Устройство для контроля состояния подшипников качения

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к аппаратуре контроля оборудования, и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения электрических машин в процессе эксплуатации. Цельповышение точности контроля состояния подшипников. Устройство содержит датчик вибрации, подключенный к последовательно соединенным предварительному усилителю, фильтру и осИзобретение относится к машиностроению , в частности к аппаратуре контроля оборудования, и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения злектричес- 1ких машин в процессе эксплуатации. Цель изобретения - повышение точности контроля состояния подшипников. На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - диаграмма работы блоков устройства . Устройство содержит датчик 1 вибрации, предварительный усилитель 2, новному усилителю. В цепь обратной связи последнего включен регулирующий элемент, а параллельно ему после довательно соединенные усилительограничитель, среднеквадратичный детектор и интегратор. Индикатор состояния подшипникового узла через блок выборки - хранения и пиковый детектор, Синхронизируемые тактовым генератором, подключен к выходу основного усилителя. С целью исключения влияния посторонних факторов (частота вращения контролируемого узла, количество и вид смазки, количество дефектов) на результат контроля, в качестве критерия состояния подшипникового узла используется безразмерная величина - соотношение пикового уровня вибросигнала к его среднешумовой составляющей. На результат контроля не влияет место и способ крепления датчика вибрации . 2 ил. 9 фильтр 3, основной усилитель регулирующий элемент 5, усилитель-ограничитель 6, среднеквадратичный детектор 7, интегратор 8, пиковый детектор 9j блок 10 выборки - .хранения , тактовый генератор 11 и индикатор 12. Датчик 1 вибрации, предварительный усилитель 2, фильтр 3 и основной усилитель 4 соединены последовательно . Выход основного усилителя 4 соединен со входом усилителя - ограничителя 6, выход которого через среднеквадратичный детектор 7 соединен Ь со 00 О5 J

А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„,SUÄÄ 1698670 (51) 5 G . .01 М .13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

f (21) 4747869/27 (22) 10.10.89 (46) 15.12.91. Бюл. М 46 (71) Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) К.В. Константинов, А.И. Липшеев и Я.Е. Михайлова (53) 658.562. 012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 775650, кл. С 01 И 13/04, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к аппаратуре контроля оборудования, и может быть использовано для контроля состояния подши пн иков ка че н ия эле кт ри че ских машин в процессе эксплуатации. Цельповышение точности контроля состояния подшипников. Устройство содержит датчик вибрации, подключенный к последовательно соединенным предварительному усилителю, фильтру и осИзобретение относится к машиностроению, в частности к аппаратуре контроля оборудования, и может быть использовано для контроля состоя|ния подшипников качения электричес ких машин в процессе эксплуатации.

Цель изобретения — повышение точности контроля состояния подшипников.

На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - диаграмма работы блоков устройства.

Устройство содержит датчик 1 вибрации, предварительный усилитель 2, 2 новному усилителю. В цепь обратной связи последнего включен регулирующий элемент, а параллельно ему после" довательно соединенные усилительограничитель, среднеквадратичный детектор и интегратор. Индикатор состояния подшипникового узла через блок выборки - хранения и пиковый детектор, синхронизируемые тактовым генератором, подключен к выходу основного усилителя. С целью исключе" ния влияния посторонних факторов (частота вращения контролируемого узла, количество и вид смазки, количество дефектов) на результат контроля, в качестве критерия состояния подшипникового узла использует" ся безразмерная величина — соотношение пикового уровня вибросигнала к его среднешумовой составляющей.

На результат контроля не влияет место и способ крепления датчика вибрации. 2 ил. фильтр 3, основной усилитель 4„ ре.гулирующий элемент 5, усилитель-ограничитель 6, среднеквадратичный детектор 7, интегратор 8, пиковый детектор 9, блок 10 выборки ".хранения, тактовый генератор 11 и индикатор 12.

Датчик 1 вибрации, предварительный усилитель 2, фильтр 3 и основной усилитель 4 соединены последовательно. Выход основного усилителя 4 соединен со входом усилителя - ограничителя 6, выход которого через среднеквадратичный детектор 7 соединен з 1698670

4 со входом интегратрра 8, выходом соединенного с управляющим входом регулирующего элемента 5. Регулирующий элемент 5 включен в цепь отрицатель5 нои обратнои связи основного усилителя 4, Выход основного усилителя 4 соединен со входом пикового детектора 9, выход которого соединен со входом блока выборки-.хранения 1 О. Вы - 10 ход последнего соединен с индикатором 12. Выходы тактового генератора

11 соединены с управляющими входами пикового детектора 9 и блока выборки - хранения 10.

Устройство работает следующим образом.

Электрический сигнал датчика 1 вибрации, закрепленного на подшипниковом узле, например, электрической машины, усиливается усилителем 2 и поступает на вход фильтра 3, где происходит выделение из общего вибросигнала сигналов в информационной полосе частот. Затем частотно-селектированный сигнал подается на вход основного усилителя 4, где происходит усиление сигнала. Затем усиленный сигнал поступает на. вход усилителя .ограничителя 6. Усилитель — ограничитель служит для усиления сигнала и его ограничения на уровне, превышающем уровень среднешумового сигнала в 2 — 3 5 раз. Сигнал с выхода усилителя-ограничителя 6 подается на вход детектора 7, где происходит детектирование сигнала, затем детектированный сигнал поступает на вход интегратора 8. На выходе интегратора сигнал будет пропорционален среднему уровню шумовой составляющей сигнала. С выкода интегратора сигнал подается на вход управления регулирующего элемента 5, включенного в цепь отрицательной обратной связи ус илителя 4. Таким обра зом, з амыкается цепь автоматической регулировки усиления основного усилителя 4 и на его выходе поддерживается постоянный уровень среднешумовой составляющей сигнала без учета среднего

50 уровня ударных импульсов благодаря наличию в цепи обратной связи усилителя-ограничителя 6 и интегратора 8.

К выходу усилителя 4 подключен вход пикового детектора 9. Сигнал

На выходе пикового детектора равен максимальной амплитуде нормированного вибросигнала за некоторый период времени, определяемый тактовым генератором 11, по истечению которого и сигналу "Сброс" генератора 11 происходит обнуление пикового детектора

9. С выхода детектора 9 сигнал подается на вход блока выборки-хранения Eп, к выходу которого подключен индикатор 12. Генератор 11 формирует сигнал "выборки", для управления блоком выборки-хранения 10, перед импульсом "сброс" для управления детектором 9, Таким образом в блоке 10 выборки-хранения происходит циклическая перезапись информации о максимальной амплитуде сигнала за период, измерения. На фиг.2 показаны сигна-. лы на выходе усилителя 4 (а), генератора 11 (б,в) пикового детектора

9 (г) и блока выборки-хранения 10 (д)., Как видно из приведенных кривых, на фиг.2 показания индикатора 12 будут

I пропорциональны максимальной амплитуде нормированного вибросигнала за предыдущий период времени Т. Период

Т выбирается большим периоду полного поворота сепаратора контролируемого подшипника. Шкала индикатора градуируется в безразмерной величине — соотношения пикового уровня сигнала к среднешумовому. Математически возможность градуировки индикатора в данной величине объясняет1 ся следующим выражением:

Бювар

К

Uñð ц где Кд - коэффициент амплитуды; — максимальное значение мах вибросигнала; ц- средний уровень шумового сигнала без учета ударных импульсов.

В нашем случае И = const, тогда

Ка=a П„„х, где а

1 1ср.ш

Значение коэффициента а учитывалось соответствующей градуировкой шкалы индикатора. Определение состояния подшипника по показаниям индикатора устройства производят посредством сравнения с заранее определенным

1 значением данной величины для исправного подшипникового узла и узла с различным видом дефекта .

5 169867 0

Благодаря использованию в качестве критерия состояния подшипникового узла безразмерной величины - соотношения пикового уровня вибросигнала

5 к его среднешумовой составляющей на результат контроля не оказывают влияния такие посторонние факторы, как частота вращения контролируемого узла, количество и вид смазки, 10 количество дефектов °

Усилитель, охваченный цепью автоматической регулировКи усиления, позволяет исключить влияние на показания индикатора устройства ха-! рактеристик акустического тракта контролируемый подшипник - датчик, а также параметров датчика, т.е. на результат контроля не. влияет место и способ крепления датчика, что значительно упрощает технологию контроля.

Исключение влияния на.показания устройства посторонних Факторов повышает точность и достоверность результатов контроля подшипникового узла.

Формула изобретения

Устройство для контооля состояния подшипников качения, содержащее датчик вибрации, соединенный с предварительным усилителем," основной усилитель, Фильтр, регулирующий элемент, среднеквадратичный детектор и индикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, в него дополнительно введе-, ны усилитель-ограничитель, интегратор, пиковый детектор, блок выборки-.хранения и тактовый генератор, причем предварительный усипитель через Фильтр соединен с основным усилителем, выход которого через регулирующий элемент связан с вторым входом основного усилителя и через

20 последовательно соединенные усилитель-ограничитель, среднеквадратичный детектор и интегратор - с вторым; входом регулирующего элемента, а . также а индикатором через последова-.

25 тельно соединенные пиковый детектор и блок выборки-хранения, к вторым входам которых подключены выходы так:тового генератора..

1698670

Редактор Г. Моэжечкова

Заказ 4386 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина,101

Р йнГор д сброс

Составитель В. Родимов

Техред М,Моргентал Корректор I1. Патай

Устройство для контроля состояния подшипников качения Устройство для контроля состояния подшипников качения Устройство для контроля состояния подшипников качения Устройство для контроля состояния подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для диагностики дефектов подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к прогнозированию долговечности работоспособности деталей машин

Изобретение относится к средствам неразгружающего контроля и может быть использовано для контроля подшипников железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для испытания высокооборотных подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных шариковых подшипников

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике, в частности контролю технического состояния машин и механизмов, и может быть использовано для обнаружения и определения величины выкрашиваний в подшипниках качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля технического состояния подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для оценки долговечности подшипников качения

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения момента трения подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх