабочие поверхности впадин и втулок 4 - конические. Края впадин могут быть скруглены радиусами переменной вдоль оси конической поверхности величины. При входе в зацепление со впадинами колеса 2 втулки 4 под действием расклинивающего усилия от взаимодействия конических поверхностей перемещаются вдоль роликов 3, сжимая пружины 5 и обеспечивая беззазорное зацепление. Скругление краев впадин исключает кромочный контакт. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s F 16 Н 1/24. 55/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4735613/28 (22) 26.06.89 (46) 15.08.91. Бюл. ¹ 30 (72) И.Н.Маркович (53) 621.833(088.8) (56) Патент США ¹ 2070777, кл. 74 — 415, 1937.

Авторское свидетельство СССР № 1534231, кл. F 16 Н 1/24, 55/14, 1988, (54) ЗУБЧАТО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к беззазорным зубчатым передачам. Цель изобретения — повышение кинематической точности зубчато-роликовой передачи путем обеспечения безэаэор,!Ж,, 1670245 А1 ного зацепления. Осеподвижные втулки 4, установленные на роликах 3 и подпружиненные в одну сторону, являются зубьями колеса 1. На колесе 2 выполнены соответствующие впадины. Рабочие поверхности впадин и втулок 4 — конические. Края впадин могут быть скруглены радиусами переменной вдоль оси конической поверхности величины. При входе в зацепление с впадинами колеса 2 втулки 4 под действием расклинивающего усилия от взаимодействия конических поверхностей перемещаются вдоль роликов 3, сжимая пружины 5 и обеспечивая беазазорное зацепление.

Скругление краев впадин исключает кромочный контакт. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1670245

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безэазорным зубчатым передачам.

Целью изобретения является. повышение кинематической точности зубчато-роли- 5 ковой передачи путем обеспечения беэзаэорного зацепления колес передачи.

На фиг.1 изображена зубчато-роликовая передача; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3- вид Б на фиг.1 (на впадину 10 между зубьями); на фиг.4 — бочкообразная втулка.

Зубчато-роликовая передача содержит два зацепляющихся зубчатых колеса 1 и 2.

Зубья колеса 1 выполнены в виде закреп- 15 ленных концами на противоположных торцах колеса 1 роликов 3 с установленными на них коаксиальными втулками 4, а впадины между зубьями колеса 2 — в виде соответствующих наружным поверхностям втулок 4 20 йоверхностей для взаимного контакта при зацеплении колес 1 и 2. Наружные поверхности втулок 4 и соответствующие им поверхности впадин выполнены коническими с углом конусности, большим угла трения, а 25 втулки 4 установлены на роликах 3 осеподвижно и подпружинены в направлении вершин конусов конических поверхностей.

Конические поверхности впадин между зубьями второго колеса 2 могут быть сопря- 30 жены с наружной поверхностью последнего радиусами с величиной, изменяющейся в направлении осей конических поверхностей впадин прямо пропорционально изменению радиусов соответствующих 35 нормальных к осям этих поверхностей сечений.

На фиг.3 г;/г;=В /Rj, где г и гj — радиусы сопряжений указанных поверхностей на противоположных торцах колеса 2; R) и Rj — 40 радиусы соответствующих торцам сечений поверхностей, Рекомендуемое соотношение для стальных колес г;/Rj=0,25-0,35. Ось О конической впадины в зоне зацепления колес 1 45 и 2 совпадает с осью ролика 3. Для подпружинивания втулок 4 использованы тарельчатые пружины 5. Рабочая поверхность В (фиг.4) втулок может быть выполнена бочкЬобразной. 50

Передача работает следующим образом, Вне зоны зацепления втулки 4 поджаты пружинами 5 в соответствующую сторону крепления одного из концов роликов 4. При входе в зацепление с впадинами колеса 2 втулки 4 под действием расклинивающего усилия от взаимодействия конических поверхностей перемещаются вдоль роликов 3, сжимая пружины 5 и обеспечивая беэзаэорное зацепление колес 1 и 2. По выходе иэ зацепления втулки 4 занимают прежнее положение.

Использование сопряжения конических поверхностей впадин колеса 2 с его наружной поверхностью переме;HblM радиусом способствует исключению кромочного контакта в зацеплении колес 1 и 2, чему служит также бочкообразное выполнение втулок.

Формула изобретения

1. Зубчато-роликовая передача, ссдержащая два зацепляющихся зубчатых коле"а, зубья одного из которых выполнены в виде закрепленных концами на противоположных торцах колеса роликов " установленными на них коаксиальными втулками, а впадины между зубьями второго — в виде соответствующих наружным поверхнос гям втулок поверхностей для взаимного контакта при зацеплении колес. о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения кинематической точности путем обеспечения беззазорного зацепления, наружные поверхности втулок и соответствующие им поверхности впадин выполнены коническими с углом конусности, большим угла трения, а втулки установлены на роликах осеподвижно и подпружинены в направлении вершин конусов конических поверхностей.

2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что конические поверхности впадин между зубьями второго колеса сопряжены с наружной поверхностью последнего радиусами с величиной, изменяющеися в направлении осей конических поверхностей впадин прямо пропорционально изменению радиусов соответствующих нормальных к осям этих поверхностен сечений.

1670245

Составитель В.Сергеев

Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат "Патент, r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2730 Тираж 375 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж 35. Раушская наб., 4/5

Зубчато-роликовая передача Зубчато-роликовая передача Зубчато-роликовая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , конкретнее - к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению Цель изобретения - исключение перегрузок и обеспечение надежности в работе Привод, содержащий электродвигатель 1 и редуктор в виде двухпоточной косозубой передачи с разнонаправленным наклоном зубьев зубчатых колес 10 и 14, установленных на уравнительном валу 6, снабжен втулкой 4, кинематически замыкающей оба потока передачи посредством фрикционных конических поверхностей 7, выполненных на втулке 4 и валу 6, настраиваемых на рабочие нагрузки с помощью пружины 12 На втулке 4 посредством шлицев 5 установлена шестерня 3, зацепленная с шестерней 2, закрепленной на валу электродвигателя При работе привода втулка 4 в совокупности с уравнительным валом 6 и прхжиной 12 позволяет обеспечить надежное беззазорное зацепление основных эвеньев кинематической цепи и при возникновении перегрузок на исполнительном механизме кинематически отключить электродвигатель от редуктора

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым беззазорным передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам с повышенной точностью

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым беззазорным передачам, и может быть использовано в точном станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин общего и специального назначения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам зацеплением

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции зубчатых передач, и может быть использовано при конструировании и изготовлении зубчатых передач с большим передаточным отношением и реечных передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции зубчатых передач, и может быть использовано при конструировании и изготовлении полуобкатных цилиндрических зубчатых передач с большим передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению, в частности к многопоточным зубчатым передачам

Изобретение относится к дифференциальным механизмам

Изобретение относится к дифференциальным механизмам

Изобретение относится к машиностроению, к способам исследования механизмов, в частности к способам определения удельной жесткости зубчатого механизма

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в винтовых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх