Подшипник скольжения

 

Использование: в машиностроении для опор валов при изменении угловой скорости . Сущность изобретения: в корпусе подшипника с равным шагом размещено четное количество упругих лепестков со скошенными кромками, изготовленных из материала с эффектом памяти формы. Температуры мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков подшипника различны. Это обеспечивает при различных режимах эксплуатации подшипника различную протяженность несущего слоя. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 27/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ф

ы О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 658325 (21) 4858795/27 (22) 15.06.90 (46) 15.05.92. Бюл. N 18 (72) А.Е. Лямин, B.Ã. Шипша, А.Г. Новозинский и О.B. Киц (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 658325, кл. F 16 С 27/02, 1977. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и преимущественно может быть использовано в опорных устройствах для вращающихся валов.

-Известен подшипник скольжения, содержащий закрепленные в корпусе упру гие лепестки со скошенными кромками, расположенные по окружности с перекрытием друг друга и изготовленные из материала с памятью формы, Недостаток подшипника — малый ресурс, что обусловлено отсутствием резервирования несущей способности при изменении-угловой скорости. Указанный недостаток связан с тем, что при повышении температуры подшипника вследствие увеличения угловой скорости вала проявляется память формы одновременно в материале всех лепестков, хотя технической потребности в этом нет, т. е. отсутствует резервирование задействования некоторого числа лепестков, ресурс которых расходуется неоправданно.

„„ .Ыт, 1733745 А2 (57) Использование: в машиностроении для опор валов при изменении угловой скорости. Сущность изобретения: в корпусе подшипника с равным шагом размещено четное количество упругих лепестков со скошен ными кромками, изготовленных из материала с эффектом памяти формы. Температуры мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков подшипника различны.

Это обеспечивает при различных режимах эксплуатации подшипника различную протяженность несущего слоя. 4 ил, Цель изобретения — повышение ресурса ( работы путем, резервирования несущей способности при изменении угловой скорости.

Цель достигается тем, что подшипник выполнен с четным количеством упругих ле- а пестков, при этом температуры мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков различны.

На фиг. 1 показан подшипник в исходном положении; на фиг. 2 — промежуточный этап работы подшипника, когда за счет Ф эффекта памяти формы сработали все не- (Л четные лепестки (несущая способность частично увеличена); на фиг. 3 — атал работы подшипника при его максимальной несу-, р щей способности, когда дополнительно к нечетным лепесткам сработали все четные лепестки; на фиг. 4 — схематично расположение интервалов температур мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков на шкале температур.

На фиг. 1 — 3 обозначены: корпус 1 подшипника, вал 2, (2n — 1) — любой нечетный

1733745 лепесток (формула нечетного числа, когда и = 1, 2, 3...), любой четный лепесток 2п (формула четного числа, когда п = 1, 2, 3„,).

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 2 с относительно невысокой угловой скоростью й) (фиг.

1) несущая способность подшипника о бе сп еч и ва ется слоем, образованным контактированием всех лепестков по незначительным поверхностям, При увеличении угловой скорости вала 2 возрастают центробежные силы, а следовательно, и силы трения вала о лепестки, вследствие чего температура лепестков возрастает. В процессе нагрева в материале нечетных лепестков (2п - 1) при температуре Ан"" начинается и при температуре Ак"" заканчивается обратное мартенситное превращение, под действием которого нечетные лепестки частично охвгтывают вал и тем самым увеличивают поверхность несущего слоя подшипника (фиг, 2). При дальнейшем увеличении угловой скорости вала 2 и соответственно возрастании температуры подшипника в материале четных лепестков (2п) при температуре Ан" начинается и при температуре Ак" заканчивается обратное мартенситное превращение, под действием которого четные лепестки так же, как и ранее нечетные, oxBBTblBGloT вал и еще больше (практически вдвое) увеличивают поверхность несущего слоя (фиг. 3), повышая тем самым нагрузочную способность подшипника. Если в процессе эксплуатации подшипника его температура начинает уменьшаться (снизилась угловая скорость вала, уменьшилась радиальная нагрузка на вал и т. и.), то при температуре Мн" начинается и при температуре Мк" завершится прямое мартенситное превращение в материале четных лепестков, под действием которого четные лепестки примут исходную (низкотемпературную) форму (фиг. 2), При дальнейшем снижении температуры в интервале температур Мн "...„Мк"" (фиг. 4) в

5 материале нечетных лепестков пройдет прямое мартенситное прекращение и они, как четные лепестки, примут исходную форму (фиг, 1).

Таким образом, изготовление подшип10 ника с четным числом упругих лепестков и различными температурами мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков позволяет при различных режимах эксплуатации подшипника (раз15 личных угловых скоростях) использовать (задействовать) различную протяженность несущего слоя. При этом подшипник наделяется новым качеством, состоящим в резервировании ресурса четных лепестков, 20 используемых лишь при наиболее напряженных режимах работы подшипника, Указанное обстоятельство положительно сказывается на повышении ресурса всего подшипника. Кроме того, расширились воз25 можности подшипника по саморегулированию задействуемой длины несущего слоя, т. е. возможности по саморегулированию несущей способности, что приводит к экономии ресурса подшипника и предопределяет

30 его оптимальное расходование, Формула изобретения

Подшипник скольжения по авт. св, 35 ¹ 658325; о т п и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения ресурса работы путем резервирования несущей способности при изменении угловой скорости вращения, он выполнен с четным количеством

40 упругих лепестков, при этом температуры мартенситных превращений материалов четных и нечетных лепестков различны.

1733745

2/7- У

2п нЧ д /ФМ j(А4 т

45

Составитель А, Лямин

Редактор А. Долинич Техред М.Моргентал Корректор Н. Король

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 Р

Заказ 1653 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к опорным устройствам для вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и касается упругих опор вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в газодинамических лепестковых опорах турбоагрегатов

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбин
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в радиальных опорах с газовой смазкой
Наверх