Способ диагностики состояния пар трения

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трения . Цель - повышение достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций. Состояние пар трения определяют по отношению подвижностей вибрационного сигнала в высокочастотной области к подвижности на нулевом уровне в заданной полосе частот. Заданную полосу частот выбирают в той же высокочастотной области вибрационного сигнала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СООЭ СОВЕТСКИХ

00U

РЕО1У1;ЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ щ) 01 М 13/04 (21) 4714051/27 (22) 03. 07.89 (46) 23.12.91. Бюл. М" 47 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машинострое-. ния Сумского научно- производственно" го объединения им. M.Â. Фрунзе (72) Ю.П. Берков, E.Ë. Наумов и В.В. Петров (53) 620.178.53 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1 1552044, кл. С 01 М 13/04, 1989.

Изобретение относится к контрольНо-èýìåðèòåëüíoé технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трений.

Цель изобретения — повышение достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций.

На чертеже представлена блок-схема устройства.

Устройство содержит установленный на поверхности неподвижной пары 1 трения широкополосный преобразователь 2, широкополосный предварительный усилитель 3, фильтр 4 высоких частот или полосовой фильтр, блок 5 выделения опорного уровня полосы сигнала вибрации, блок 6 выделения уровней пересечения полосы сигнала, „„ЯЦ„„1700417 А 1

2 (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ

ПАР ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трения. Цель — повышение достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций. Состояние пар трения определяют по отношению подвижностей вибрационного сигнала в высокочастотной области к подвижности на нулевом уровне в заданной полосе частот. Заданную полосу частот выбирают в той же высокочастотной области вибрационного сигнала.

1 з.п. Ф-лы, 1 ил. многоканальный счетчик 7 количества пересечения сигнала. Выходы этого счетчика соединены с входами блока

8 вычисления отношений, выход которого соединен с входом индикатора 9.

Способ осуществляется следующим образом.

Широкополосным преобразователем 2, установленном на поверхности .неподвижной части пары 1 трения, вибрации пары трения преобразуются в электрический сигнал, который усили-. вается усилителем 3. Область высоких частот сигнала вибрации несет информацию о наличии микродефектов на поверхностях элементов пары трения (микротрещины, микрошероховатости и т.д.), а также о стационарности процесса трения. При этом характер высоз 170041 7

Л кочастотной области сигнала также зависит от скорости движения, нагрузки и прочих условий работы пары трения. Область низких частот несет информацию о несовершенстве геометрии элементов ПТ, нагрузке, скорости движения, качестве смазки, балансировки и т.п. Таким образом, при изменении характера сигнала в области низ-10 ких частот из-за указанных причин при ! вычислении отношения подвижностей в

ВЧ- и НЧ"областях происходит изменение

1, значения диагностического признака даже . без изменения характера сигнала в 15

ВЧ-области. Поэтому в способе исполь зуется вычисление отношения одвиж1 ностей на выбранных уровнях к подвиж. ности на нулевом уровне в той же по лосе частот. При этом устраняется . влияние параметров области низких

,частот и проявляющихся в ней дефек. тов, фильтр 4 верхних частот выделяет полосу верхних частот, при. этом частота разделения примерно в десять 25 раз аыве частоты вращения диагностируемой пары трения, чтобы исключить первую наиболее сильную гармонику вы нужденной частоты. Верхняя граница определяется частотными характеристи- З0 ками усилительного тракта, датчика и способом крепления последнего °

Ограниченная диапазоном 1-3 октавы полоса высоких частот расположена в районе вынужденных или собственных частот колебаний диагностируемого узла. Причем в качестве вынужденных частот обычно выступают частоты, получаемые в виде произведения частоты вращения пары трения на количество, локальных дефектов по ее окружности.

Сигнал с Фильтра Й верхних частот поступает в блок 5 выделения опорного уровня. В качестве такого блока мо". жет использоваться детектор среднеквадратического, средневыпрямленного или амплитудного значения. Блок 5 соединен с блоком 6, в качестве которого может быть использован усилитель с необходимым коэффициентом усиления и делитель напряжения. Усилитель необходим для того, чтобы можно было получать уровни пересечения выше, чем опорный уровень.

Выбор: в диагностическом параметре одной из составляющей отношения равной подвижности на нулевом уровне в той же высокочастотной полосе вибрационного сигнала позволяет повысить достоверность контроля, а определение подвижностей на разных опорных уровнях - диагностическую чувствительность.

Формула изобретения

1. Способ диагностики состояния пар трения по коэффициенту подвижности, определяемому как величина отношения подвижностей вибрационного сигнала в высокочастотной области к подвижности на нулевом уровне в заданной полосе частот, о т л и ч аю щ и " с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций, заданная полоса частот выбирается в той же высокочастотной области вибрационного сигнала.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что полосу высоких частот ограничивают диапазоном от до 3 октав в области расположения резонансной частоты диагностируемой пары трения.

1/00417

Составитель В. Родимов

Редактор И. Шулла Техред A,Kðàâ÷óê Корректор И. Эрдейи

Заказ 4461

Тираж

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113J35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ диагностики состояния пар трения Способ диагностики состояния пар трения Способ диагностики состояния пар трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для комплектования подшипников, применяемых в прецизионных высокоскоростных шпиндельных опорах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к аппаратуре контроля оборудования, и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения электрических машин в процессе эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для диагностики дефектов подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к прогнозированию долговечности работоспособности деталей машин

Изобретение относится к средствам неразгружающего контроля и может быть использовано для контроля подшипников железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для испытания высокооборотных подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных шариковых подшипников

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике, в частности контролю технического состояния машин и механизмов, и может быть использовано для обнаружения и определения величины выкрашиваний в подшипниках качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля технического состояния подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх