Способ контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных подшипников

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных шариковых подшипников. Цель - повышение точности, надежности и производительности определения погрешности измерения угла контакта (УК) шариковых радиальноупорных подшипников при аттестации и настройке устройства, основанных на кинематическом методе измерения УК. Вместо одного из колец используют эталонное технологическое кольцо,.выполненное в виде конуса с углом при вершине, равным удвоенному значению расчетного УК, измеряют углы поворота сепаратора и одного из колец, по известной формуле определяют УК и по разнице расчетного у определенного УК судят о погрешности измерения . сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 G 01 M 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4663333/27 (22) 20.03.89 (46) 07.12,91, Бюл. М 45 (72) М.И.Жевелев и Е.Ф.Ложкина (53) 658,562.012.7 (088.8) (56) Методические указания по лаборатор-. ным исследованиям погрешностей измерений на цеховых приборах, применяемых в подшипниковой промышленности, С.Н,195 †. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОГРЕШНОСТИ

УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА

КОНТАКТА РАДИАЛ ЬНО-УПОР Н ЫХ LUAРИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ . (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля погрешности устройства для измеИзобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для аттестации и настройки приборов, применяемых для измерения угла контакта радиально-упорных подшипников кинематическим способом, основанным на измерении соотношения угловых скоростей одного из колец и сепаратора с шариками при неподвижном втором кольце подшипника.

Цель изобретения — повышение точности и надежности, а также повышение производительности при аттестации и настройке средств измерения угла контакта радиально-упорных подшипников.

Согласно изобретению при аттестации средств измерения угла контакта вместо одного из колец радиально-упорного подшип„„ Ы „„1696934 А1 рения угла контакта радиально-упорных шариковых подшипников. Цель — повышение точности, надежности и производительности определения погрешности измерения угла контакта (УК) шариковых радиальноупорных подшипников при аттестации и настройке устройства, основанных на кинематическом методе измерения УК. Вместо одного из колец используют эталонное технологическое кольцо, выполненное в виде конуса с углом при вершине, равным удвоенному значению расчетного УК, измеряют углы поворота сепаратора и одного из колец, по известной формуле определяют УК и по разнице расчетного и определенного УК судят о погрешности измерения. ника используется эталонное конусное 0 кольцо с углом при вершине, равном удво- 0 енной величине угла контакта. При этом угол сО контакта шариков с кольцами равен полови- (р не угла при вершине конусного кольца. р

Сущность способа состоит в следующем.

Собранный эталонный комплект, состоящий из одного из колец подшипника, сепаратора с шариками и технологического конусного кольца, устанавливают на измерительный столик средства измерения. При неподвижном наружном кольце внутреннему кольцу сообщат принудительное вращение с определенным количеством оборотов и регистрируется соответственно угол nosoрота сепаратора. В эталонном комплекте

1696934 при этом должны быть аттестованы следующие параметры: диаметр дорожки ка ения кольца подшипника, радиус дорожки качения кольца подшипника, диаметр шарика и фактический угол при вершине конусного кольца. По аттестованным параметрам и измеренному углу поворота сепаратора с шариками расчетом определяют угол контакта в эталонном комплекте по формуле

Составитель Т. Хралова

Техред M.Moðãåíòàë Корректор Т. Малец

Редактор Е. Хорина

Заказ 4299 Тираж Подписное

8НИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 где Dcp — диаметр траектории центра шариков;

Ищ — диаметр шарика; уЪ вЂ” угол поворота кольца; роем — измеренный угол поворота сепаратора.

При неподвижном наружном кольце и внутреннем конусном кольце

Оср. = Онар. 2йж (1 — cosa /2) — г1ш cos a /2, где Онар. — диаметр дорожки качения наружного кольца; а — угол при вершине конусного кольца;

Кж — радиус дорожки качения наружного кольца, Разность расчетного угла контакта и по. ловины угла конуса технологического кольца, являющаяся мерой сравнения, определяет ошибку или погрешность измв5 рения угла контакта.

Формула изобретения

Способ контроля погрешности устрой ства для измерения угла контакта радиально-упорных шариковых подшипников, 10 заключающийся в том, что устанавливают в устройстве эталонный подшипник с известным углом контакта, измеряют углы поворота сепаратора и одного из колец подшипника, по соотношению углов пово15 рота определяют угол контакта, а по разности угла контакта на устройстве и угла контакта эталонного подшипника определяют погрешность измерения устройств, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения

20 точности, надежности и производительно- сти, в качестве поверхности качения одного из колец используют коническую поверхность с углом при вершине конуса, равным удвоенному углу контакта эталонного под25 шипника, а погрешность определяют по разности половины угла конуса и измеренного на устройстве угла контакта.

Способ контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных подшипников Способ контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике, в частности контролю технического состояния машин и механизмов, и может быть использовано для обнаружения и определения величины выкрашиваний в подшипниках качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля технического состояния подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для оценки долговечности подшипников качения

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения момента трения подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для сортировки подшипников по моменту сопротивления вращению

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано при ресурсных испытаниях подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обкатке шпиндельных устройств

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет повысить точность определения радиального зазора в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх