Способ контроля опор электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - повышение точности за счет уменьшения влияния электромагнитных тормозных сил и увеличения производительности контроля за счет уменьшения числа измерений. Для осуществления способа электродвигатель разгоняют до рабочих оборотов, измеряют напряжение, наводимое намагниченным ротором в обмотке статора и пропорциональное коэрцитивной силе, необходимой для размагничивания ротора. При размагничивании ротора на обмотку статора подают импульс постоянного тока. Амплитуда его пропорциональна наводимой ЭДС и постоянной времени экспоненциального спада импульса не менее двух периодов вращения ротора. 5 ил. з д

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

> %aPaap i iр„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4

Ql

©

О (21) 4652991/07 (22) 05.01.89 (46) 15.09.91. Бюл. t4 34 (72) Д, Н. Козлов, Н. п. Мельгунов, И. B.

Яковлев, Л. А. Трофимюк, Е. M. Родионов и

Е. А, Перель (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1230395, кл. G 01 M 13/04, 1977. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — повышениеточности за счет уменьшения влияния электромаг„„5U 1677560 A l (я)з G 01 М 13/04, G 01 Я 31/34 нитных тормозных сил и увеличения производительности контроля за счет уменьшения числа измерений. Для осуществления способа электродвигатель разгоняют до рабочих оборотов, измеряют напряжение, наводимое намагниченным ротором в обмотке статора и пропорциональное коэрцитивной силе, необходимой для размагничивания ротора. При размагничивании ротора на обмотку статора подают импульс постоянного тока. Амплитуда его пропорциональна наводимой ЭДС и постоянной времени экспоненциального спада импульса не менее двух периодов вращения ротора. 5 ил.

У 8

1677560

Способ относится к приборостороению и может быть использован для контроля и диагнстирования опор синхронных гистерезисных электродвигателей.

Целью изобретения является повышение точности за счет уменьшения влияния электромагнитных тормозных сил и увеличения производительности контроля за счет уменьшения числа измерений, На фиг. 1 дана схема оборудования для осуществления способа; на фиг. 2 — схема намагниченности ротора; на фиг. 3 — петля гистерезиса материала ротора; на фиг. 4— петля размагничивания ротора; на фиг. 5— график изменения коэрцитивной силы.

Устройство для осуществления способа содержит источник 1 питания контролируемого электродвигателя 2, переключатель 3, отключающий обмотки статора электродвигателя 2 от источника питания 1 и подключающий обмотки к вольтметру переменного напряжения 4, а также управляемый источник постоянного напряжения 5, вольтметр постоянного напряжения 6, конденсатор 7, ключи 8 и 9, измеритель частоты вращения

10 и секундомер 11, Способ осуществляют с помощью описанного выше оборудования следующим образом.

Разгоняют электродвигатель до рабочих оборотов, выключают питание с помощью переключателя 3, измеряют напряжение, наводимое намагниченным ротором в обмотке статора, с помощью вольтметра 4. Это напряжение пропорционально намагниченности ротора В и, следовательно коэрцитивной силе, необходимой для размагничивания (см. фиг. 3).

Импульс постоянного тока с амплитудой, пропорциональной наводимой ЭДС, и постоянной времени экспоненциального спада Т импульса, не менее двух периодов вращения ротора формируют за счет разряда конденсатора 7, предварительно заряженного от источника 5 до напряжения, пропорционального ЭДС.

В результате разряда конденсатора 7 обмотка статора создает магнитное поле, которое сначала резко возрастает, а затем убывает по экспоненте, После выключения питания ротор представляет собой намагниченный постоянный магнит с числом пар полюсов, равным числу пар полюсов обмоток (см. фиг. 2). Раэмагнитить ротор можно, если создать поле, напряжение которого в каждой точке ротора . незначительно превышает коэрцитивную силу, Нс (см, фиг. 4). Причем коэрцитивная сила в каждой точке имеет индивидуальное значение. Она максимальна на полюсах и равна нулю на нейтралях магнита. ЭДС, наводимая в обмотках статора, пропорциональна степени намагниченности, и, следовательно, величине коэрцитивной си5 лы Нс.

С учетом того, что ротбр вращается, обеспечить синхронизацию размагничивающего поля с полем ротора практически невозможно. Поэтому в зависимости от

1р момента подачи размагничивающего импульса создаваемый им магнитный поток может складываться или вычитаться с магнитным потоком ротора. Для того, чтобы гарантировать размагничивание, необходи15 мо поддержать значение напряженности размагничивающего поля в течение полного периода изменения проекции оси магнитного поля ротора на ось обмотки статора, в которую подан размагничивающий импульс

20 (см. фиг, 2).

В этом случае за время действия импульса сильно намагниченные участки ротора раэмагнитятся, а слабо намагниченные— наоборот намагнитятся до меньшей величи25 ны, зависящей от свойств материала.

Для размагничивания остальных участков ротора необходимо повторить цикл размагничивания с меньшей напряженностью поля статора, т. е. оно должно плавно умень30 шаться до нуля.

Если скорость уменьшения напряженности мала, то размагничивание потребует большого числа циклов перемагничивания (см. фиг. 3), на что будет расходоваться

35 внешняя энергия, нагревающая ротор. При большой скорости напряженность поля на следующем цикле Н +1 будет меньше коэрцитивной силы и размагничивание прекратиться (см. фиг. Зб). Оценка скорости

40 уменьшения напряженности размагничивающего поля статора выполнена на петле перемагничивания магнитотвердого материала, апроксимированной отрезками прямых (см. фиг. 4), Петля в виде парал45 лелограмма описывается коэффициентами р р,рг, являющимися тангенсом соответствующих углов. Это допустимо, так как материал в гистерезисных электродвигателях работает в условиях, далеких от на50 сыщения.

Пусть исходная намагниченность материала на полюсе ротора соответствует петле I. Коэрцитивная сила для нее равна Hg1.

Размагничивание будет иметь место, когда

55, после статора Н1 станет больше Нс1. Но при . этом материал ротора перемагнитится. Изза вращения ротора напряженность размагничивающего поля в рассматриваемом месте ротора будет периодически меняться.

1677560

Поэтому точка состояния материала перемещается по диаграмме, последовательно проходя точки а-в-с-д-и-к. В результате состояние материала ротора в данном месте будет изменяться по новой петле перемагничивания — II (и-к — ж — 3). Коэрцитивная сила Нд для петли II равна

Н. -I-I, (1- ). ,и1 что вытекает иэ геометрических соотношений фиг. 4, Следовательно, если неравенство

Hi С Н +1 Hi(1 — — ), прир+ = р1 +—

pi Р где p — угол поворота ротора; 15

P — число пар полюсов статора, соблюдается, то размагничивание будет продол-. жаться. Но, чем ближе Н +1 к значению Н, тем большее количество циклов перемагничивания потребуется для полного размагничивания,увеличится длительность процесса и потери энергии на нагрев ротора. Что не всегда допустимо.

Предельному условию размагничивания удовлетворяет ступенчатое изменение

Н с каждым поворотом ротора на угол 2 к /P (см. фиг, 5)

ЛН+ = — Н -, Р+1=P + —. и p

Сглаживая эту зависимость и переходя, 3р к пределу, получим, что изменение напряженности должно подчиняться дифференциальному уравнению

dH = — — Н вЂ” dt, Р и в

2л,и1 Р 35 где в — угловая скорость вращения ротора.

После интегрирования, считая что в меняется за время размагничивания незначительно, имеем экспоненту, равную

Н = ехр(- - — t) . ф1 2л

2_#_

Учитывая, что Т= — „, определим постоянную времени спада размагничивающего импульса 45

t=Tp1

/4

Так как,и1 >,и, то для надежного размагничивания практически всех магнитотвердых материалов, применяемых в 50 гистерезисных электродвигателях, t долж- . но быть больше перехода Т вращения ротора по меньшей мере вдвое.

Естественным приближением ступенчатого размагничивающего импульса является его треугольный аналог, не требующий больших аппаратных затрат. Важно, чтобы обеспечивалось условие превышения всех точек треугольного импульса над ступенчатым. Это достигается увеличением амплитуды реального импульса, что учитывается при проведении размагничивания предлагаемым способом.

Таким образом, зная величину ЭДС, наводимой в статоре, частоту вращения при размагничивании можно сформировать импульс, обеспечивающий качество размагничивания. При этом регулировка постоянной времени осуществляется соответствующим выбором емкости конденсатора 7. Измерение параметра, характеризующего качество опор электродвигателя, в описываемом варианте — времени выбега, производится секундомером 11, Пример конкретного исполнения. Осуществлялся контроль времени выбега синхронного гистерезиснога электродвигателя типа 1MC — 1. Он разгонялся до синхронной частоты вращения h=400 Гц. После выключения питания ЭДС, наводимая в обмотке статора, измерялась вольтметром ВЗ-38, Она изменялась от запуска к запуску от 7 до 12 В. В конкретном запуске ЭДС равнялась 10 3 В, По таблице напряжение на конденсаторе, обеспечивающее надежное размагничивание, должно быть равно 26,5

В. Конденсатор 7 емкостью 500 мкф типа

К50 — 6 заряжался от источника 5 типа В5—

7. Напряжение на конденсаторе контролировалось вольтметром В7 — 17. Затем конденсатор разряжался на обмотку статора электродвигателя. Длительность заднего фронта составляла 5,5,мс, После разряда конденсатора величина ЭДС, наводимой в другой обмотке, стала менее 10 MB. Таким образом, ротор был практически полностью размагничен и, следовательно. сведена к нулю вредная, нестабильная от запуска к запуску компонента сопротивления вращению, пропорциональная квадрату магнитного потока ротора. Время выбега, измеренное секундомером 11, равно 395 с.

Оно в среднем на 807 больше времени, измеренного способом, выбранным в качестве прототипа, а его разброс при повторных испытаниях сократился в 6, 4 раза и составил +5 с. Это позволило при контроле опор электродвигателя ограничиться однократным испытанием. Ранее для осреднения разброса необходимы были 5-кратные измерения. А главное, что из результата из-. мерения полностью исключена аддитивная помеха от электромагнитного момента. Это позволило четко разделить причины брака электродвигателей и целенаправленно воздействовать на технологический процесс.

Формула изобретения

Способ контроля опор электродвигателя, при котором разгоняют последний до рабочих оборотов, размагничивают ротор и

1677560 непрерывн о измеряют до полной остановки твом ротора и араметр, связанный с качес га отлопор, преимущественно время выбега, ичающи сят и я тем, что, с целью повышения и за счет уменьшения влияния электочности л и величения тромагнитных тормознык сил и ув ля за счет и оизводительности контро пр ий и и азмагум меньшения числа измерен, р ничивании ротора на обмотку статора электродвигателя подают импульс

ЬС ПОСТОЯННОГО ка, амплитуда которого пропорциональна ток, электродвижущей силе, наводи

5 ре перед размагничиванием, при этом постоянная времени экспоненциального спада имп мпульса составляет не менее двух периодов вращения ротора.

Составитель Ф.Подольская

А.Осауленко

М.Мо гентал Корректор . с

Редактор В.Фельдман Техред . р

Подписное

Заказ 3108 изоб етениям и открытиям при ГКНТ СССР

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ф инат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Производственно-издательский комбинат ате

Способ контроля опор электродвигателя Способ контроля опор электродвигателя Способ контроля опор электродвигателя Способ контроля опор электродвигателя Способ контроля опор электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике, а именно к диагностированию асинхронных двигателей

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к области электрических испытаний и может быть использовано для контроля и разбраковки короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройствам испытания на нагревание трехфазных асинхронных электродвигателей в режиме искусственной нагрузки

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить точность определения радиального зазора в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для испытания подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологических процессах сборки подшипниковых узлов машин для предварительной приработки подшипников

Изобретение относится к испытаниям на трение и износ шаровых шарниров

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения производственных параметров радиально-упорных подшипников в испытательных лабораториях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно при эксплуатации и ремонте машин и механизмов, имеющих подшипниковые узлы , Цель изобретения - повысить точность и надежность контроля состояния подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников качения и скольжения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам и агрегатам, содержащим подшипники

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника
Наверх