Гидромуфта привода вентилятора

 

Изобретение относится к машиностроению . Сущность изобретения: гидромуфта привода вентилятора содержит насосное колесо 7, соединенное с валом 8 двигателя и выполненное с входными расположенными по окружности отверстиями 11, турбинное колесо 5, прикрепленное к рабочему колесу 3 вентилятора, и кожух 9 центрифуги,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л F 01 P 7/04

$ 0 t.l 8 g 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

77 (21) 4815163/06 (22) 16.04.90 (46) 23.04.92. Бюл, М 15 (71) Горьковский автомобильный завод (72) В.Г.Кряжев и Г.М.Козлов (53) 621.43-714(088.8) (56) Пугаченко А.Н. Автомобиль МАГИРУС290, / устройство, обслуживание и эксплуатация. — М.: Транспорт, 1986, с. 42-44, 56-57. Й2(1728510А1 (54) ГИДРОМУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению. Сущность изобретения: гидромуфта привода вентилятора содержит насосное колесо 7, соединенное с валом 8 двигателя и выполненное с входными расположенными по окружности отверстиями 11, турбинное колесо 5, прикрепленное к рабочему колесу 3 вентилятора, и кожух 9 центрифуги, 1728510

35

45 выполненный с центральным отверстием и прикрепленный к насосному колесу с образованием между ними полости 10 очистки жидкости, и ри чем диаметр централ ьно го отверстия 12 кожуха меньше диаметра окружности расположения центров входных отверстий. Гидромуфта снабжена тарельчатой экранирующей шайбой 13, установленИзобретение относится к машиностро-ению, в частности к конструкции гидромуфт привода вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известна гидромуфта привода вентилятора, содержащая насосное колесо, соединенное с валом двигателя и выполненное с входными расположенными по окружности отверстиями, турбинное колесо, прикрепленное к рабочему колесу вентилятора, и кожух центрифуги, выполненный с центральным отверстием и прикрепленный к насосному колесу с образованием между ними полости очистки жидкости, причем диаметр центрального отверстия кожуха меньше диаметра окружности расположения центров входных отверстий, Недостаток данной гидромуфты — повышенная инертность отключения ее вентилятора. Данный недостаток обусловлен тем, что полость гидромуфты и центрифуги соединены последовательно и при прекращении подачи рабочей жидкости гидромуфта остается полностью заполненной до тех пор, пока она не выработает из полости центрифуги всю рабочую жидкость до уровня подающих отверстий насосного колеса.

Ухудшение качества очистки рабочей жидкости при работе с частично заполненной гидромуфтой обусловлено тем, что при частично заполненной гидромуфте уровень рабочей жидкости в полости центрифуги определяется расположением подающих отверстий насосного колеса. Полость центрифуги, таким образом, заполняется неполностью, а следовательно, уменьшается время и качество очистки.

Целью изобретения является уменьшение инерционности гидромуфты и улучшение очистки рабочей жидкости.

Указанная .ель достигается тем, что гидромуфта привода вентилятора, содержащая насосное колесо, соединенное с валом двигателя и вьн.:-олненное с входными, расположенными по окружности отверстиями, турбинное колесо, прикрепленное к рабочему колесу вентилятора, и кожух центрифуги, выполненный с центральным отверстием и ной на насосном колесе в зоне расположения входных отверстий и образующей с ним дополнительную полость 14, изолированную от полости10 очистки жидкости, а центральное отверстие шайбы выполнено с диаметром, превышающим диаметр центрального отверстия кожуха центрифуги.

1 ил, прикрепленный к насосному колесу с образованием между ними полости очистки жидкости, причем диаметр центрального отверстия кожуха меньше диаметра окружности расположения центров входных отверстий, снабжена тарельчатой экранирующей шайбой, установленной на насосном колесе в зоне расположения входных отверстий и образующей с ним дополнительную полость, изолированную от полости очистки жидкости, а центральное отверстие шайбы выполнено с диаметром, превышающим диаметр центрального отверстия кожуха центрифуги, На чертеже показана конструкция осевого вентилятора с предлагаемой гидромуфтой для его привода.

Осевой вентилятор содержит корпус 1, установленные в нем направляющий аппарат 2 и рабочее колесо 3, гидромуфту 4 переменного заполнения, установленную внутри направляющего аппарата 2. Турбинное колесо 5 гидромуфты 4 связано с рабочим колесом 3 посредством ведомого вала 6 гидромуфты 4, Насосное колесо 7 гидромуфты 4 связано с валом 8 привода вентилятора, На насосном колесе 7 установлен кожух центрифуги 9, который образует с ним полость 10 для центробежной очистки рабочей

30 кидкости, которая через входные отверстия 1 насосного колеса 7 поступает в гидромуфту 4, Диаметр, на котором расположены входные отверстия 11, больше диаметра центрального отверстия 12 кожуха центрифуги, В зоне входных отверстий 11 на насосном колесе 7 установлена тарельчатая экранирующая шайба 13, образующая с ним дополнительную полость 14, изолированную от основной полости центрифуги 10.

Центральное отверстие 15 шайбы 13 больше центрального отверстия 12 кожуха центрифуги 9. Рабочая жидкость поступает в гидромуфту 4 через специальный канал 16 в передней крышке 17 направляющего аппарата 2.

При включении вентилятора рабочая жидкость подается в канал 16 передней

1728510

Составитель B.Ìoðoçoâ

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О,Кравцова

Редактор А.Мотыль

Заказ 1391 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 крышки 17 направляющего аппарата 2. Далее она поступает в полость центрифуги 10 и заполняет ее до уровня центрального отверстия 15 экранирующей шайбы 13. Так как диаметр центрального отверстия 15 эк- 5 ранирующей шайбы больше диаметра центрального отверстия 12 кожуха центрифуги

9, рабочая жидкость заполняет дополнительную полость 14 и далее поступает через входные отверстия 11 в полость гидромуф- 10 ты 4. После заполнения гидромуфты 4 уровень рабочей жидкости в центрифуге изменяется и устанавливается на уровне центрального отверстия 12 кожуха центрифуги 9. Избыток рабочей жидкости сливает- 15 ся через это отверстие во внутреннюю полость направляющего аппарата 2. После заполнения гидромуфты 4 рабочей жидкостью она начинает передавать максимальный момент от вала 8 привода вентилятора 20

1 к рабочему колесу 3, которое вращается с максимальными оборотами, При отключении вентилятора прекращается подача рабочей жидкости в канал 16 передней крышки 17. Гидромуфта 4 начина- 25 ет самоопорожняться и вырабатывает рабочую жидкость из полости центрифуги 10 до уровня центрального отверстия 15 экранирующей шайбы 13. Далее вырабатывается рабочая жидкость из дополнительной поло- 30 сти 14 и из самой гидромуфты 4. Последняя полностью опорожняется и рабочее колесо

3 останавливается.

При частично заполненной гидромуфте

4 рабочая жидкость в полости центрифуги 35

10 находится на уровне центрального отверстия 15 экранирующей шайбы 13. Рабочая жидкость поступает в дополнительную полость 14 и питает работающую гидромуф40 ту. При любом переходном режиме и остановленном вентиляторе рабочая жидкость в полости центрифуги 10 находится на уровне центрального отверстия 15 тарельчатой шайбы 13.

Таким образом, использование предлагаемой гидромуфты привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания позволяет уменьшить инерционность за счет изолирования полости центрифуги от полости гидромуфты и повысить качество очистки рабочей жидкости за счет стабилизации ее уровня в волости центрифуги независимо от режима работы вентилятора.

Формула изобретения

Гидромуфта привода вентилятора, содержащая насосное колесо, соединенное с валом двигателя и выполненное с входными расположенными по окружности отверстиями, турбинное колесо, прикрепленное к рабочему колесу вентилятора, и кожух центрифуги, выполненный с центральным отверстием и прикрепленный к насосному колесу с образованием между ними полости очистки жидкости, причем диаметр центрального отверстия кожуха меньше диаметра окружности расположения центров входных отверстий, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности, она снабжена тарельчатой экранирующей шайбой, установленной на насосном колесе в зоне расположения входных отверстий и образующей с ним дополнительную полость, изолированную от полости очистки жидкости, а центральное отверстие шайбы выполнено с диаметром, превышающим диаметр центрального отверстия кожуха центрифуги,

Гидромуфта привода вентилятора Гидромуфта привода вентилятора Гидромуфта привода вентилятора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей и позволяет повысить экономичность

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения силовых установок (двигателей и трансмиссий) тяжелых транспортных машин

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к устройствам облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур окружающей среды

Изобретение относится к силовой установке с приводным двигателем, с системой охлаждения для охлаждения приводного двигателя, включающей в себя контур теплоносителя, охлаждающее устройство и согласованный с охлаждающим устройством вентилятор; вентилятор находится с приводным двигателем в приводном соединении, отличающейся тем, что между приводным двигателем и вентилятором установлена управляемая или регулируемая муфта; причем муфта образована в виде гидродинамической муфты, включающей в себя первичное колесо и вторичное колесо, которые между собой образуют заполняемую рабочим средством рабочую камеру; причем с муфтой согласована система подачи рабочего средства; при этом предусмотрены средства для оказания влияния на передаточное отношение гидродинамической муфты

Изобретение относится к нагнетателям воздуха для автотранспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям устройств автоматического регулирования работы вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройству и способу управления приводом вентилятора охладителя наддувочного воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания. Устройство управления имеет регулирующее устройство для управления приводом вентилятора, в котором регулирующее устройство выполнено с возможностью упреждающего регулирования привода вентилятора в зависимости от параметров двигателя, и/или окружающей температуры, и/или плотности окружающего воздуха. Техническим результатом является снижение шума привода вентилятора и уменьшение потребления энергии. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к охладителям надувочного воздуха для двигателей внутреннего сгорания. Представлен способ снижения коррозии охладителя наддувочного воздуха и предотвращения пропусков зажигания из-за образования конденсата. При образовании конденсата в охладителе наддувочного воздуха выполняют регулировку вентилятора охлаждения двигателя транспортного средства, перемещая область образования конденсата в другое место в охладителе наддувочного воздуха. Работой вентилятора также можно управлять в зависимости от рабочих условий транспортного средства и погодных условий, способствующих образованию конденсата. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя и оптимизацию потребления топлива. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к регулированию температуры энергетической установки транспортного средства. Автоматическая микропроцессорная система регулирования температуры энергетической установки транспортного средства включает в себя охлаждающее устройство, насос охлаждающей жидкости, вентилятор, плавно управляемый электропривод вентилятора, микропроцессорный контроллер, датчик температуры энергетической, датчик мощности энергетической установки, датчик температуры наружного охлаждающего воздуха, датчик частоты вращения вала энергетической установки, датчик частоты вращения вала вентилятора, сравнивающие устройства, устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры. Плавно управляемый электропривод вентилятора выполнен на основе инвертора с блоком управления, неуправляемого выпрямителя и двух асинхронных двигателя с фазными роторами. Система регулирования температуры энергетической установки содержит автоматическую микропроцессорную систему регулирования напряжения синхронного генератора. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности системы регулирования температуры энергетической установки транспортного средства. 1 табл., 9 ил.
Наверх