Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка

 

Изобретение относится к механосборочным работам и может быть использовано в машиностроении и ремонтном производстве Цель изобретения - повышение несущей способности соединения деталей типа вал-втулка путем увеличения суммарной площади наносимого на посадочной поверхности одной из деталей рельефа. Выборку сборочного зазора ведут в два этапа , на втором из этапов расппавляют локальные объемы металла в местах неполного внедрения выступающей части рельефа путем пропускания через него электрического тока до момента окончания выборки. При соединении деталей, изготовленных из материалов с неодинаковой температурой плавления, рельеф на - рс-«т на посадочной поверхности детали, материал которой имеет большую температуру плав ления,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В. 23 Р 11/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ф

Р

К АВТОPСКОМУ СВИДETEЛЬСТВУ (21) 4734573/27 (22) 10.08.89 (46) 15.09,91. Бюл. N 34 (71) Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм, Г.И,Невельского (72) В.M.Õîäàêîâñêèé (53) 621.757(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1199558, кл. В 23 P 11/02, 1985. (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ

ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ вЂ” ВТУЛКА (57) Изобретение относится к механосборочным работам и может быть использовано в машиностроении и ремонтном производстве. Цель изобретения — повышеИзобретение относится к механосборочным работам и может быть использовано в машиностроении и ремонтном производстве при создании и восстановлении неподвижных соединений типа вал— втулка.

Цель изобретения — повышение несущей способности соединения деталей типа вал — втулка путем увеличения суммарной площади наносимого рельефа.

Способ включает в себя предварительное нанесение на посадочной поверхности одной из деталей рельефа в виде отдельных распределенных по поверхности выступов с твердостью, превышающей твердость материала другой сопрягаемой детали, и имеющих форму конуса и углублений, имеющих форму усеченного тора, охватывающего основание выступа и пл".Bèo в него переходящего, объемы которых равны объемам

„„Я „„1676787 А1 ние несущей способности соединения деталей типа вал-втулка путем увеличения суммарной площади наносимого на посадочной поверхности одной из деталей рельефа.

Выборку сборочного зазора ведут в два этапа, на втором из этапов расплавляют локальные объемы металла в местах неполного внедрения выступающей части рельефа путем пропускания через него электрического тока до момента окончания выборки. При соединении деталей, изготовленных из материалов с неодинаковой температурой плавления, рельеф на го": т на посадочной поверхности детали, мат-=риал которой имеет большую температуру плавления, выступов, образование сборочного зазора между соединяемыми деталями и их сопряжения, Затем производят частичную выборку указанного зазора. После чего расплавляют локальные объемы металла в местах внедрения выступающей части рельефа путем пропускания через него электрического тока до момента окончательной выборки сборочного зазора. Рельеф наносят на посадочной поверхности детали, материал которой имеет большую температуру плавления.

Способ обеспечивает повышение несущей способности деталей типа вал-втулка за счет увеличения объема вээ1:много проникновения материала (вследст вне увеличения суммарной площади рел ьефа) соединяемых деталей. à TBK. êe изменения характера соединения деталей р. Районе наносимого рельефа.

1676787

40

Увеличение суммарной площади рельефа свыше определенной величины приводит на первом этапе выборки сборочного зазора (под действием сил упругости соединяемых деталей) к образованию зазора между базовыми посадочными поверхностями соединяемых деталей вследствие частичного по высоте внедрения выступающей части рельефа в тело другой сопрягаемой детали, что позволяет на втором этапе выборки сборочного зазора расплавлять локальные объемы металла в местах внедрения выступающей части рельефа путем прог,ускания через него электрического тока. При расплавлении тонкого слоя металла в месте контакта поверхности выступов с металлом сопряженной детали и осадке деталей (под действием сил упругости) весь жидкий металл выдавливается в углубление, окружающее выступ. Плавление металла и заполнение им углублений, окружающих выступы, продолжается до момента полной выборки зазора, при которой детали соприкасаются по всей базовой поверхности, в результате чего падает контактное сопротивление в цепи электрического тока и, следовательно, интенсивное выделение тепла на контакте и плавление металла.

Так как объемы выступов равны объемам углублений, то происходит полное заполне- 30 ние углублений металлом и его обжатие под действием сил упругости соединяемых деталей. Характер соединения деталей в районе наносимого рельефа при пропускании через него электрического тока зависит от 35 температуры плавления материала деталей..

При неодинаковой температуре плавления (например, при соединении бронзовой втулки со стальным валом) рельеф внедряется в тело сопрягаемой детали, сохраняя свою форму, При соединении деталей, материал которых имеет одинаковую температуру плавления (например, при соединении стальной втулки со стальным валом) происходит расплавление выступающей части . рельефа и в месте контакта образуется сварное соединение, В обоих случаях происходит повышение несущем способности соединения, При этом более значительное повышение несущей способности соединения деталей происходит в случае образования в месте контакта сварного соединения.

Режимы электрического тока, при прохождении которого на контактирующих поверхностях слой расплавленного металла незначителен и удерживается поверхностным натяжением, известны из теории и практики сварки. Так для конструкционных сталей эти режимы находятся в следующих пределах: плотность тока 150-900 Аlмм, 2 продолжительность тока 0,06 — 2,5 с.

Пример 1. Соединяют детали типа вал и втулка. Вал изготовлен из стали 40ХН, Втулка изготовлена из бронзы Бр. ОЦС 5-55 с наружным диаметром, равным 50 мм, Длина посадочной поверхности вала и втулки равна 20 мм, Номинальный диаметр посадочной поверхности равен 30 мм. Вал сплошной, Посадочные места обрабатывают шлифованием до окончательной шероховатости йа = 1,5 мкм и создания натяга, равного 14 мкм, На посадочной поверхности вала посредством высокоскоростного точечно-импульсного расплавления металла формируют рельеф, единичный элемент которого состоит из выступа в форме конуса, выступающего над базовой посадочной поверхностью детали на высоту 0,06 мм, и углубления в форме усеченного тора, охватывающего выступ с наибольшим наружным диаметром, равным 1,6 мм, Высокоскоростное точечно-импульсное расплавление металла производят лазерным излучением, В качестве источника излучения используют лазерную установку "Квант — 15", Единичные элементы рельефа наносят на посадочной поверхности вала равномерно в количестве

160 шт. После moro образуют сборочный зазор между соединяемыми деталями путем нагревания втулки до температуры

1 = 190 С, сопрягают детали и выполняют первый этап выборки сборочного зазора путем естественного охлаждения втулки до температуры наружной среды т = 20 С, B результате между базовыми посадочными поверхностями образуется зазор, равный

24 мкм. На втором этапе выборки сборочного зазора через собранный узел пропускают электрический ток силой 16 кА при напряжении 48 до момента окончания выборки зазора, т,е. в течение 0,5 с.

Пример 2. Соединяют детали типа вал и втулка, Вал изготовлен из стали 40ХН с внутренним диаметром, равным 144 мм.

Втулка изготовлена из стали 40ХН с наружным диаметром, равным 200 мм. Длина вала и втулки равна 40 мм, Номинальный диаметр посадочной поверхности равен 160 мм. Посадочные места обрабатываюг шлифованием до окончательной шероховатости R = 1,24 мкм и создания натяга, равного 20 мкм, На посадочной поверхности вала посредством высокоскоростного точечно-импульсного расплавления металла формируют рельеф, единичный элемент которого состоит из выступа в форме конуса, выступающего над базовой посадочной

1676787

Составитель И,Соловьева

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О. Ципле

Редактор M.Áoêàðåâà

Заказ 3070 Тираж 441 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 поверхностью детали на высоту 0,06 мм, и углубления в форме усеченного тора, охватывающего выступ, с наибольшим наружным диаметром, равным 1,6 мм.

В ысокоскоростное точечно-импульсное 5 расплавление металла производят лазерным излучением. В качестве источника излучения используют лазерную установку

"Квант — 15". Единичные элементы рельефа наносят на посадочную поверхность вала 10 равномерно в количестве n = 300 шт. После этого образуют сборочный зазор между соединяемыми деталями путем нагревания втулки до температуры t = 160 С, сопрягают детали и выполняют первый этап выборки 15 сборочного зазора путем естественного охлаждения втулки до температуры наружной среды t = 20ОС. 8 результате между базовыми посадочными поверхностями образуется зазор, равный 30 мкм. На втором этапе 20 выборки сборочного зазора через собранный узел пропускают электрический ток силой 40 кА при напряжении 58 до момента окончания выборки зазора, т.е. в течение 0,6 с. 25

Формула изобретения

Способ соединения с натягом деталей типа вал — втулка, включающий предварительное нанесение на посадочной поверхности одной иэ деталей рельефа в виде отдельных распределенных по поверхности выступов с твердостью, превышающей твердость материала другой сопрягаемой детали, и имеющих форму конуса и углублений, имеющих форму усеченного тора, охватывающего основание выступа и плавно в него переходящего, объемы которых равны обьемам выступов, образование сборочного зазора между соединяемыми деталями, их сопряжение и последующую частичную выборкууказанного зазора, отл ич а ю щийс я тем, что, с целью повышения несущей способности соединения путем увеличения суммарной площади рельефа, после частичной выборки зазора расплавляют локальные объемы металла в местах внедрения выступающей части рельефа путем пропускания через него электрического тока до момента окончательной выборки зазора, причем рельеф наносят на посадочной поверхности детали, материал которой имеет большую температуру плавления.

Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механосборочным работам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам термического соединения с натягом охватывающей и охватываемой деталей, например зубчатых колес, шкивов, маховиков с валом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии сборки соединений с натягом

Изобретение относится к механосборочному производству

Изобретение относится к технологическим процессам сборки, в частности к способам образования неподвижного соединения охватывающей и охватываемой деталей

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к способам сборки втулок с корпусной деталью методом пластического деформирования

Изобретение относится к машинострое- ;нию, в частности к способам демонтажа втулок гидропрессовой регулировкой и позиционирования сопряженных с натягом элементов на гидропрессовой разблокировке

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности касается сборки соединений с натягом термическим методом, и может быть использовано в машиностроении, судостроении и электротехнической промышленности

Изобретение относится к механосборочному производству и может быть использовано при создании или восстановлении неподвижных прессовых соединений типа вал-втулка

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх