Зубчатая передача внешнего зацепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения в приводных устройствах. Целью изобретения является улучшение ресурса работы передачи путем улучшения условий контакта и скольжения, а также повышение технологичности ее изготовления и монтажа. В зубчатой передаче выпуклые профили головок зубьев колес и вогнутые профили ножек их зубьев образованы вогнуто-выпуклыми дугами, полярные координаты п,2 и J1.2 которых в системе координат, связанной с осями колес передачи, определены из соотношений: п,2 V (rwi,2 + r ) П 2 + Z ; J1.2 Zi COS ,2 - П Siri(,2 +(rwi,2 + Г )-X Sin ,2/- Zj Sin ( П COS ( + ( ПЛ/1.2 + + r) cos 991,2, где rw-f.j, - радиусы начальных окружностей колес; 1,2 угловой параметр; Zj - аппликата текущей точки профиля зубьев . 2 ил.

СОЮЗ СОВЕ ГСКИХ

coLINАГ1истиче ских

РЕСГ1УБЛИК,„Ф ф ($1)$ F 16 Н 1/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРETEНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР . ° " 1 Ц 1 г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (4

4 ф

Г12 = ((IW1ð+Г1 Г1) 2

Zi sin ill,ь — л соз 1nu + (rw l 2 + г ) cos inn (> (21) 4612714/28 (22) 02.11.88 (46) 15.09.91, Бюл. N 34 (71) Дальневосточное высшее инженерное морское училище им.адм.Г.И.Невельского (72) М,А.Ворончихин (53) 621.833 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N844858,,кл, F 16 Н 1/04, 1981. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО 3АЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения в приводных устройствах, Целью изобретения является улучшение ресурса работы передачи путем улучшения усИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения в приводных устройствах, Цель изобретения — улучшение ресурса работы передачи путем улучшения условий контакта и скольжения, а также повышение технологичности ее изготовления и монтажа.

На фиг. 1 показаны зубья передачи в зацеплении в торцовой плоскости; на фиг, 2 — графики приведенных радиусов кривизны профилей.

Зубчатая передача внешнего зацепления содержит ведущее колесо с выпуклым профилем головок зубьев и ведомое колесо с вогнутым профилем ножек зубьев. Выпуклый профиль головок и вогнутый профиль ножек зубьев образованы дугой, полярные координаты r1,z, j1,z которой в системе коор» . Ы,,» 1677411 А1 ловий контакта и скольжения, а также повышение технологичности ее изготовления и монтажа, В зубчатой передаче выпуклые профили головок зубьев колес и вогнутые профили ножек их зубьев образованы вогнуто-выпуклыми дугами, полярные координаты г1,z и j12 которых в системе координат, связанной с осями колес.передачи, определены иэ соотношений; г1,2 = ((rw1 2+ г) — Г; ) + Z);

j1,2 = Zi со$ p1,2 — ri s I и ф1,2 + (ГР/1 z + Г )- Х

$!п P1,2/ — 2! $! и Р1 2 — Г! со$ P1,2 + (ГУ/1 2 +

+ ") COS P1,2, ГДЕ rw>, Радиусы начальных окружностей колес; pi 2 — угловой параметр;

Zi — аппликата текущей точки профиля зубь-, ев. 2 ил. динат, связанной с осями колес передачи, определены соотношениями

Zl cos (Pl,2 — n 8Ы 101,2 + (Гп 2 + Г ) sin 1n1,2

)1.2 . где rw12 — радиусы начальных окружностей зацепляющихся колес; аm

r = — смещение по межосевой ли2 нии начала неподвижной системы координат от полюса P зацепления в направлении от центра одного из зацепляющихся колес;

m — модуль передачи;

7 < q < 12 — коэффициент смещения;

1677411

Л ETl

P1,2 =

rw1,2

7j ==- Г1тп О:., д

ГтЯ J то j

Z1 = Г тоя

40

Г1 (r ii Г! Г х /Г2 .

ZI =.—. ГE1 Г,, <р1 2 угловой параметр (угол обкатки), связанный соответственно с радиусами начальных окружностей колес lEIIE1 и Г1|2 соотношением

2! — аппликата дополюсного участка линии зацепления, формирующая выпуклый профиль головок зубьев, которая для зтого участка, за исключением его прямол|лнейного отрезка длиной 02m, расположенного вблизи полюса, определена соотношением

ij (Г Г1) Ъ|/Е1 Pg тп !д (| + r ) где ггэ — полярный радиус, связанный с коорд|лнатным смещением зависимостью где j = а Гсто 1/q;

j — угол, величина которого принята равной стандартному углу зацепления 20;

Z1 — аппликата прямолине|лного дополюсного участка линии зацепления длиной

0,2 m, расположенного вблизи полюса и стыкующегося с ним, которая определена следующим соотношением где c — угол =àöåïëåíèÿ в полюсе, которыйопределен по формуле а — arcing Ц)д — . — )г| — текущая полярная координата дополюсного участка линил зацепления в неподвижной системе координат, изменяющаяся в пределах от нуля до r.

Z; — аппликата заполюсного участка линии зацепления, которая формирует вогнутый профиль ножек зубьев и которая для зтого участка, за исключенлем его прямоли- 50 нейного отрезка длиной 0,2m, расположенного вблизи полюса и стыкующегося с ним, определена соотношением

Z—

2à — Г1) (Г1 — г г; — 2 г) — г э 55

/ (1ц ) ((r; — 2г) + ) где г — текущая полярная координата, изменя .ощаяся в пределах от г до 2г;

2; — аппликата прямолинейного заполюсного участка линии зацепления длиной

0 2m, расположенного вблизи полюса и стыкующегося с ним, которая определена следующим уравненлем где o!1!-- угол зацепления в полюсе.

Зубчатая передача содержит ведущее колесо 1 с центром в точкс О! и радиусом начальной окружности Г1 1 и ведомое колесо

2 с центром в то|ке 02 и радиусом начальной окружности Г,|2.

Оба колеса имеют выпукло-вогнутые профили зубьев 3 и 4. Передача содержит та;;å линлю 5 зацепления, рабочие участкл. профллей зубьев f å |л f"е и прямоллнейные участки линии зацепления вблизи полюса 6 и 7.

Пр|л этом выпуклый профиль головок зубьев fl!11M j, М2М2 и вогнутый профиль но| 1 жек зубьев М1М1 и М2М2 колес 1 и 2 образован дугой. полярные координаты г1,2, )12 которой в системе координат, связанной с осями колес, определень1 соотношением

Г г1,2 — 4! ((Гьу1 2 + г ) — г1 ) + Z

ZI СОЗ IP!,2 II Я|П Р12 + (IIOI 2 ." и ) Sin P!2

11,2

21 SjO 1|212 EI COS I/I 2 + 1 П||12 + П ) COS 1212

Координаты 7;, ri дополюсного участка

В а линии 5 зацепления (фиг.1), формирую-! щие выпуклый профиль головок зубьев передачи Ы1М! и М2М2, связаны между собой соотношением

Прямолинейный дополюсный участок 6 (отрезок аР) линии зацеплен|ля, формирующий звольвентный участок профиля головок зубьев колес вблизи полюса, принят равным

0,3m и определен соотношением, аналогичным уравнению прямой где а„- угол зацепления на 1рямолинейном участке линии зацепления. определяющлйся по формуле

2 йх = агст — -- — =,1-tg j (1" ч- i, )

l 677411

ПОЛЯ р! !351 I oo(>f1l I I I ITа ив ДО ПОЛ 10С ном участке линии зацеппенля, изменя ощаяся н пределах от 0 до г, Координаты ZI и r; заполюсного участка

В н линии 5 зацепления (фиr.1), формирую- 5 !! щие вогнутыл профиль ножек зубьев колес

М; М1 и М2 М2. -.вязаны соотношением (2r — rI ) (I I — Г 1 (Г1 — 2 r ) — r s

2 2

2 .2

19 1 ((r! — 2r 1 4- Гд ) 10

Прямолинеиный запопюснь1й участок 7 (отрезок РЬ) линии зацепления, формирующий эвольнентный участок профиля ножек зубьев колес вблизи полюса, принят равным

0,2m и определен соотношением, аналогичным также уравнению прямой

Ъ = I I I g r-x, 20 где г;-- полярная координата на заполюсном участке линии зацепления, изменяющаяся в пределах от г до 2г.

На фиг. 2 показаны графики приведенных радиусов рлр кривизны зубчатой передачи внешнего зацепления.

Передача работает следующим образом.

С приложением крутящегося момента к колесу 1 (с профилем зубьев 3), оно входит в зацепление с колесом 2 (с профилем зубьев

4). При этом зубья ведущего колеса 1 входят н зацепление с зубьями ведомого колеса 2 в точке В линии 5 зацепления и заканчивают ! на ней зацепление н точке В . 35

Зтот контакт зубьев колес в точке В

I пи нилл 5 зацепления начинается с соприкосновения крайней точки f вогну-! того профиля Ila ножке зуба ведущего колеса 1 с вершинной точкой е выпуклого профиля головки зуба ведомого, колеса 2, Вслед за этим происходит перекатывание со сколь>кением профиля ножки зуба колеса 1 по профилю головки зуба колеса

2 до самого полюса зацепления P. В по- 45 люсе P з ацепление переходит к перекатывани10 со скольжением профиля головки зуба колеса 1 по профилю ножки зуба колеса 2. Заканчивается зацепление

Формула -изобретения

Зубчатая передача внешнего зацепления, содер>кащая ведущее колесо с выпуклым профилем головок зубьев и ведомое колесо с вогнутым профилем ножек зубьев, о т п и ч а ю щ а я с я тем, что, с цепь!О улучшения ресурса работы переда !и путем улучшения условий контакта и сколь>кения, а также повышения технологичности ее изготовления и монтажа, выпуклый профиль головок и вогнутый профиль ножек зубьев колес образованы дугой полярные координаты l12,11,2 которой B системе координат, связанной с осями колес передачи, определены из соотношений

Ч г1) +ZI г1.2 =

z! cos p!,2 — л sin р г + (rw! г + Г ) sin p! ã ! .г — Z! sIn p!,2 Г! cos p! 2 + (Гм)1 2 + i ) cos pl 2 где rg!12 — радиусы начальных окружностей колес; я Lm

r = 2 — смещение по ме>косевой линии начала неподвижной системы координат от полюса зацепления в направлении or центра одного из колес;

m — модуль передач.;;

7 < q < 12 — коэффициент смещения;

_#_m у1,2 = — угловой параметр;

rw).2

r г! 2r;

Z! — аппликата текущей точки профиля зубьев, пд! Ioé пары зубьев Koë0ñ Ilа лиIII è 5:1лilorl л пе1гия в точке В, При этом праисход IT за-!! вер1на!ОО1и11 контакт край!!0,1 10чк11

ВОГНУТОГО П ГгафИË11 НО>ККИ ЗУба НОДОМО 0 КÎ леса 2 с верши! .!!ой то 1кай е выпуклого oðo-! филя головки зуба ведущего когоса 1. 1-1л этом зацепление этой пары зубьев зака1;чинается, в зацепление аI!àëoãl.÷ !ым путем входит следу!Ощая пара.

1677411

Ex Р диод

ЧЪг. 2

Составитель А.Верховский

Техред М,Моргентал Корректор О,Кравцова

Редактор И.Касарда

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3101 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская нэб„4/5

Зубчатая передача внешнего зацепления Зубчатая передача внешнего зацепления Зубчатая передача внешнего зацепления Зубчатая передача внешнего зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании герметичных малогабаритных механизмов для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании червячных передач

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться при проектировании и изготовлении волновых зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин общего и специального назначения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам зацеплением

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции зубчатых передач, и может быть использовано при конструировании и изготовлении зубчатых передач с большим передаточным отношением и реечных передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции зубчатых передач, и может быть использовано при конструировании и изготовлении полуобкатных цилиндрических зубчатых передач с большим передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению, в частности к многопоточным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх