Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины

 

Изобретение относится к технике управления шахтным подъемом, может быть использовано для управления тормозом шахтных подъемных машин и лебедок. Цель изобретения - повышение надежности управления за счетуменьшения динамических нагрузок в переходных режимах. Устройство содержит датчик 2 скорости, регуляторы (Р) 5 и 6 рабочего и предохранительного торможения, механический тормоз 23 с тормозными цилиндрами, задатчика максимально возможного ускорения 12 и задания замедления 24, блок 16 ручного управления тормозом, сумматоры 13 и 15, нелинейный элемент 14, контакт 17 реле предохранительного торможения, электромеханический переключатель {ЭМП) 25. Дополнительно в устройство введены датчик 22 давления рабочего тела в тормозных цилиндрах тормоза 23 и два формирователя сигналов управления (ФСУ) 18 и 19. Сдатчика 2 сигнал поступает на Р 5 и 6, в которых обрабатывается в зависимости от соотношения с сигналами задатчиков 12 и 24. В режиме рабочего торможения контакт17 замкнут. Поэтому управление тормозом 23 идет от Р 5 и блока 16 через сумматор 13, ФСУ 18, привод 20, ЭМП 25 и тормоз 23. В режиме предохранительного торможения контакт 17 разомкнут, что обеспечивает переключение ЭМП 25. Управление тормозом 23 происходит от Р 6 через элемент 14, сумматор 15, ФСУ 19, привод 21, ЭМП 25 и тормоз 23. При этом ФСУ 18 и 19 в зависимости от давления рабочего тела в цилиндрах , измеряемого датчиком 22, формируют сигналы управления, позволяющие компенсировать темп изменения рассогласования заданной и действительной скоростей с соответствующим знаком. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. С/ с о 00 о Os

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (siis В 66 В 1/32, 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В

В (21) 4488114/03 (22) 29,08.88 (46) 30.09,91. Бюл. N 36 (71) Конотопский электромеханический завод "Красный металлист" (72) В.M.×åрмал ых, В. И, Васильев и Н.П,Матвиенко (53) 621.864(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1296500, кл, В 66 В 5/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

¹ 14477743, кл, В 66 В 5/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИВОДОМ ТОРМОЗА ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к технике управления шахтным подъемом, может быть использовано для управления тормозом шахтных подъемных машин и лебедок. Цель изобретения — повышение надежности управления за счетуменьшения динамических нагрузок в переходных режимах. Устройство содержит датчик 2 скорости, регуляторы (P) 5 и 6 рабочего и предохранительного торможения, механический тормоз 23 с тормозными цилиндрами, задатчика максимально возможного ускорения 12 и задания

Изобретение относится к шахтному подъему и может быть использовано для управления приводом тормоза шахтных подъемных машин и лебедок.

Целью изобретения является повышение надежности управления шахтной подъемной машиной за счет уменьшения динамических нагрузок в переходных режимах,,,!ЫÄÄ 1680614 А1 замедления 24, блок 16 ручного управления тормозом, сумматоры 13 и 15, нелинейный элемент 14, контакт 17 реле предохранительногоо торможения, электромеханический переключатель (ЭМП) 25.

Дополнительно в устройство введены датчик 22 давления рабочего тела в тормозных цилиндрах тормоза 23 и два формирователя сигналов управления (ФСУ) 18 и 19, С датчика 2 сигнал поступает íà P 5 и 6, в которых обрабатывается в зависимости от соотношения с сигналами задатчиков 12 и 24. В режиме рабочего торможения контакт17 замкнут. Поэтому управление тормозом 23 идет от P 5 и блока 16 через сумматор 13, ФСУ 18, привод 20, ЭМП 25 и тормоз 23. В режиме предохранительного торможения контакт 17 разомкнут, что обеспечивает переключение ЭМП 25. Управление тормозом

23 происходит от P 6 через элемент 14, сумматор 15, ФСУ 19, привод 21, ЭМП 25 и тормоз 23. При этом ФСУ 18 и 19 в зависимости от давления рабочего тела в цилиндрах, измеряемого датчиком 22, формируют сигналы управления, позволяющие компенсировать темп изменения рассогласования заданной и действительной скоростей с соответствующим знаком. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства; на фиг,2 — функциональная схема формирователя сигналов управления; на фиг.3 — диаграммы изменения во времени действительной и заданной скорости подъемной машины.

Устройство(фиг.1) содержит подъемную машину 1, соединенную с датчиком 2 скорости, состоящим из измерителя-преобразо-вателя 3 скорость-напряжения и выходного

1680614 усилителя 4 с зоной нечувствительности.

Выход датчика 2 подключен к регуляторам

5 и 6 рабочего и предохранительного торможения. Регуляторы 5 и 6 состоят из элементов 7 сравнения, прямые входы которых соединены с выходом датчика 2, а инверсные входы — с выходами элементов 8 суммирования, Одни входы элементов 8 суммирования регуляторов 5 и 6 подключены к соответствующим выходам блоков 9 формирования законов снижения скорости во времени, а вторые — к соответствующим выходам блоков 10 формирования законов нарастания скорости во времени. Выходы элементов 7 сравнения соединены с одними входами усилителей-ограничителей 11, вторые входы которых и соответствующих регуляторов 5 и б подключены к задатчику 12 максимально возможного ускорения (ау), а выходы через диоды подключены соответственно к входам блоков 10 и 9 формирования законов нарастания и снижения скорости во времени. Выход усилителя-о раничителя

11 регулятора 5 соединен непосредственно с вторым входом первого сумматора 13, а выход усилителя-ограничителя 11 регулятора 6 через нелинейный элемент 14 — с первым входом второго сумматора 15. Другой вход сумматора 13 подключен к выходу блока 16 ручного управления тормозом, а сумматора 15 — к контакту 17 реле предохранительного торможения. Выходы сумматоров 13 и 15 соединены через формирователи 18 и 19 сигналов управления к входам соответствующих. приводов 20 и 21 рабочего и предохранительного торможения, представляющих собой электромеханические преобразователи, например

"ток-давление", Источник давления и связь со сливным баком на схеме условно не показана.

Управляющие входы формирователей

18 и 19 сигналов управления подключены к выходу датчика 22 давления рабочего тела в тормозном цилиндре, механического тормоза 23. Третьи входы регуляторов 5 и 6 соединены с выходом задатчика 24 заданного замедления подьемной машины.

Выходы приводов рабочего 20 и предохранительного 21 торможения подключены к входам электромеханического переключателя 25, управляющий вход которого подключен к контакту 17 реле предохранительного торможения, а выход — к тормозному цилиндру механического тормоза 23, воздействующего на подъемную машину 1.

Блоки 10 регуляторов рабочего 5 и предохранительного 6 торможения формируют законы нарастания скорости во времени при наличии сигналов с выходов усилите5

55 лей-ограничителей 11 через диоды, соответствующих Чц — Чз ) 0, где Ч вЂ” величина действительной скорости; Чз — величина заданной скорости, Блоки 9 регуляторов рабочего 5 и и редохранительного 6 торможения формируют законы снижения скорости во времени при наличии сигналов с выходов усилителей-ограничителей 11 через диоды соответствующих Vÿ — Чз < О.

Формирователи 18 и 19 сигналов управления (фиг.2) состоят из задатчиков 26 и 27 сумматора 28, в цепи отрицательной обратной связи которого включен ограничитель

29, интегратора 30 и выходного усилителя

31, к второму входу которого подключен через масштабирующий усилитель 32 выход сумматора 28. Г1ричем второй инверсный вход сумматора 28 подключен к выходу интегратора 30. Прямой вход сумматора 28 является входом формирователя 18 и 19, а инверсный вход выходного усилителя 31 является управляющим входом формирователей 18 и 19.

Статический коэффициент "передачи сумматоров 28 равен 1, а коэффициент передачи интеграторов, 30 выбирается таким, чтобы выходной сигнал охваченных отрицательной обратной связью сумматоров 28 и интеграторов 30 повторял сигнал на прямых входах сумматоров с минимальным запаздыванием, T.å, Кзо .-+ сигнал на выходе сумматора 28, который будет появляться в моменты изменения сигналов на прямом входе сумматора 28, усиливается масштабирующим усилителем 32 и поступает на прямой вход выходного усилителя 31, на второй прямой вход которого поступают сигналы с выхода интегратора 30. Коэффициент передачи масштабирующего усилителя 32 определяется постоянной времени исполнительного механизма, а также коэффициентом передачи интегратора 30, Таким образом, коэффициент усиления масштабирующего усилителя 32 равен;

Кз =Кзо To, где Кзо — коэффициент передачи интегратора30, С, Т вЂ” суммарная постоянная времени привода 20 (21), электромеханического переключателя 26, тормоза 23 с учетом влияния отрицательной обратной связи с датчика 22 давления на усилитель 31, С.

Ограничители 29 предназначены для улучшения помехоустойчивости формирователей 18 и 19.

Коэффициент передачи выходного усилителя 31 определяется общим коэффициентом передачи контура давления и

1680614

30

55 допустимой статической ошибкой регулиро-вания замедления.

Работа регуляторов рабочего 5 и предохранительного 6 торможения при разорванных связях выходов регуляторов на сумматор 13 и элемент 14 иллюстрируются на фиг.3, где 33 — законы нарастания скорости во времени; 34 — -аконы снижения скорости во времени; 35 — 37 — траектория изменения действительной скорости, Vg (условно увеличена), 38 — траектория заданной скорости Чз при а=900

39 — траектория заданной скорости Чз при а < 90"

40 — рассогласование скоростей а=Чз—

Чя при а=90

41 — рассогласования скоростей сх=ЧзV при Q < 90, где а =atctgK, К вЂ” коэффициент усиления блока 11 (фиг,11), С блока 16 ручного управления тормозом формируется сигнал, пропорциональный углу поворота рукоятки управления.

Система управления приводам тормоза работает в двух режимах; управление рабочим тормозом ат рукоятки командоаппарата 16 или управление предохранительным торможением при срабатывании контакта 17, управляющего электромеханическим переключателем 26, подключающим к тормозному цилиндру тормоза 23 выход соответствующего привода 20 или 21, При срабатывании цепи защиты контакт 17 размыкается и нэ вход сумматора 15 поступает сигнал "1", стремящийся затормозить подъемную машину 1. Если, при этом, с выхода регулятора 6 через элемент

14 нет сигнала, та замедление подъемной машины 1 увеличивается и приводит к тому, что действительная скорость подъемной машины 1 становится меньше заданной по закону снижения формируемой регулятором

6, и с выхода регулятора 6 через элемент 14 на сумматор 15 поступает сигнал, стремящийся растормазить б подьемную машину

1. Элемент 14 необходим для выделения отрицательного сигнала, Рассогласование этих сигналов поступает на прямой вход формирователя 19, Он фарм»рует сигнал на привод 21, а через него — на тормозной цилиндр и тормоз 23, который тормозным усилителем F, воздействует на подъемную машину 1, меняя зэмедлен»е ее, а следовательно, и закан изменения скарасги до заданного регулятором б закона снижения, после чего с выхода регулятора 6 оявляется отрицательный сигнал, сгремящийся компенсировать сигнал "1". появившийся в момент разрыва контакта 17, Сигнал с регулятора 6 увеличивается до тех пор, пока суммарный сигнал с сумматора 15 не уменьшится до величины, при которой тормозное усилие Гт станст таким, что действительная скорость будет изменя.. ься по закону снижения, Изменение коэффициента трения тормозных колодок или нагрузки в процессе торможения будет приводить к соответствующему подрегулировэнию FT, Причем, так как быстродействие тормоза ограничено постоянными времени (в основном механическими), то для исключения динамических перегрузок в процессе регулирования при требуемом быстродействии, т,е. исключение больших перерегулирований тормозного усилия и колебательного характера переходного процесса замкнутой системы регулирования необходимо изменение тормозного усилия Рт формировать с учетом суммарной постоянной времени входящих в систему исполнительных механизмов {блоки 21,20,23,27), Для этого формирователь 19 формирует сигнал управления, соответствующий рассаглэсовани о заданной и действительной скоростей и сигнал, компенсирующий темп изменения рассогласования с соответствующим знаком. Коэффициенты передачи сигналав определяются суммарной постоянной времени исполнительных механизмов и необходимой точностью, Кроме этого, для снижения влияния постоянных времени на характер процесса регулирования и повышения то.насти блоки 19-21-26 охвачены отрицательной обратной связью па давлению. Это позволяет снизить постоянную времени привода 21, имеющего существенное значение, так как в нем происходит преобразование электрического сигнала в давление рабочего тела в тормозном цилиндре тормоза 23, Датчик 22 давления рабочего тела в тормозном цилиндре тормоза 23 подключен выходом к управляющему входам формирователей 18 и 19.

Наличие в регуляторе 6 усилителя-огран»чителя 11 позволяет формировать заданную скорость путем плавного перехода с закона снижен»я на закон нарастания и наоборот, так как наличие в блоке 11 линейного участка характеристики не даст вазма.кнасти резкого переключения. уменьшит частоту переходов и таким образом улучшит помехоустойчивость системы.

При снижении скорости подъемной маш»ны 1 до некоторой мин»мань»ай, при которой динамические перегрузки не опасны, сигнал с усилителя 4 с зоной начувств»теflьности станови гся равным нулю регулятор 6 перестает работать. На ега выходе с» пан

1680614 отсутствует и подъемная машина 1 тормозится полным тормозным усилием.

Таким образом, наличие блоков

10,14,15,19,22 позволяет повысить безопасность работы системы управления путем 5 уменьшения динамических нагрузок в переходных >ежимах.

Аналогично работает система в режиме управления рабочим торможением. Здесь роль сигнала цепи защиты выполняет ко- 10 мандоаппарат 16. При неправильных действиях машиниста вступает в действие регулятор 5, и через сумматор 13 — формирователь 18.

Формула изобретения

1. Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины, содержащее механический тормоз, воздейст- 20 вующий на подъемную машину, с которой соединен датчик скорости, выход которого соединен с первыми входами регуляторов рабочего и предохранительного торможения, выход последнего через нелинейный 25 элемент соединен с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен с контактом реле предохранительного торможения и управляющим входом злектромеханического переключателя, первый и 30 второй входы которого соединены соответственно с выходом приводов рабочего и предохранительного тормо>кения, а выход— с механическим тормозом, блок ручного управления тормозом, выход которого соеди- 35 нен с первым входом первого сумматора, выходы задатчиков максимально возможного ускорения и заданного замедления подьемной машины соединены соответственно со вторыми и третьими входами регуляторов рабочего и предохранительного торможения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления за счет уменьшения динамических нагрузок в переходных режимах, в него введены датчик давления рабочего тела в тормозных цилиндрах механического тормоза, первый и второй формирователи сигналов управления, входы которых соединены соответственно с выходами первого и второго сумматоров, управляющие входы — с выходом датчика давления рабочего тела, а выходы — с входами приводов рабочего и предохранительного торможения соответственно, выход регулятора рабочего торможения соединен с вторым входом первого сумматора, 2, Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждый формирователь сигналов управления содержит два задатчика, сумматор, ограничитель, интегратор, масштабирующий и выходной усилители, причем прямой вход сумматора является входом формирователя, а выход через интегратор соединен с первым прямым входом выходного усилителя, выход которого является выходом формирователя, а инверсный вход — управляющим входом формирователя, выход сумматора через ограничитель соединен с первым инверсным входом сумматора, второй инверсный вход которого соединен с выходом интегратора, выход сумматора через масштабирующий усилитель соединен с вторым прямым входом выходного усилителя, выходы первого и второго задатчиков соединены соответственно с входами задания напряжения ограничения ограничителя и козффициента усиления масштабирующего усилителя.

1680614

1б80614

Составитель В, Копылов

Редактор Е, Зубиетова Техред М.Мор в лгал Корректор M.ØaðoLUè

Заказ 3278 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины Устройство для управления приводом тормоза шахтной подъемной машины 

 

Похожие патенты:

Ловитель // 1678740
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению и может быть использовано для аварийной остановки канатов подъемников, кабин лифтов и других грузоподъемных средств

Изобретение относится к обеспечению безопасности работы шахтных подъемных установок

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, и может использоваться в шахтном лифтовом подъеме

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к многоканатным рудничным подъемным установкам

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к ловителям для грузоподъемных механизмов телескопических вышек передвижных подъемных установок, предназначенных для капитального ремонта нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к подъемно-транспортной технике и может быть использовано в системах управления лифтами

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам, в частности к ловителям секций телескопических подъемников

Изобретение относится к лифтостроению, в частности к технике безопасности, и может быть использовано в системах управления лифтами

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению

Изобретение относится к управлению рабочим торможением шахтных подъемных машин

Изобретение относится к шахтным подъемным установкам и позволяет повысить точность управления электроприводом постоянного тока и снизить динамические нагрузки

Изобретение относится к шахтному подъему, в частности к средствам торможе ния подъемно-транспортных машин Цель изобретения - упрощение и повышение надежности Устройство содержит гидравли ческие тормозные элементы 3-8, 9-14

Изобретение относится к шахтному подъему, конкретно к тормозным системам шахтных подъемных установок

Изобретение относится к управлению электроприводом постоянного тока шахтных подъемных установок и предназначено для формирования изменяющегося во времени напряжения, величина которого отображает требуемый закон изменений скорости подъемного сосуда

Изобретение относится к техническим средствам геологоразведки и может быть использовано для геофезических исследований глубоких геологоразведочных скважин на нефть и газ путем перемещения внутри скважин измерительных приборов

Изобретение относится к управлению транспортными системами в угольной и горнорудной промышленности и может быть применено на строящихся шахтах

Изобретение относится к шахтному подъему и предназначено для управления тормозами шахтных подъемных машин

Изобретение относится к системам контроля, и в частности к дистанционным системам для электрического контроля лифтов
Наверх