Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению,а именно к способам определения коэффициента звукопоглощения в кабинах транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности. При определении коэффициента звукопоглощения по данному способу в кабине размещают источник 1 постоянного по времени ненаправленного широкополосного звука и приемник 2 звука на расстоянии друг от друга, определяемом по следующей зависимости, приведенной в описании. На продолжении прямой, соединяющей источник 1 и приемник 2 звука, между последним и стенкой 4 кабины располагают дополнительный приемник 3, а оба приемника подключают к средству регистрации измеряемых величин. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил. 1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН

„,SU„, 169 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ где s

1О o 1

+ E < < 4li 1 z

W2-М, 4(1 + 10--=--)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4749617/11 (22) 08.08.89 (46) 15.12.91. Бюл. М 46 (71) Иосковское научно-производственн< е объединение по строительному и дорожному машиностроению (72) В.И. Поварков, В.В. Пашкевич и B.Í. Калмыков (53) 534.61.083:629.113 (088.8) (56) Клюкин И.И., Колесников А.Е.

Акустические измерения в судостроении, Л., "Судостроение", 1982, с. 129,130. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ЗВУКОПОГЛОЩЕНИЯ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУ.ЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способам определения коэффициента звукопоглощения в кабинах транспортных средств и устройствам для, осуществления способа.

Целью изобретения является повышение точности.

Указанная цель достигается тем, что в способе определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства, заключающемся в измерении уровня звука, излучаемого источником звука и регистрируемого приемником, расположенными в кабине транспортного средства, и вычислении коэффициента звукопоглощения по (gg)g G 01 М 17/00, G 01 H 7/00

2 способам определения коэффициента звукопоглощения в кабинах транспортных средств. Цель изобретенйя - повышение точности. При определении коэффициента звукопоглощения по данному способу в кабине размещают источник 1 постоянного по времени ненаправленного широкополосного звука приемник 2 звука на расстоянии друг от друга, определяемом по следующей зависимости, приведенной в описании.

На продолжении прямой, соединяющей источник 1 и приемник 2 звука, между последним и стенкой 4 кабины располагают дополнительный приемник 3, а оба приемника подключают к средству регистрации измеряемых величин.

2 с. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил. результатам измерения определяют уровень звука, ре гистри руемый дополнительным приемником, расположенным в кабине, а вычисление коэффициента звукопоглощения производят по следующей зависимости:

S+ R — площадь внутренней поверхности кабины; постоянная кабины, опреде ляемая по следующей зависи". мости:

W W.

1698672

1 4

25

Зо где М, 2

"it D

)

W =W + 10lg (— — +-) 1 4

< о 4 ii r R! где W - уровень акустической иощо ности источника звука; — уровень звука в точке уста2, новки дополнительного приемника звука, определяемый по формуле: где r - расстояние от источника до

< приемника звука;

r2 - расстояние от источника до дополнительного приемника звука.

А устройство для осуществления способа содержит йсточник и приемник звука, расположенные в кабине транспортного средства на расстоянии друг от друга, определяемом по следующей зависимости: где D — габаритный размер источника звука;

- средняя длина звуковои волны, на которой производится измерение, а также дополнительный приемник звука, размещенный в кабине на продол- 40 жении прямой, соединяющей источник и приемник звука между последним и стенкой кабины, источник звука выполнен с возможностью изучения постоянного, по времени направленного широкополостного звука, а средство регистрации измеряемых величин снабжено устройством вычисления коэффициента звукопоглощения, включающим два квадратора каждый из которых подключен э

50 своим входом к каждому из приемников. звука, а выходами — ко входам сумматора и соединенные между собой последовательно блоки вычисления постоянной кабины и коэффициента звукопог" лощения, вход первого из которых под- 55 ключен к выходу сумматора, и блок отображения вычисляемой величины, подключенный к выходу блока вычисления коэффициента звукопоглощения, при этом дополнительный приемник звука расположен от ближайших стенок кабины на расстоянии не менее 0,15 А, где

A - минимальный линейный размер кабины.

Вычисление коэффициента звукопоглощения производят по следующей зависимости:

Я+ R где S — площадь внутренней поверхности кабины;

R - постоянная кабины, определяемая по следующей зависимости:

%-®

10 1 Чг Ч<О где W — уровень звука в точке уста< новки приемника, определяемый по формуле:

У< =Чо+ 101д (, + — ) 1 4

4и r R — уровень акустической мощности источника звука; — уровень звука в точке установки дополнительного приемника звука, определяемый по Формуле:

W =W +10lg (-. +-)b

1 4 о

4я г

z где < — расстояние от источника до приемника звука;

r — расстояние от источника до

2 дополнительного приемника звука °

Устройство для осуществления способа содержит источник и приемник звука, расположенные в кабине транспортного средства на расстоянии друг от друга, определяемом по следующей зависимости: где D — габаритный размер источника звука;

- средняя длина звуковой вол- ны, на которой производится измерение.

1698б72 где S — площадь внутренней поверхности кабины;

R — постоянная кабины, определяемая по следующей зависимости:

®г-М»0

10 1

+ 2

1йг 2 41ilr z

4(1 + 1О 3

55

Устройство снабжено дополнительным приемником звука, размещенным в кабине на продолжении прямой, соединяющей источник и приемник звука между последним и стенкой кабины, источник узла выполнен с возможностью изучения постоянного по времени направленного широкополосного звука, а средство регистрации измеряемых ве- 10 личин снабжено устройством вычисления коэффициента звукопоглощения, включающим два квадратора, каждый из которых подключен своим входом к каждому из приемников звука, а выходами - ко входам сумматора, и соединенные между собой последовательно блоки вычисления постоянной кабины и коэффициента звукопоглощения, вход первого из которых подключен к выходу сумматора, и блок отображения вычисляемой величины, подключенный к выходу блока вычисления коэффициента звукопоглощения, при этом дополнительный приемник звука расположен от ближайших стенок кабины на расстоянии не менее 0,15 А, где А - минимальный размер кабины.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена принципиальная. схема устройства для измерения коэффициента звукопоглощения по предлагаемому способу.

Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства заключается в измерении уровня звука, излучаемого источником звука 1 и регистрируемого приемником

2, расположенными в кабине транспортного средства и вычислении коэффи9

40 циента звукопоглощения по результа".: там измерения, кроме того, измеряют уровень звука, регистрируемый дополнительнымм при емн иком 3, ра споло.женным в кабине, а вычисление коэф- 45 фициента звукопоглощения производят по следующей зависимости:

R об=, ) где W» уровень звука в точке установки приемника 2, определяемый по Формуле

W =W +101g(— -+ — ) 1 4 о юг R

1I где W — уровень акустическо" мощности источника звука;

М вЂ” уровень звука в точке установки дополнительного прием. ника 3 звука, определяемый по формуле — + 10 1g (— +-

1 4

0 4 rz R где 㻠— расстояние от источника до приемника 2 звука;

r — расстояние от источника 1 до дополнительного приемника 3 звука, а устройство для осуществления способа содержит источник и приемник 2 звука, расположенные в кабине транспортного средства на расстоянии друг от друга, определяемом по последую щей зависимости: 0 г,) где D — габаритный размер источника звука; ф - средняя длина звуковой волнй», на которой производится изме", рен ие, 1 и снабжено также дополнительным приемником 3 звука, размещенным в кабине на. продолжении прямой, соединяющей источник 1 и приемник 2 звука между последним и стенкой 4 кабины, источ.ник 1 звука выполнен с возможностью излучения постоянного по времени направленного широкополосного звука,а средство регистрации измеряемых вели" чин снабжено устройством 5 вычисле" ния коэффициента звукопоглощения, включающим два квадратора 6 и 7, каждый из которых подключен своим входом 8 и 9 к каждому из llpHeHHHK08

2 и 3 звука, а выходами - ко входам сумматора 10, и соединенными между собой последовательно блоками вычисления постоянной 11 кабины и коэффи- циента звукопоглощения 12, вход первого из которых подклочен к выходу сумматора 10 и блоком 13 отображения вычисляемой величины,. подклоченным к выходу блока 12 вычисления коэффици1698672 ента звукопоглощения, при этом допол+ нительный приемник 3 звука расположен от ближайших стенок 4 кабины на расстоянии не менее 0,15 А, где Аминимальный размер кабины.

Определение коэффициента звукопоглощения приводится следующим образом.

С помощью источника звука 1, например, фирмы ."Брюль и Къер" (Дания) подают постоянный по времени ненаправленный широкополосный звук и определяют на различных длинах звуковых волн уровни звука в точках расположения приемника 2 и дополнительного приемника 3 звука, результаты измерений по входам 8 и 9 подаются к квадраторам 6 и 7, в которых результаты измерений возводятся во 2-ю степень, в сумматоре 1О вычисляют величину далее в блоке 11 вычисляют постоянную кабины R по формуле

10 1

+ 40

4 та. 4 И

=S+R 7

25 Где Wo Уровень акустической мощности источника звука;

W2 — уровень звука в точке установки дополнительного приемника звука, определяемый по формуле:

30 — R

S+ R где r - расстояние от источника до

{ приемника звука;

r — расстояние от источника до

1 дополнительного, приемника звука.

2. Устройство для определения коэф40 фициента звукопоглощения кабины транспортного средства по п.1, содержащее источник и приемник звука, расположенные в кабине транспортного средства на расстоянии друг от друга, on45 ределяемом по следующей зависимости: (I D

Х, ) где D - габаритный размер источника звука; — средняя длина звуковой волны, на которой производится измерение, и средство регистрации измеряемых величин подключенное к приемнику, 55 отличающееся тем, что оно снабжено дополнительным приемником звука, размещенным в кабине на продолжении прямой, соединяющей испосле этого в блоке 12 определяют коэффициент звукопоглощения оС по формуле и результаты расчета передают к блоку 13 отображения вычисляемой величины.

Технико-экономическая эффективность предложенного способа и устройства для его осуществления заключается в повышении точности измерений и сокращении времени на проведение работ по снижению уровня шума в каби" нах транспортных средств.

Формула изобретения

Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства, заключающийся в измерении уровня звука, излучаемого источником звука и регистрируемого приемником, расположенными в кабине транспортного средства, и вычиспении коэффициента звукопоглощения по результатам измерения, о т л и ч а to щ и " с я тем,,что, с целью по вышения точности, измеряют уровень . звука, регистрируемый дополнительным приемником, расположенным в кабине, а вычисление коэффициента звукопоглощения производят по следующей зависимости: где S — площадь внутренней поверхности кабины;

R - постоянная кабины, определяемая по следующей зависимости:

1Ож,-ч м

4(1 + 10 )

W,-Ф,/ огде W — уровень звука в точке уста( новки приемника, определяемый по формуле:

W =W +1О д(— — + — ) i o 4л Г2 Я

Wа=W0+101g (л 2 + — )) 1 4

41 i r R

1698672

3. Устройство по и. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что дополнительный приемник звука расположен от ближайших стенок кабины на рассто янин не менее 0,15 А, где А - мини" мальный линейный размер кабины.

Составитель В. Пашкевич

Техред:М.Моргентал

Редактор В. Фельдман Корре ктор:М. Самборская:, Т

Заказ 4386 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35 ° Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101 точник и приемник звука между последним и стенкой кабины, источник звука выполнен с возможностью излучения постоянного по времени ненаправленного широкополосного звука, а средство

5 регистрации измеряемых величин снабжено устройством вычисления коэффици..ента звукопоглощения, включающим два квадратора, каждый из которых подклю- 10 чен своим входом к каждому из приемников звука, а выходами - ко входам .сумматора, и соединенные между собой последовательно блоки вычисления постоянной кабины и коэффициента звукопоглощения, вход первого из которых подклочен к выходу сумматора, и блок. отображения вычисляемой величины, подключенный к выходу блока вычисления коэффициента звукопоглощения.

Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента звукопоглощения кабины транспортного средства и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторостроению и может быть использовано при испытаниях трактора на полигоне

Изобретение относится к технике диагностирования транспортных средств, например автомобиля с карбюраторным двигателем

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для диагностирования технического состояния передних и задних осей транспортных средств

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам, применяемым при загрузке контейнеров тарно-штучными грузами, имеющими неправильную геометрическую форму , а также при складировании контейнеров

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях колесных транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытаний гусеничных движителей

Изобретение относится к подьемнотранспортному машиностроению

Изобретение относится к техническим средствам для обучения музыке и для акустической диагностике машин и механизмов

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к виброизмерительным средствам для испытаний и технического диагностирования машин и механизмов

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения коэффициента бегущей волны в волноводе с продоль ными или крутильными колебаниями

Изобретение относится к области определения одной из основных метрологических характеристик акустических камер и может быть использовано при аттестации акустических реверберационных камер различного объема с большими рабочими значениями уровней звукового давления
Наверх